Существительные собственные и нарицательные
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку в 5 классе в аспекте ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnye_sobstv_i_naric.zip | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме:
«Имена существительные
собственные и нарицательные»
в соответствии с ФГОС
Учитель: Пшеничникова Любовь Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Белореченска
Предмет русский язык класс 5
Авторы: программы М.Т.Баранов, учебника Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова
Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные
Цель урока: научить пятиклассников различать имена существительные собственные и нарицательные, правильно писать имена собственные.
Планируемые результаты:
личностные: обеспечить значимость решения учебных задач, указывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
межпредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
предметные: научиться различать имена существительные собственные и нарицательные, употреблять имена существительные собственные и нарицательные
Понятия: имена существительные собственные и нарицательные
Задачи:
- Обучающие—объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных
- Развивающие— способствовать развитию учебно-позновательной, информационной, языковой и коммутативной компетенции.
- Воспитательные—продолжить формирование опыта работы в паре, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.
Тип урока: освоение новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Техническое оборудование— компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презенация
Структура урока:
- Организационный момент .
- Изучение новой темы. Работа с текстом. Заполнение анкеты.
- Закрепление.
- Подведение итогов работы. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Оборудование: мультимедиа (презентация «Имена существительные собственные и нарицательные»), учебник «Русский язык 5» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, карта Краснодарского края.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развитие компетенций |
| Приветствие. Настрой учащихся на работу, Организация внимания, проверка готовности к уроку. Объявление темы урока. | Подготовка к уроку. Приветствие учителя, запись темы урока | |
| После объявления темы урока предлагает учащимся поставить цель урока. Дополнив и уточнив их высказывания, предлагает познакомиться с планом работы, который представлен на слайде №3 презентации:
| Работают в парах. Выдвигают ответы на поставленный учителем вопрос. Ставят цель урока. | Развевают учебно-познавательные компетенции: ставят цель урока и учатся ее достигать; Коммуникативные компетенции: овладевают способами совместной деятельности в паре. |
| После знакомства с текстом предлагает учащимся ответить на вопросы:
| Знакомятся с печатным текстом (он выразительно прочитывается вслух) с целью нахождения новой информации. Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и т.д.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Волга, Иван, Украина) Страна—это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой—имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Одна из его повестей называется «Детство». Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень! Иногда эти имена состоят не из одного слова, а из нескольких и называются собственными наименованиями: например, Нижний Новгород, «Кавказский пленник», Большая Медведица. Работая в парах, подчеркивают ключевые слова в тексте, приводят примеры нарицательных и собственных имён существительных, собственных наименований. | Развиваются коммуникативные комплектации: учатся выделять ключевые слова, искать нужную информацию в тексте. |
| Предлагает обсудить вопрос: Чем отличаются имена существительные собственные от нарицательных? | Анализируют таблицу: Нарицательные существительные . Называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица). Собственные существительные Это названия отдельных лиц, предметов (Анна, Москва). | Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. |
| Предлагает познакомиться с новой информацией | Слушают сообщение заранее подготовленной ученицы о происхождении терминов собственный и нарицательный: Слово «собственный» происходит от старославянского собьство, что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати—называть. | Развивают информационные компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации. |
11.Это интересно
| Предлагает заполнить 1 и 2 пункты и ответить на вопрос: какое имя существительное собственное для каждого человека самое важное? Просит ответить на вопрос, как пишутся географические названия Обращает внимание, как пишутся заглавия книг (слайд № 7) Спрашивает, интересной ли была презентация журналов. Какие журналы дети читают дома? Обращает внимание, как пишутся названия журналов (слайд №8) Задаёт исторические вопросы (слайд №9) С какими историческими событиями связаны эти даты?
