Конспект урока. Тема: "Категория состояния"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Уроки по теме "Категория состояния". Новая тема, закрепление, развитие речи, контроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Изучение темы «Категория состояния как часть речи»
1. Сопоставительный анализ предложений.
- Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим грамматические основы:
1)Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень бы стро.
2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло не милосердно.
(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние окру жающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)
- Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с ка кой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45 - и найдите такие слова.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника. Слова, которые относятся только к категории состояния: зно било, дышится.
3. Беседа по изученному материалу.
- Что общего у категории состояния и наречия? (Слова кате гории состояния тоже не изменяются; как и наречия, могут быть выражены в сравнительной степени.)
- Что общего у категории состояния и глагола? (Слова кате гории состояния, как и глагол-сказуемое, синтаксически не зависимы.)
- С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.
2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.
Домашнее задание §45, упражнение 277.
Урок 2. Категория состояния и другие части речи
Цели: закрепить понятие о категории состояния как самостоя тельной части речи; научить отличать категорию состояния от гла голов и наречий.
Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.
1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) Сутра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожидан но быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно.
8) Тихо вокруг.
(Состояние природы — предложения 3, 6, 7, 8. Состояние чело века — предложения 1, 2, 4, 5.)
II. Проверка домашнего задания
1. Докажите, что категория состояния – самостоятельная часть речи.
Упражнение 277: проверка по цепочке.
Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло), 4 (поздно, холодно), 6 (было тихо и жарко). Эмоциональное состояние человека - предложения 2 (скучно, грустно), 3 (скучно, гадко), 5 (смешно) Физическое состояние человека - предложение 5 (больно). Интеллектуальное состояние человека - предложение 7 (ясно было).
III. Отличие слов категории состояния от других частей речи
1. Слова категории состояния и глаголы.
- Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контек ста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. По тренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.
Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет. Например:
1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).
2) Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).
- Разберем один нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет: 1) кофе что делает? пахнет; 2) пахнет чем? кофе. В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.
— Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что су ществительное кофе относится к разряду несклоняемых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую си туацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.
В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
— Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжест венно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Не красов.) Работа продвигалась трудно.)
— Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксиче ски независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно; пела как? чудно; грозен насколько? к какой сте пени? больно (отметим разговорный характер этого слова, най дем синонимы: очень, слишком); продвигалась как? трудно.
3. Слова категории состояния и прилагательные.
- Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он смотрел весело. 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.
(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело); во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем -краткое прилагательное (лицо каково? весело).)
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов,
письменное выполнение.
Комментарий. Состояние природы и человека передается с по мощью слов категории состояния: повеет, хорошо, а также с по мощью прилагательных-эпитетов: теплым, влажные, в пустом, меж: черными, золотыми, ласковое; наречий-эпитетов: ярко, весело, грустно; глаголов: пригреет, повеселело, сияет.
— Обратим внимание на слова весело, грустно: их легко можно перепутать со словами категории состояния. Найдем слово, от которого они зависят: небо сияет как? веселой грустно. Значит, это наречия.
Домашнее задание §45. Упражнение 279.
Урок 3. Развитие речи.
Употребление слов категории состояния в художественной речи
Цель: показать роль слов категории состояния в художествен ной речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначить части речи. Судя по тормозному пути машину пов...ло (с)начал... (в)лев... потом ре(з, с)ко бросило (в)прав... (Б. Акунин.)
(Судя по тормозному пути, машину повело сначала влево, по том резко бросило вправо. Наречия — сначала, влево, потом, резко,, вправо; слова категории состояния: повело, бросило.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 279: выразительное чтение, краткий пересказ от рывков, выполнение заданий.
Комментарий. Тип текста первого отрывка - повествование: выделенные слова показывают ряд последовательных действий.
Словосочетания с наречиями: жестоко страдал, только теперь почувствовал.
Словосочетания со словами категории состояния: было стыдно, стало необыкновенно весело, как хорошо выйти, как славно и легко на душе.
III. Употребление слов категории состояния в художественной речи
Задание: найти или вспомнить предложения со словами катего рии состояния из художественных произведений и записать их.
Можно устроить соревнование: кто за определенное время (8—10 минут) найдет больше примеров. Учитывается и выразитель ность примеров.
Например:
1) На другой день гусару стало хуже. (А.С. Пушкин, «Станционный смотритель».)
Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо-хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо.
2) Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В.А. Жуков ский.)
3) С души как бремя скатится, Сомненья далеко -
И верится, и плачется, И так легко, легко...
(М. Лермонтов.)
4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И.С. Тургенев.)
5) Маленькой елочке холодно зимой.
— Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребля ются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состоя ния природы (описание пейзажей).
Домашнее задание § 45. Упражнение 281 (подготовка к сжатому изложению).
Урок 2. Морфологический разбор категории состояния
Цели:
- показать порядок разбора слов категории состояния;
- со вершенствовать навыки анализа и пересказа текста.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте
части речи. Опадали последние, ослепительно желтые листья кленов, под ногами шуршало, небо ясное, воздух чист и прозрачен.
II. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам упражнения 281.
- Слова категории состояния: торжественно, тихо. Общее зна чение-состояние природы; синтаксическая роль - сказуемые.
Стиль текста - художественный с элементами публицистиче ского (вопросительные предложения; цель текста - привлечь вни мание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном.)
III. Сжатое изложение
Учитель читает текст один раз, ученики пересказывают текст в 4-6 предложениях.
IV. Изучение темы «Морфологический разбор категории
состояния»
План морфологического разбора дается в учебнике - § 46. Ученики изучают тему самостоятельно.
Обсуждение вопроса:
- Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологиче ского разбора деепричастия, наречия и категории состояния? (Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяе мые части речи, поэтому у них невелик набор грамматиче ских признаков.)
V. Выполнение упражнений
Упражнение 280: морфологический разбор слов категории со стояния. Разбор слов из 1-го предложения выполняется у доски (письменно и устно), слов из 2-го и 3-го предложений - 1 -й вариант, из 4-го и 5-го предложений - 2-й вариант (письменно в тетрадях).
Домашнее задание §46. Упражнение 282.
Урок 5. Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью ар гументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознако мить учеников с основными научными заслугами А.Х. Востокова.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочине ния-рассуждения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сде лайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова кате гория состояния. Река вздулась бл...стящ...м бугром и угрюмую скалу оторочило вор...тником белой пены. (А. Иванов.)
(Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены.
Оторочило - категория состояния.)
II. Чтение и обсуждение текста «А.Х. Востоков» (упражнение 283)
Комментарий. Основная мысль текста: А.Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки.
III. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
1. Обсуждение темы: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»
(Обмен мнениями.)
2. Выбор типа текста: рассуждение.
3. Составление плана.
I. Тезис: категория состояния - самостоятельная (несамостоя тельная) часть речи. П. Доказательство (аргументы). III. Вывод.
Комментарий. Аргументы против утверждения, что катего рия состояния - самостоятельная часть речи:
1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского «Обыкновенная земля»).
2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.
3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.
4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями {весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).
Вывод: слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.
Аргументы за утверждение, что категория состояния - само стоятельная часть речи:
1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений дейст вительности, категория состояния тоже.
2) Большинство слов категории состояния не изменяются.
3) Слова категории состояния имеют четко выраженную син таксическую роль в предложении - являются сказуемыми.
4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.
Вывод: слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.
4. Написание черновика сочинения.
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение.
План урока русского языка 7 класс
Повторение темы «Категория состояния»
Цели урока:
1. Повторить категорию состояния, сопоставляя её с другими частями речи, в частности, с наречием.
2. Закрепить умение находить и определять роль слов категории состояния в тексте.
3. Повторить особенности составления текста сочинения-рассуждения.
4. Подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
5. Продолжить работу по овладению речевыми навыками, умению выражать свои мысли.
6. Развивать умение отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения.
Оборудование: Учебник: Русский язык / Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006, с. 124 – 130
Эпиграф к уроку: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи» (В.В. Виноградов).
I. Лингвистическая разминка. Задание: спишите с доски предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи. (Один человек работает у доски, остальные – в тетрадях.)
Судя по тормозному пути машину пов..ло (с)начал.. (в)лев.. потом ре(з,с)ко бросило (в)прав.. . (Б. Акунин.)
(Судя по тормозному пути машину повело сначала влево, потом резко бросило вправо. Наречия – сначала, влево, потом, резко, вправо; слова категории состояния – повело, бросило.)
II. Морфологический разбор слов категории состояния из разобранного предложения: повело, бросило. Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях.
