Открытый урок по русскому языку в 5 классе по картине Нисского "Февраль"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Работа по развитию речи, работа с картиной, работа с предметами по масштабности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_po_kartine_nisskogo_fevral.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе (русский язык)
Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Цели:
1. Обучать учащихся сочинению-описанию с элементами рассуждения по картине.
2.Формировать коммуникативные умения и развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
3. Воспитывать нравственное и эстетическое начало.
Ход урока:
Орг. Момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а очень насыщенный, творческий, он будет полон интересными заданиями, которые нам нужно будет выполнить, к нам на урок пожаловали гости, давайте их поприветствуем! А чтобы такой урок у нас вами получился, нужно приложить к своей работе максимум сил и стараний. Как вы видите сегодня, мы будем работать в группах, и у каждой группы будут свои задания, за свою активную работу вы будете награждены хорошими отметками. Начинаем!
Психологическая установка.
- Ребята, вам знакомо выражение «Окрылённый человек» (ответы детей).
- Хотите почувствовать себя окрылёнными?
- Даю вам установку – быть окрылёнными!
- Чтобы установка сработала, надо понять ее.
Объяснение лексического значения слова «окрыленный»:
- Что значит слово «окрыленный»? (воодушевленный);
- Что значит слово «воодушевленный»? (вдохновленный, увлеченный);
Хорошо, молодцы.
Подведение к новой теме, актуализация ранее полученных знаний.
Стать окрылёнными, настроиться на нужный рабочий лад нам поможет композиция из цикла П. И.Чайковского «Времена года» (учитель включает музыкальную композицию и читает стихотворение: «Февраль» (Слайд №1)
На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
(Д. Кедрин)
-Вы прослушали музыкальную композицию из цикла «Времена года», кто-нибудь знает название этого музыкального произведения (ответы детей),
-Ну, давайте заглянем в чувства, мысли, которые вложил творец это произведение
Давайте, ребята посмотрим за окно, какое время года у нас сейчас в гостях? (ответы детей).
- Зима! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Словом можно красиво описать зиму.
- А какой месяц по календарю? (ответы детей). Так вот эта композиция и называется «Февраль».
-Авы услышали какие-нибудь признаки этого месяца в композиции (ответы)
-А в стихотворении, вам удалось прочувствовать то, что подчеркнул поэт, изображая зимнюю природу? Укажите слова: февральский, заиндевелый – покрытый инеем, стужа, зима; цвета зимние: молочно-белый, серебристо-синий
Давайте вспомним, какие поэты описывали зиму, зимнюю сказку, зимнюю природу. (А. С. Пушкин, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, С. А. Есенин, Суриков)
Обобщение: поэты подчеркивают необычность зимней природы, ее красоту. Эти поэтические картины зимы наполняют душу ощущением покоя, радости. Каждое слово предстает перед нами как волшебство. Хочется проникнуть в мир, созданный поэтами.
Композиторы тоже не остались равнодушными к зимней красоте и отразили ее в музыке. Сейчас мы с вами прослушали композицию П. И. Чайковского «Февраль», а недавно мы на уроке литературы слушали с вами музыкальное произведение Вивальди «Зима». Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. Поэты помогают нам вглядеться в прекрасное с помощью поэтического слова, композитор с помощью нот.
- Ребята, а художник? (ответы детей).
Вот сегодня мы будем учиться всматриваться в краски, в чувства, мысли, которые вложил художник в своё творение.
Ребята, а почему вы слышите сегодня часто слова февраль, зима? (ответы детей).
Слайд №2
- Посмотрите на доску и прочтите тему нашего урока «Подготовка к сочинению с элементами рассуждения по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Запись в тетради: Двадцать четвёртое февраля
Тема:
Слайд №3
Определение целей и задач урока.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Раз уж объектом нашего урока стал февраль, давайте немного поговорим об этом времени года.
- Что можно сказать о феврале?
Историческая справка. Словарная работа
– Февраль, мы говорим, – это переломный месяц. Это уже конец зимы, и мы чувствуем приближение весны.
Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.
– Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:
Лютень, снежень, бокогрей, вьюговей? (карточки на доске).
Сохранились приметы, связанные с февралем:
- В феврале сильные морозы - короткая зима.
- Теплый февраль приносит холодную весну.
- Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
- Почему у февраля столько много названий?
(Групповая работа)
Повторение пройденного о типах речи:
- Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)
(На доску вывешиваются названия типов речи).
- Как различаются типы речи? (ответы детей)
Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?
Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)
Работа с тренировочными текстами.
Каждая группа получает три текста (описание, повествование, рассуждение), определить и доказать, какой тип текста.
Прочитайте тексты и определите их тип речи, докажите и назовите признаки текстов. (1)
Текст №1
Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше!
Под темными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы-маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустами сестрицы-сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
(Э. Шим)
Текст №2
Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
(В. Осеева)
Текст №3
Что такое подосиновик? Ответим на этот вопрос сначала предельно кратко. Подосиновик – съедобный гриб. Но это можно сказать и о маслёнке, и о сыроежке, и о любом другом грибе. Значит, наш ответ на вопрос: что такое подосиновик? – неполон, неточен. Чтобы уточнить ответ, необходимо указать те видовые признаки, которыми подосиновик отличается от всех других грибов: красно-жёлтая, коричневая шляпка.
Следовательно, лексическое значение слова подосиновик – съедобный гриб с красно-жёлтой, коричневой шляпкой.
1. Описание
2. Повествование
3. Рассуждение
(2)
Текст №2
Давным-давно слыхивал я рассказы про Воробьиное озеро.
Говорили, что там ловятся огромные лещи, которые вообще ни во что не влезают.
Удивительно было, что щуки да окуни такие огромные, а озеро – Воробьиное.
-Ты уж сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его там, в лесах.
- Я искал и добрался однажды до воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова.
Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей – берёзы.
Не было никакой лодки, и я не смог добраться до островов, стал ловить рыбу.
(Ю. Коваль)
Медвежата
На поляне мы увидели трёх медвежат. По виду медвежата казались одинаковыми – тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но и по характеру медвежата разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Этот медвежонок нашёл в коре старой сосны какое-то лакомство и так этим увлёкся, что и не замечает ничего вокруг. Второй медвежонок внимательно смотрит на первого медвежонка, как будто хочет сказать: «Что ты там нашёл? Вкусное? Дай попробовать!» Третий медвежонок – мечтатель. Поднявшись на задние лапы, медвежонок жадно вглядывается вдаль – туда, откуда огромным огненным шаром выплывает солнце.
Вытянули репку! Это выражение из русской народной сказки «Репка». В ней рассказывается о том, как огромную репу тянут из земли сообща дед, бабка, внучка, Жучка, кошка. Когда к ним присоединилась ещё и мышка, они, наконец, вытянули репку. В переносном смысле выражение вытянули репку! Употребляют, когда шутливо говорят о каком-либо деле, которое после долгих совместных усилий удалось завершить.
(М. Булатов)
- Описание
- Повествование
- Рассуждение
(3)
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
(А. Н. Толстой)
Цветы леса
В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.
(И. Соколов-Микитов)
На реке Сестре есть залив, который называется Сковорода. Плывёшь на лодке по узкой протоке – это вроде бы ручка Сковороды – и вдруг выплываешь в залив, небольшой, но такой круглый, будто кто-то нарочно округлил его берега.
Вода здесь чёрная, закочённая. Ослепительными кажутся кувшинки и кубышки, крупные, как чайные чашки.
Девушки в красных платьях ворошат на берегу сено. Над ними звенят стрекозы; веером выпрыгивают из-под ног кузнечики, взлетают бабочки, трепещут у самого лица, шепчут что-то на ухо.
(Ю. Коваль)
- Рассуждение
- Повествование
- Описание
Группы, поработав с текстами, определяют признаки, планы текстов на столах для помощи, называют выразительно-изобразительные средства (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора у описания, тезис, вывод, доказательства, последовательная смена событий).
Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.
Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
Мастера слова - писатели - очень часто используют эти средства выразительности в своих произведениях.
Карточки на доску с терминами.
Работа с картиной.
Ну, вот мы плавно перешли к следующей цели урока. Давайте познакомимся с картиной. И узнаем, какие изобразительные средства использует художник. Художник - очень внимательный человек, он все видит и все запоминает. Что-то его удивляет и радует, вызывает восторг или печалит, доставляет удовольствие или напоминает о том, что он когда-то пережил.
– Сегодня мы познакомимся с творчеством художника Г.Г. Нисского.
(Слайд 4)
Справка о художнике Г. Нисском
Георгий Григорьевич Нисский (1903 - 1987) - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Творчество Нисского Г.Г. получило широкую известность и официальное признание. Он умел видеть красоту в нетронутой природе и в том, что сделано руками человека. Стиль Нисского всегда узнаваем - его пейзажи наполнены движением и жизнью.
