Урок развития речи в 7 классе. Сжатое изложение.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Бокова Наталья Владимировна

Подготовка к написанию сжатого изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._obuchenie_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 7 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения

Цели:

Образовательная: формировать умения

  1. отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части),
  2. сокращать текст разными способами,
  3. правильно и логично излагать свои мысли,
  4. точно использовать языковые средства при обобщенной передаче материала.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы будем писать изложение по тексту, который посвящен космонавтике.

Кто скажет, почему тематика именно такая? С чем это связано? А что вы знаете о космонавтике, космонавтах, космосе?

           С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

         Согласно древней  мудрости, две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой и совесть внутри нас …

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: «Что тут особенного?»  Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса, а 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин.

  1. Организационный момент, сообщение целей урока. Беседа.

Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Вспомните, пожалуйста,

  1. что значит «сжато пересказать текст»?
  2. чем сжатое изложение отличается от подробного?

В жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать текст, то есть как бы сжимать его. При этом мы должны уметь

  1. отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части),
  2. сокращать текст разными способами,
  3. правильно и логично излагать свои мысли,
  4. точно использовать языковые средства при обобщенной передаче материала.

  1. Работа с памятками (памятки находятся на столе у каждого учащегося).

Ребята, прежде чем мы обратимся непосредственно к тексту изложения, давайте вспомним основные этапы работы написания изложения и способы сжатия текста, обратившись к памяткам для учащихся..

Памятка № 1

«Как писать сжатое изложение»


1. Внимательно прослушайте или прочитайте текст.
2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
3. Вспомните и запишите ключевые слова темы.
4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
5. Сохраняйте тип речи (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод). 
6. Выделите микротемы и составьте план.

7. Отметьте существенное в каждой части.

8. Определите способ сокращения.
9. Напишите черновой вариант изложения. Проверьте написанное изложение.
- нет ли у вас грамматических ошибок, 
- не нарушена ли связь слов, 
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.
Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Конечно же, основной момент при написании сжатого изложения – это умение его сжать. Какие способы сжатия вы знаете?

Памятка № 2

Способы сжатия текста

  1. На уровне содержания:

  1. Разделение информации на главную и второстепенную   - исключение подробностей, деталей
  2. Свертывание исходной информации – обобщение единичных явлений
  3. Сочетание исключения и обобщения

  1. На уровне языка:

А) Слияние нескольких предложений в одно

Б) Исключение

  1. повторов,
  2. фрагментов предложений,
  3. одного или нескольких синонимов

В) Замена

  1. простого предложения второстепенным членом предложения
  2. части предложения местоимением
  3. однородных членов обобщающим словом
  4. фрагмента предложения синонимом
  5. сложного предложения простым
  6. прямой речи обычным предложением

  1. Первое прослушивание (прочтение) текста.

В школе космонавтов

В космосе полная тишина. Космонавту долгие дни, недели и месяцы придется быть вдали от Земли, от людей. Космонавтов надо подготовить к этому испытанию. Вот в Центре подготовки космонавтов и устроили «класс тишины».

Маленькая комната: три шага в длину, три шага в ширину. Снаружи она похожа на рубку корабля, а изнутри - на кабину самолета. Дверь у кабины тяжелая, стальная, звуков не пропускает. Для космонавта подготовлено все необходимое: одежда, продукты питания. В кабине достаточное освещение. На стенках полки с книгами, в правом углу умывальник, на столе часы. Космонавт может говорить, его снаружи услышат, а он никого услышать не может.

По другую сторону двери в просторной светлой комнате трое дежурных внимательно слушают каждое слово космонавта, смотрят на экран телевизора, следят за каждым движением.

Не знает космонавт, сколько времени ему предстоит провести в «классе тишины». Читает, занимается, выполняет задания. Так проходят дни.

Трудное это испытание. Но в «классе тишины» провел долгие недели каждый наш космонавт.

  1. Беседа после первого прочтения.

  1. О чем этот текст? Какова его тема?

(о школе космонавтов)

  1. Определите главную мысль текста. Каков замысел автора?

(Чтобы космонавт смог долгое время находиться без общения с людьми, его готовили к этому трудному испытанию, поместив в «комнату тишины»)

  1. Определите тип речи.

(описание с элементами повествования)

  1. Выделите микротемы:

  1. Школа космонавтов
  2. «Класс тишины»
  3. Под наблюдением
  4. Трудное испытание

  1. Написание изложения.

Памятка № 1

«Как писать сжатое изложение»


1. Внимательно прослушайте или прочитайте текст.
2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
3. Вспомните и запишите ключевые слова темы.
4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
5. Сохраняйте тип речи (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод). 
6. Выделите микротемы и составьте план.

7. Отметьте существенное в каждой части.

8. Определите способ сокращения.
9. Напишите черновой вариант изложения. Проверьте написанное изложение.
- нет ли у вас грамматических ошибок, 
- не нарушена ли связь слов, 
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.

Памятка № 2

Способы сжатия текста

  1. На уровне содержания:

  1. Разделение информации на главную и второстепенную   - исключение подробностей, деталей
  2. Свертывание исходной информации – обобщение единичных явлений
  3. Сочетание исключения и обобщения

  1. На уровне языка:

А) Слияние нескольких предложений в одно

Б) Исключение

  1. повторов,
  2. фрагментов предложений,
  3. одного или нескольких синонимов

В) Замена

  1. простого предложения второстепенным членом предложения
  2. части предложения местоимением
  3. однородных членов обобщающим словом
  4. фрагмента предложения синонимом
  5. сложного предложения простым
  6. прямой речи обычным предложением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Подготовка к изложению "Одежда поморов". Урок развития речи.

Урок предназначен для обучающихся 7 класса. В урок включён региональный компонент....

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").

Конспект урока по программе "Школа 2100", соответствует требованиям ФГОС....

Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения

Интегрированный урок в 9 классе -  подготовка к  написанию изложения с элементами сочинения   по тексту рассказа  В.П.Астафьева «Музыка»...

Урок развития речи в 5 классе "Изложение"

Урок развития речи "Изложение".  Изложение по тексту В.П.Катаева "Пень"....

Урок развития речи в 5 классе Изложение.К Паустовский Шкатулка

Презентация к уроку развития речи в 5 классе Изложение...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...