Демонстрирует иллюстрации к мультфильмам (слайд № 11) просит вспомнить их названия. Обращает внимание на то, как пишутся названия мультфильмов? (Образец на слайде №12) Задаёт исторические вопросы: (слайд №9)
Демонстрирует иллюстрации к мультфильмам (слайд №11) просит вспомнить их названия. Обращает внимает на то, как пишутся названия мультфильмов?(образец на слайде № 12) Предлагает ученикам проанализировать записи, сделанные в анкете:
Учитель рассказывает пятиклассникам о переходе имён существительных собственных в нарицательные (слайд №13) и просит определить, как образовались существительные собственные. Организует деятельность учащихся по отработке полученных навыков написания имён существительных собственных. | Заполняют анкету
Смотрят презентацию «Секрет моего имени», приготовленную ученицей. Заполняют 3,4,5 пункты анкеты, объясняют правописание имён существительных собственных: Россия, Краснодарский край, Краснодар, Белореченск. Группа учеников, изучавших имена собственные на географической карте (слайд №6) Краснодарского края, задаёт вопросы классу:
Заранее подготовленная ученица просит определить, из какого произведения она прочитала отрывок, кто его автор. Записывают образец в анкету: Рассказ И.С.Тургенева «Муму» Группа учеников искала имена собственные в школьной библиотеке. Они представили журналы «Юный эрудит», «Коллекция идей» рассказали, что интересного и познавательного нашли в них. Продолжает заполнение анкеты (пункт 11) Называют исторические даты: Великая Отечественная война День Победы. Заполняют 12 пункт анкеты. Ученик читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» и задаёт товарищам вопросы:
Смотрят иллюстрации, вспоминают названия мультфильмов. Заполняют пункт 13 анкеты. Записывают образец написания названий мультфильмов (слайд № 11): «Каникулы в Простоквашино» «Кот в сапогах» Работают в парах. Анализирует записи анкеты, определяют, каких существительных больше—нарицательных или собственных. Отвечают на другие вопросы учителя. Слушаю учителя, знакомятся с информацией на слайде: Многие нарицательные имена образовались от собственных: пломбир—Пломбьер персик—Персия (Иран) определяют, как образовались эти существительные собственные:
Работают в парах. Выполняют практическое задание. Найди пару и исправь ошибки. Озеро Опять двойка Край А.С.Пушкин Писатель Байкал Картина Краснодарский Поэт «Л.Н.Толстой». | Развивают языковые компетенции: пишут грамотно, учатся находить и обозначать новую орфограмму. Ученица демонстрирует информационные компетенции: умения самостоятельно осуществлять анализ о отбор необходимой информации, умения ее преобразовывать и представлять в виде презентации. Приобретают учебно-познавательные компетенции через развитие самостоятельной познавательной деятельности; коммуникативные через говорение: одни учатся задавать вопросы, а другие—конструируют ответ. Развиваются языковые компетенции: дети учатся правильно писать географические названия, заглавия книг, журналов. Развиваются общекультурные компетенции. Развиваются коммуникативные компетенции: одни задают вопросы, другие формулируют ответы. Развиваются языковые компетенции: дети учатся правильно писать названия мультфильмов. Развиваются учебно-познавательные компетенции (интеллектуальная активность, самостоятельная мыслительная деятельность); Коммутативные через говорение: учатся формулировать ответы на поставленные учителем вопросы. Развиваются учебно-познавательные компетенции: самостоятельная мыслительная деятельность. Развиваются учебно-познавательные и языковые компетенции: учатся применять знания для решения практических задач. |
| Предлагает ученикам ответить на вопросы:
Поставьте себе оценку за работу на уроке. | Говорят, что узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Интересной была презентация ( презентация учащегося) о своём имени, рассказ ребят о журналах «Юный эрудит», «Коллекция идей». | Развиваются учебно-познавательные компетенции: умение анализировать свою учебную деятельность. |
| Предлагает разноуровневые задания. Творческим ребятам: узнать секрет своего имени. |
Ваня приехал к бабушк…Елен… Сергеевн.. в деревню (К,к)асьяново. Она угощала внука румяными п…рогами и к..нфетами Белоч?ка. ваня вместе с с…обакой (П,п)альмой бегал на реч?ку (Л,л)иствянку. Там купался, загорал и ч…тал журналы Юный натуралист и Свирелька.
Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, кинотеатр (С,слава), громкая (С,с)лава, завод (С,с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым.
| Будут развиваться учебно-познавательные и языковые компетенции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...
урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"
Презентация рекомендована для индивидуального обучения....
Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные"
Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные " проводится в 5 классе коррекционной школе VIIIвида....
Презентация по теме "Существительные собственные и нарицательные"
Данная презентация составленна для урока в 5 классе по теме "Существительные собственные и нарицательные"коррекционной школы VIII вида....
Имя существительное – собственное и нарицательное
Имя существительное – собственное и нарицательное. Ход урока...
Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...