(Слайды с картинами художника 5, 6,7)
Здесь мы видим и простые, такие близкие и родные нам пейзажи.
-А кто знает, что такое пейзаж? Пейзаж - изображение природы.
Когда изображается тихая природа, мы ощущаем покой и умиротворение. Но в, то, же время среди его работ есть и такие, в которых мы чувствуем ритм, ощущаем движение, слышим стук колес. Видим присутствие человека. Появляется простота линий, контрастные цвета. Все его картины наполнены жизнью, они показывают ее такой, какая она есть, без преувеличений.
На картине Нисского представлена зима в Подмосковье.
Прежде, хочу сказать несколько слов о Подмосковье.
Центр – Москва, а близлежащая территория – Подмосковье. Это Центральная Россия, но не потому, что находится в центре. Центральная, потому что именно здесь зародилось и возникло наше русское государство – Киевская Русь и Московское княжество.
Сегодня – это центр культуры, науки, экономики. Здесь столица нашей Родины – Москва.
Подмосковье – красивийший край, не восхищаться им невозможно. Это лесная природная зона, леса смешанные.
- А теперь посмотрите на картину.
- Какие качества характера помогут вам понять и художника и его картину? (сосредоточенность, внимательность);
- Можно ли сказать, что художник был чем-то окрылен, что и подтолкнуло его написать картину (да);
Обратимся к картине Нисского:
- Что видим на переднем плане картины?
- Что изображено на заднем плане?
- Как художник показывает, что дорога уходит вдаль?
- Какие краски и тона преобладают?
Работа в группах:
На переднем плане картины мы видим: дорогу, склон с движущимся поездом; ели, дом с башенкой, автомобиль, пешеходов, снежное пространство. (1 группа)
На заднем плане изображается лес, уходящая дорога, снежное поле, небо, окрашенное закатом. (2 группа)
Краски: сапфировые тени, небо, цвета заката, розоватое, сиреневые облака, серый асфальт, темно-зеленые ели. (3)
Пейзажи Нисского наполнены движением и жизнью. Давайте определим, как на этой картине отражена динамика. (1)
Динамика картины: уходящая вдаль дорога; движущийся поезд с составом; идущие люди.
Мы с вами назвали, что изображено на картине. Давайте охарактеризуем названные предметы.
- Распределите предметы природы по масштабности, то есть по размеру изображения;
Небо (какое?): огромное, высокое, розовое, со свинцово-серыми облаками, красивое, хочется дотянуться рукой;
- Можно ли его обхватить, объять руками? (оно необхватное, необъятное);
- Возможно, ли увидеть, где оно заканчивается, где его край? (оно бескрайнее);
- Можно ли его полностью обозреть? (оно необозримое); (1)
Снег (какой?): белый, с холодными сиреневыми тенями от деревьев, занимает большое пространство; (2)
- Можно ли сказать не снег, а снега? (да);
- Почему? (его очень много, он везде);
- Зачем художник так многозначительно изобразил снег? Неужели хотел показать, насколько снежны зимы в России? (он показал просторы нашей Родины, ее огромные пространства);
-Ребята, чтобы текст был хорош по звучанию, богатым, образным, к каким словам нужно обратиться за помощью,(ответы детей) к синонимам.
- Назовите синонимы слова простор (ширь, раздолье, даль, приволье);
Слева ели (какие?): высокие, темно-зеленые, упираются в небо; (3)
Вдали, на заднем плане,- хвойный лес (какой?): сплошной, густой, на фоне розового неба кажется тоже розовым и привлекает наш взгляд;
Итак:
1. Небо, снега, ели – как сказать одним словом? (пейзаж, русская природа, природа Подмосковья);
2. Подмосковье – это только часть нашей страны. Тогда какая наша страна? (огромная).
Вывод: художник был окрылен красотой русской природы, необъятными просторами Родины.
ОРФОГРАФИЯ следует одновременно.
1. Красота русской природы и необъятные просторы нашей Родины.
Небо: огромное, высокое, со свинцово-серыми облаками, красивое, необъятное, бескрайнее, необозримое, хочется дотянуться до него рукой;
Снег: белый, с холодными сиреневыми тенями от деревьев, занимает большое пространство;
Ели: высокие, темно-зеленые, упираются в небо;
хвойный лес: сплошной, густой, на фоне розового неба кажется тоже розовым и привлекает наш взгляд;
Вывод: художник был окрылен красотой русской природы, необъятными просторами Родины.
