Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Карпова Юлия Сергеевна

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся предложены интересные задания и для самостоятельной работы, и для групповой работы.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc66.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt1.77 МБ
Office presentation icon sobstvennye_i_naricatelnye_novye.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие.

Имена существительные

 собственные и нарицательные.

Цель: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных.

Задачи:  повторить ранее изученный материал об имени существительном;

                   формировать умение отличать имена собственные от

                    нарицательных, умение правильно писать имена собственные

                   (с заглавной буквы, в кавычках);

               развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление,

                    умение сравнивать, группировать, делать выводы;

            ⁂ воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его

                    познанию, воспитание самостоятельности, объективности в

                    оценивании себя.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта города, маршрутный лист, мультимедийный проектор.

    Эпиграф к уроку:

                                                                            Всякий шаг вперед должен опираться

                                                                                         на повторение прежнего.

                                                 К. Д. Ушинский.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Определение темы и цели урока.

     По слогам твердим едва осиля

     Вяжущую губы немоту:

     Мама, небо, хлеб, роса, Россия –

     Камушком катается во рту... –

     Так предлагают нам поэты

     Задуматься о том, что говорим

     О том, что сказано впервые,

     О том, что помним, любим и храним.

     Интересный день сегодня и урок

     Цель наша – узнать и вспомнить,

     А также запомнить, как стишок

     Правила о главной части речи –

     Имени существительном

II. Повторение.

   - Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну

      Морфологию.

  1. Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки?

   - Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах. Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий..

   Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – не большое, но очень важное:

  1. Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока:

     Имена существительные собственные и нарицательные.

   - Это название улицы, которую мы сегодня расшифруем. И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запищите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы?

            Вместе сядем в катер, соберем рюкзак

            Карта, компас, лупа – как любой моряк –

            Знания в багаж, почтовых голубей...

            Пусть нам завидует Джек Воробей!

            У каждого из нас маршрутный лист,

            На остановках нас ждут задания.

            Должны мы улицу сию пройти

            И разгадать загаданное таяние.

   - Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание.

  1.  «Четвертое лишнее» - устно
  1. жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох;
  2. цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть;
  3. врача, фальши, товарища, роща.

    - Кто ответил, выставляет себе баллы.

    - Ну что, ребята, в путь!

    - Вот мы и подъехали к городу. Нас встречает

  1. «Синтаксический причал».

Синтаксический причал

Нас непременно повстречал,

Задание припас для нас-

Должны исполнить в тот же час!

Маршрутный лист, перо в руке –

Работа синтаксическая.

Выполняем, но при этом –

Настроение лирическое.

- Задание 2 – запишите предложение:

   В мамином сердце всегда горит любовь к малышу.

  1. .Вопрос 1

                    Внимание ваше обращено

                 На предложение, в котором

                 Какой части речи особо полно?

                 Скажем?! Попробуем?!

(имя существительное - перечислим)

  1. Вопрос 2

                       Чем в предложении чаще всего

                       Может быть существительное?

                       На этот причала вопрос

                       Ответьте незамедлительно!

(подлежащее и дополнение – подчеркнем их)

  1. Выполнили задание, идем дальше по карте. Перед нами замок. От него уходят группы улиц. Подойдем к уже знакомой улице – Одушевленности.
  1. Улица «Одушевленности».

Синтаксический причал покинув,

Выполнив задачи без ошибок,

Ждет нас увлекательное путешествие

По улице удач, пятерок и улыбок

Маршрутный лист подсказывает нам

О том, что вышли к улице Одушевленности,

На которой притаилось задание.

  1. Слушаем вопрос: расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Кто ответил – ставьте себе балл.

              Задание 3.

             Вот суть задания –

            Имена существительные

            Одушевленные и неодушевленные

            В тексте найти и выписать,

            Распределив на два столбика.          

Я помню руки матери моей,

и я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

святее вас нет ничего на свете

Н. Рыленков.

III. Изучение нового материала.

   - Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его?

◄ Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь

     такой вопрос. Существительное медведь собственное или

     нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю,  из леса

     в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите!

   - Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица.  