III. Анализ текста, который предъявляется учащимся в распечатанном виде.
1. Задание: выразительно прочитайте отрывок из рассказа В. Чаплиной «Белянка».
Витя встал и подошёл к окну. Ах, как темно за окном! Даже не видно ни одной звёздочки.
Витя вышел во двор…
Пока он бежал деревней и полем, ему совсем не было страшно. Но вот он вошёл в лес. Лес стоял тёмный, как будто совсем незнакомый. Он шумел каким-то особенным ночным шумом, и среди сосен то тут, то там виднелись белые стволы берёз. Вите даже показалось, что это не берёзы, а какие-то высокие существа в белых одеждах. Вите стало страшно. Так страшно, что он уже хотел вернуться обратно.
– Что представляет собой данный отрывок (тип и стиль речи)?
– Какое настроение передаёт автор? С помощью каких языковых средств ему удаётся это сделать?
– Что обозначают выделенные слова? (Состояние природы и человека.)
– Какие слова выражают состояние природы, какие – человека?
– Чем они отличаются от наречий? Для ответа на этот вопрос сопоставим два предложения. Запишите их под диктовку и разберите по членам, выявив синтаксическую роль слова тихо.
1) Тихо льётся с клёнов листьев медь… (С. Есенин).
2) Тихо в комнате пустой. Благинина).
– В первом предложении тихо – обстоятельство образа действия, отвечает на вопрос как? (льётся как? каким образом?), выражено наречием, которое обозначает признак дёйствия. Тихо во втором предложении – это сказуемое. Оно отвечает на вопрос каково в комнате? Это слово не обозначает признака действия (или другого признака, или предмета). Здесь оно передаёт состояние окружающей среды. Являясь сказуемым, это тихо не относится ни к одному слову в предложении (подлежащего в нём нет), но само может иметь при себе зависимые слова: тихо (где?) в комнате.
2. Задание: прочитайте текст. Подумайте, какие чувства переданы в отрывке из рассказа А.П. Чехова. Передайте их при чтении вслух.
Я отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.
Было темно… Я зажег спичку. Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи…
Было темно… В оконной вентиляции тоскливо жужжал ветер. В печи монотонно насвистывал свою однообразную песню сверчок. Я поспешил зажечь спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения, а напротив. Страшный, невыразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул, пошатнулся и, не чувствуя себя, выбежал вон.
А.П. Чехов
– Что помогает передать чувство страха, «невыразимого ужаса»? Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? С какой целью?
– Какое предложение трижды повторяется в тексте? Как вы думаете, почему? Что дает этот троекратный повтор для понимания замысла автора? Какие части речи входят в состав этого предложения? Докажите.
– Сделайте вывод о значении слов категории состояния в текстах художественной литературы. (Слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей).)
IV. Подготовка к домашнему сочинению на лингвистическую тему. Чтение задания к упр. 282 (с. 130). Беседа.
1. Как вы думаете, правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?
– Среди лингвистов нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды, состояние человека. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями.
2. Вспомните известные вам типы речи. Выберите тип текста своего сочинения. ( Рассуждение.)
3. Какова композиция сочинения-рассуждения? Составление плана предстоящего сочинения, запись его в тетрадях.
I. Тезис: категория состояния – самостоятельная (несамостоятельная) часть речи.
II. Доказательства тезиса (аргументы).
1. Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.
2. Большинство слов категории состояния не изменяются.
3. Слова категории состояния имеют чётко выраженную синтаксическую роль в предложении – является сказуемыми.
4. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.
III. Вывод: слова категории состояния – самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.
Комментарий. Аргументы против утверждения, что категория состояния – самостоятельная часть речи:
1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского «Обыкновенная земля»).
2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.
3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.
4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печёт, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).
Вывод: слова категории состояния – не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.
Аргументы за утверждение, что категория состояния – самостоятельная часть речи:
1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.
2) Большинство слов категории состояния не изменяется.
3) Слова категории состояния имеют чётко выраженную синтаксическую роль в предложении – являются сказуемыми.
4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.
Вывод: слова категории состояния – самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.
V. Подведение итогов урока.
– Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова В.В. Виноградова?
VI. Домашнее задание (по выбору).
1. Упражнение 282: написать сочинение-рассуждение на тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»
2. Составить похвальное слово категории состояния как части речи.
VII. Закрепление навыков пунктуационного оформления сложных предложений (если позволит время). Задание: запишите под диктовку предложения, составьте их схемы, устно объясняя постановку знаков препинания.