- Вы согласны, что природой, красотой, просторами страны можно быть окрыленными?!
Какое-то чувство гордости появляется.
- Что еще вызвало духовный подъем?
- В помощь себе возьмите фразу одного литературного героя о природе: «Природа не храм…
2. Преобразования природы трудом человека. (1)
- Что изображено на переднем плане? (асфальтированная шоссейная дорога, ускользающая вдаль);
- Что изображено справа от дороги? (железнодорожная насыпь, поезд);
- Что тянется вдоль шоссе? (линия электропередач);
- Разумны ли эти преобразования? (да);
Вывод: он был воодушевлен разумными преобразованиями человека, которые делают жизнь современной и интересной.
Можно поверить художнику, что новый образ жизни, действительно воодушевляет?
2. Преобразования природы трудом человека: (2)
На переднем плане – асфальтированная шоссейная дорога, ускользающая к горизонту;
Справа от дороги – железнодорожная насыпь;
Вдоль шоссе – линия электропередач.
Вывод: художник был воодушевлен разумными преобразованиями трудом человека, которые делают жизнь современной и интересной.
3. Быстрый темп жизни. (3)
- О каких объектах на картине не сказали? (лыжница, машины, поезд);
- У вас есть ощущение, что они в движении? (да);
- Каким образом это ощущается? (поезд мчится и оставляет клубы дыма; убегает вдаль легковая машина;
торопится к финишу лыжница в красном костюме);
Мчится, убегает, торопится, спешит, ускользает…
- Что передают эти глаголы (движение);
- Кого? (человека и его жизни);
- Какое движение? (быстрое, ритмичное, в темпе);
- Так что еще воодушевляет Г. Нисского?
Вывод: художник увлечен быстрым темпом жизни.
3. Быстрый темп жизни.
Поезд мчится и оставляет клубы дыма; убегает вдаль легковая машина; торопится к финишу лыжница.
Вывод: художник увлечен быстрым темпом нашей жизни.
2. Содержание картины «Февраль. Подмосковье»
- красота русской природы и необозримые просторы Родины;
- преобразования природы трудом человека;
-стремительный темп жизни;
- Каков общий колорит картины? (много розового и голубого);
- Соответствует ли колорит картины ее содержанию? (да);
- Почему? (цвет мира, цвет заката, значит, будет завтра, и жизнь продолжается);
В) Типы речи
- Какой тип речи вы использовали в работе по картине? (описание);
- Назовите особенности данного типа (требует вопроса какой?, определения признаков предметов);
- Во время описания картины возникали вопросы по ее содержанию. К какому типу речи вы прикоснулись?
(к рассуждению);
- Что для него характерно? (тезис, доказательства, вывод);
Составление плана сочинения на тему:
«Чем мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»».
- Какое сочинение по картине от вас требуется? (Сочинение-описание с элементами рассуждения);
- Конкретизируем тему:
«Чем мне нравится картина Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»» (запишите).
- Назовите тезис, который уже содержится в названии темы (мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»;
- Тезис требует доказательств;
- Эти доказательства и будут отвечать на вопрос чем?
- Действительно, чем?
- Тем, что на ней изображено: взгляните в карточки, чтобы не нарушилась логика
- Чем? (назовите уже не детали, которые описывали, а основные направления в картине)
Красотой русской природы и необъятными просторами нашей Родины;
Преобразованиями природы трудом человека;
Быстрым темпом жизни.
- Не звучит;
- Какой из синонимов подходит к каждому доказательству?
Красота и …- окрыляют;
Преобразования…- воодушевляют;
Стремительный темп…- увлекает
1. Окрыляют красота русской природы и необозримые просторы Родины.
2. Воодушевляют преобразования природы трудом человека.
3. Увлекает стремительный темп жизни
- А где будет описание? (рядом с доказательствами);
- Вам не кажется, что художник окрылен, воодушевлен и увлечен тем же, что и вы?
- Сегодня вы молодцы, вы поняли замысел художника
- Нужен ли вывод в заключении сочинения? (да);
Вывод по уроку: (мысленно)
- Вернитесь к учебным целям
- Оформите формулировку учебных целей образно с помощью глаголов: удержать, достать, овладеть и объясните суть.
Удержать синицу в руке – закрепить имеющиеся знания по предмету;
Достать журавля в небе – узнать новое на уроке.
Овладеть птицей счастья – получить достойный результат и удовлетворение от удачной работы.
Итоговая работа сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...