Уровневая дифференциация – один из способов ликвидации пробелов в занятиях учащихся.
занимательные факты по русскому языку по теме
Преодоление пробелов в знаниях учащихся – одна из серьезных педагогических проблем. Чаще всего тормозом в обучении школьников является недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников.
Прежде, чем добиться успеха, необходимо изучить эти возможности: уровень развития произвольного и непроизвольного внимания, памяти, мышления; умение сравнивать, обобщать, выделять главное; навыки самоконтроля и т.д.
Только зная это, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровневая дифференциация – один из способов ликвидации пробелов в занятиях учащихся.
Учитель: Винтер Н.Н.
Преодоление пробелов в знаниях учащихся – одна из серьезных педагогических проблем. Чаще всего тормозом в обучении школьников является недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников.
Прежде, чем добиться успеха, необходимо изучить эти возможности: уровень развития произвольного и непроизвольного внимания, памяти, мышления; умение сравнивать, обобщать, выделять главное; навыки самоконтроля и т.д.
Только зная это, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.
Многие дидакты, в том числе и Ю.А. Бабанский, считали, что дифференциация по объему и трудности заданий недостаточна для развития учебных возможностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Задача учителя – довести слабых учащихся до общего уровня, вооружить их приемами умственной деятельности. Работа должна организовываться так, чтобы доза помощи учителя учащимся минимального уровня постепенно снижалась. А на первых порах не обойтись без тщательно разработанных памяток – опор, памяток – алгоритмов, памяток – инструкций и т.д.
Очень важно для слабоуспевающих учащихся развитие памяти. Это упражнения на слуховую, зрительную память; самопроверка заданий по карточке – образцу, по листам самоконтроля; игры на «спрятавшуюся» букву, цифру; рисунок выделить среди точек; работа со словарем на запоминание слов, начиная с 2,3,4,… и т.д.
Так как в классах обычной школы чаще всего выделяются все три уровня учащихся разных познавательных способностей, очень важно определится именно с дифференциацией в организации деятельности учащихся. Например, для минимального уровня давать образцы выполнения лабораторной работы, учитель сам должен выполнить первоначальную работу над ошибками в тетради слабоуспевающего ученика и т.д.
Домашнее задание их уровня – только с разъяснением и не под звонок.
Давая радость посильного труда, учитель обязательно учтет при организации деятельности и учебный темп каждого ученика. Оценивать деятельность будем учитывая личностные критерии, особенно степень старательности.
Эти и еще, конечно, другие условия помогут учащемуся продвинуться в успешности обучения.
Технология разноуровневого обучения.
Теоретическое обоснование данной технологии базируется на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.
Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно постоянные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях:
1) минимальном (государственный стандарт);
2) базовом;
3) вариативном (творческом). (Классификация уровней по Г.Ю. Ксензовой – Тверской государтсвенный университет).
В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:
- всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые своим делом;
- взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получится лучше; это что-то нужно искать;
- неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей.
1) Обучение детей со слабыми способностями (минимальный уровень федеративного образовательного стандарта). Основной подход – так называемое, поддерживающее обучение. Суть его заключается в том, что новая информация выдается порциями, небольшими дозами, в сочетании с индивидуальными знаниями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.
На уроке это выглядит следующим образом. Учитель делает введение новой темы (современный термин – презентация), включает в обсуждение учебного процесса школьников, затем продолжает работу с содержанием нового материала и вновь привлекает учеников к самостоятельному осмыслению и объяснению услышанного. Далее он может дать новую порцию материала с последующей самостоятельной работой учащихся. Для того, чтобы дать ученику почувствовать ответственность за свою работу, предлагается чаще давать ученикам небольшие задания, выполнение которых позволяет проводить самооценку полученных результатов и чувствовать «продвижение» в учебе.
Слабо успевающим ученикам особенно важно раскрыть технику самоконтроля их собственного учения. Учащиеся со слабыми способностями больше других нуждаются в создании ситуации успеха.
2) Обучение детей со средними способностями. Учить детей в таком классе трудно, потому что учитель имеет дело с широким диапазоном интересов и способностей детей, им довольно часто приходится в ходе работы менять цели обучения, изменять темы, содержание нового материала, уровень контрольных тестов. Материал нужно отбирать в соответствии с персональным уровнем, индивидуальными интересами школьников. Некоторым ученикам нужно будет давать одно задание, другим предложить на выбор несколько, а кого-то увлечь инициативными проектами.
3) Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися. Стиль обучения таких детей должен быть не поддерживающим, а стимулирующим, активизирующим к самостоятельной познавательной деятельности. Во время дискуссии учитель поддерживает интенсивный темп работы, задает вопросы, в том числе и такие, которые требуют более высокого уровня самостоятельного мышления. В ходе обсуждения нового материала учитель задает вопрос, внимательно слушает ответ, объясняет, исправляет и задает дополнительные вопросы. Ученики могут работать фронтально или в микрогруппах с последующей общей дискуссией. Другая – одаренные дети – «ведущие маяки»; организующие обучение → выявление потенциально одаренных детей – большая заслуга учителя. Но следует помнить, что обучение этих детей требует специфических методик, в основе которых организующее обучение. Суть его заключается в большом уровне самостоятельности обучаемых, в многовариантности нетрадиционных форм урока, в сильной постоянной эмоциональной поддержке обучающихся со стороны учителя.
Следует понимать, что для способных и одаренных школьников традиционная «пятерка» - не поощрение, они их получают много и без особого труда. Для этих детей гораздо важнее решить трудную задачу и получить результат, к которому они стремились. Так помогите им в этом и не отлучайте от работы отметками, пусть даже они и заслуженно высоки.
Итак, необходимо варьировать методы обучения учеников с хорошими, средними и плохими способностями, а так же в работе с талантливыми и одаренными детьми.
При работе со способными детьми оценивание можно проводить реже, лучше дать возможность учащемуся самому проверить проделанную работу.
В классах с детьми средних способностей необходимо обеспечить так называемое поддерживающее обучение детей и с этой целью предлагать каждому небольшое задание, позволяющее ученику произвести самооценку полученного результата, испытать чувство удовлетворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся
Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся...
Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях учащегося 5 класса за I полугодие
план работы по ликвидации пробелов учащихся за первое полугодие...
Методические рекомендации ликвидации пробелов в знаниях учащихся 5-11 классов по итогам сентябрьских контрольных срезов
Представлен набор примеров на все действия и другие рекомендации...
Организация системы работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях учащихся по математике, отставания и неуспеваемости.
1. Психологические причины отставания в учении 2. Психолого-педагогическая помощь отстающим....
Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способно...
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся 1-2 курсов с использованием элементов дистанционного обучения.
В статье рассматривается организация взаимодействия педагога и учащихся во внеурочное время с использованием элементов дистанционного обучения с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся 1-2 курсов...
"Использование образовательных платформ как один из способов ликвидации пробелов в обучении".
Статья "Использование образовательных платформ как один из способов ликвидации пробелов в обучении". ...