  1. «Собственные и нарицательные существительные».
  1. Итак, запишем слово – медведь. Как назовем?
  2. Какие животные живут у вас дома?
  3. А какую кличку вы им дали?
  4. У вас в классе есть девочки и мальчики, записываю.
  5. Какое имя девочки вам нравится, а мальчика?
  6. Вы живете в городе или деревне? В каком?
  7. Я записала слова в 2 столбика. А можете объяснить почему?

медведь                    Миша

собака                      Гром

кошка                       Федор

мальчик                    Саша

девочка                     Катя

город                        Барабинск

  1. В 1 столбике слова называют однородные предметы – это нарицательные существительные, 2 столбик – единичные – это собственные.

   Имена существительные называют различные предметы: дерево, город, книга, река, газета. Одинаковые или однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Например, есть множество различных книг, но о каждой из них мы можем сказать: это – книга. О любой кошке мы говорим: это – кошка. Такие существительные, которые называют однородные предметы, являются нарицательными.

   Но если нужно выделить какой-то отдельный предмет из всей группы, ему дают специальное название. Существительные, которые называют единичные предметы являются собственными. Например, каждый город имеет свое название, у каждого человека есть собственное имя, отчество, фамилия. Например,  Новый год, Новосибирск, «Мурзилка», Сережа, Александр Сергеевич Пушкин.

  1. Еще раз посмотрим на записанные слова, скажите, к каким существительным отнесем слова из 1 столбика? Почему? (нарицательные, так как называют однородные предметы). Слова 2 столбика? Почему? (собственные, так как называют единичные предметы).
  2. Сможем ли мы теперь помочь Ивану-царевичу? Слово медведь – какое существительное?

   Имена собственные могут состоять из одного слова: Енисей, Сергей, или из нескольких слов: М. Ю. Лермонтов, Нижний Новгород.

Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, кораблей, поездов и др. Имена собственные пишутся с большой буквы, а названия книг, газет, журналов, кинофильмов выделяются кавычками: журнал «Мурзилка», газета «Аргументы и факты», мультфильм «Трое из Простаквашино».

IV. Закрепление.

  1. Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? Устно

 сказка                    «Колобок»

 журнал                  «Мурзилка»

 город                      Куйбышев

 река                        Валга

озеро                       Байкал

Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание.

  1. Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Улица Мира

Кинофильм «Дневной Дозор»

Сказка «Теремок»

Шоколад «Белочка»

Яхта «Беда»

Газета «Свежий ветер»

Город Кемерово.

  1. Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными?                            
  1. Дорога «Любопытных».

Задание 6. Даны слова:

Вести, сережка, костер –

Составим  словосочетание.

Одно с нарицательным,

А другое с собственным.

(золотая сережка, приветливый Сережка, хорошие вести, информационные «Вести», яркий костер, интересный «Костёр»)

  1. Выполним задание 7 – запишем упражнение 477, самостоятельно, а затем проверим.
  1. Дополнительный вопрос - А кто-нибудь знает или может догадывается, почему эти две улицы соединены между собой? Я приглашаю вас в замок, где есть необычный музей. Послушаем рассказ, который называется «А вы об этом знали?».
  2. Спасибо за интересный рассказ. Из него мы узнали, что некоторые имена собственные стали нарицательными существительными.

V. Подведение итогов.

     Задание 8.

  1. Какие существительные называются собственными? Пример
  2. Какие нарицательными? Пример.
  3. Подсчитаем свои баллы за ответы и поставим оценки.

 Наша дорога подошла к концу,

На остановке самой последней,

на карте отмечена точка пути.

Внимание! Всё, что мы с вами прошли!

Теперь мы сможем без лести сказать,

Кто был самым умным? Отменно!

Кто не боялся все заданья выполнять?

Безукоризненно на вопросы отвечать? –

5 «А» - непременно!

Путь пройден. Тайна разгадана

Путешествие удалось.

Все собрано. Вещи уложены,

Чтоб завтра нам все же пришлось...

Пришлось и хотелось увидеться

В Великой стране Языка!