1) Тихо уж очень, и собаки не лают. (А. Гайдар). 2) В воздухе уже не так сильно пахло, в нём снова как будто разливалась сырость. (Тургенев). 3) Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. (Тургенев). 4) В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окном, пахло свежей зеленью. (В. Белов). 5) Тоня зажгла нам керосиновый фонарь, и от его красного цвета стало таинственно уютно. (В. Белов).
Контрольная работа
Слова категории состояния
1 часть диктант
Я отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.
Было темно… Я зажег спичку. Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи…
Было темно… В оконной вентиляции тоскливо жужжал ветер. В печи монотонно насвистывал свою однообразную песню сверчок. Я поспешил зажечь спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения, а напротив. Страшный, невыразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул, пошатнулся и, не чувствуя себя, выбежал вон.
А.П. Чехов
2 часть
I. Найдите верный ответ. Слова категории состояния – это часть речи, которая обозначает:
1-й вариант
1) предмет;
2) признак предмета;
3) действие предмета;
4) состояние природы.
2-й вариант
1) признак как предмет;
2) действие предмета;
3) признак предмета;
4) физическое состояние живых существ.
II. Найдите верный ответ. Слова категории состояния:
1-й вариант
1) изменяются по числам;
2) изменяются по падежам;
3) не изменяются;
4) изменяются по родам.
2-й вариант
1) изменяются по родам;
2) не изменяются;
3) изменяются по падежам;
4) изменяются по числам.
III. Каким членом предложения являются слова категории состояния:
1-й вариант
1) Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
2-й вариант
1) Дополнение;
2) определение;
3) сказуемое;
4) обстоятельство;
5) подлежащее.
IV. Укажите предложение, в котором есть слова категории состояния.
1-й вариант
1) На улице пасмурно.
2) Охота уже началась.
3) Его письмо было жестоко.
4) Утро тихо и туманно.
2-й вариант
1) Бесшумно повернулся ключ в замке.
2) Ученик рисовал красиво.
3) Его лицо было радостно.
4) Мне отчего-то грустно.
V. Укажите предложение, в котором нет слов категории состояния.
1-й вариант
1) Им было очень весело.
2) Я долго стоял у окна.
3) В ее комнате было уютно.
4) Сегодня так светло кругом...
2-й вариант
1) У камина было уютно и тепло.
2) Ему стало невесело от ее слов.
3) Озеро было прозрачно и тихо.
4) Нам пора уходить.
VI. Укажите неверный ответ. Слова категории состояния образуют следующие группы слов:
1-й вариант
1) весело, тихо, тепло;
2) пора, лень, грех;
3) вчера, сегодня завтра;
4) надо, можно, стыдно.
2-й вариант
1) нельзя, жаль, совестно;
2) охота, грех, лень;
3) светло, смешно, весело;
4) дружно, обратно, нарочно.
VII. Укажите, каково значение слов категории состояния в данном предложении:
Шалун уж отморозил пальчик: / Ему и больно и смешно / А мать грозит ему в окно. (А.С. Пушкин)
1-й вариант
1) Физическое состояние и эмоциональное состояние человека;
2) интеллектуальное состояние;
3) состояние природы;
4) состояние природы и эмоциональное состояние человека.
2-й вариант
1) Состояние природы и эмоциональное состояние человека;
2) состояние природы;
3) интеллектуальное состояние;
4) физическое состояние и эмоциональное состояние человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слова категории состояния"
Конспект урока, презентация и рабочая карта урока по теме "Слова категории состояния"...
Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....
Конспект урока "Слова категории состояния"
Конспект урока "Слова категории состояния" включает в себя собственно разработку урока, презентацию к уроку, дополнительный раздаточный материал. В ходе урока учащиеся должны научиться разли...
Конспект урока "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цель: обобщить и систематизировать и закрепить знания по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».Формируемые УУД:предметные: закрепить знания учащихся об основных понятиях, физическ...
Конспект урока русского языка в 7 классе и презентация по теме "Категория состояния"
Тема «Слова категории состояния» входит в содержание учебного материала за курс 7 класса . Перед изучением данной темы пройден раздел «Наречие». Конспект урока р...
Конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Категория состояния"
Разрботка урока по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния". Работа содержит цели, задачи, проблемный вопрос, задания в группах и самостоятельно, карточки для работы....