VI. Домашнее задание.

  1. Подберите слова, которые тоже получили свои названия от собственных имен существительных. Прочитать правило на странице 195 – 196 упражнение 473.
  2. Анкетирование. Каким вы считаете урок?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Имена существительные собственные и нарицательные" Тема урока:

Слайд 2

Цели урока: 2. дать понятия нарицательных и собственных имен существительных; 1. повторить ранее изученный материал об имени существительном; 3. формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквой, в кавычках).

Слайд 3

Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего. К. Д. Ушинский.

Слайд 4

мама хлеб небо РОДИНА роса Россия

Слайд 7

Четвертое лишнее Жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох. Лестницы, цыплёнок, у гостиницы, с улицы. Врача, фальши, товарища, роща.

Слайд 9

"Синтаксический причал" В мамином сердце всегда горит любовь к малышу. В мамином сердце всегда горит любовь к малышу

Слайд 11

Улица "Одушевленности" Я помню руки матери моей, и я хочу, чтоб повторяли дети: "Натруженные руки матерей, святее вас нет ничего на свете!" Н. Рыленков.

Слайд 12

Проверь себя руки матери на свете дети матерей

Слайд 13

- Шел я лесом и повстречался мне медведь. Задал он мне вопрос. Существительное медведь собственное или нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю, выхода не найду. Помогите?

Слайд 14

сказка «Юный натуралист» город река «Колобок» Байкал журнал Волга Куйбышев озеро Исправь ошибки

Слайд 15

Проверь себя сказка журнал город река озеро «Колобок» «Юный натуралист» Куйбышев Волга Байкал

Слайд 16

Найди соответствие Улица "Беда", шоколад "Дневной Дозор", яхта Кемерово, город "Теремок", кинофильм Мира, сказка "Свежий ветер", газета "Белочка"

Слайд 17

Проверь себя Улица шоколад яхта город кинофильм сказка газета Мира "Белочка" "Беда" Кемерово "Дневной Дозор" "Теремок" "Свежий ветер"

Слайд 18

Дорога "Любопытных" Задание. Даны слова: Вести, сережка, костёр – Составим словосочетание. Одно с нарицательным, А другое с собственным.

Слайд 19

Проверь себя 1. Город Орёл, птица орёл, теплоход "Орёл". 2. Журнал "Огонёк", яркий огонёк. 3. Коренной москвич, комфортабельный "Москвич". 4. Добросовестный труд, газета "Труд".

Слайд 20

А вы об этом знали?

Слайд 21

Количество набранных баллов Оценка 19 – 25 баллов «5» 14 – 19 баллов «4» 10 – 14 баллов «3» меньше 10 баллов «2»

Слайд 22

Домашнее задание Подберите слова, которые тоже получили свои названия от собственных имен существительных. Прочитайте правило на стр. 195 -196, упр. 473.

Слайд 23

Спасибо за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А вы об этом знали? ( Имена существительные собственные и нарицательные ).

Слайд 2

Употребляя в своей речи многие слова, мы порой даже не подозреваем, что эти слова – своеобразные памятники людям.

Слайд 3

Мансарда – жилое помещение на чердаке, под сводами крыши, которое придумал выдающийся французский архитектор Франсуа Мансар

Слайд 4

Пирожное и торт , по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Слайд 5

Мороженое и город При Наполеоне III ( 1852 - 1870 г.г. ) в Париже впервые вырабатывается мороженое в стаканчиках и пломбир (знаменитый пломбир родом из французского города Пломбьер-ле-Бен.)

Слайд 6

Боян и баян Баян получил название от собственного имени. Баян назван именем легендарного древнерусского поэта Бояна, того самого, о котором упоминается в начале «Слова о полку Игореве».

Слайд 7

Адольф Сакс и саксофон Адольф Сакс – бельгийский мастер запатентовал саксофон. Соединил трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом в виде S .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные " проводится в 5 классе коррекционной школе VIIIвида....

Презентация по теме "Существительные собственные и нарицательные"

Данная презентация составленна для урока в 5 классе по теме "Существительные собственные и нарицательные"коррекционной школы VIII вида....

Имя существительное – собственное и нарицательное

Имя существительное – собственное и нарицательное. Ход урока...

Существительные собственные и нарицательные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе в аспекте ФГОС...

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...