Урок – обобщение. Имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский» – М.: Просвещение, 2009.
Учебник: Русский язык: учеб.для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 49.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Тема:Урок – обобщение. Имя существительное.
Цели:
1.расширить представления об эмоционально-выразительной роли имён существительных;
2.повторить и закрепить материал по теме « Имя существительное».
Оборудование:компьютер, проектор,экран, детские рисунки
Этапы урока | Содержание урока | Применяемые методики | Оценка работы учащихся |
1.Организационный момент. Назначение экспертов 2.Анализ отрывка из стихотворения А.Фета 3. Оценочные имена существительные 4.Тема урока и цели урока 5. Проверка домашнего задания 6. Задание по уровням 7.Словарная работа 8.Несклоняемые имена существительные 9.Работа в группах 10. Домашнее задание 11. Подведение итога урока | Учитель назначает экспертов из числа учащихся: «Мудрец» - подводит итог занятию, «Хранитель знаний» - какие правила повторялись на уроке, «Наблюдатель» - оценивает степень активности учащихся на уроке. Вашему вниманию предлагаются строки из стихотворения А. Фета: Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени. Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. Учитель: - Это стихотворение примечательно тем, что состоит из одних имён существительных. Л.Н. Толстой, великий русский писатель, так писал об этом стихотворении: « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» - Назовите существительные, которые использует автор, чтобы создать удивительную картину ночного пейзажа. - Какой вывод можно сделать? Ученик: С помощью имён существительных можно нарисовать картину природы. Учитель: Может ли стать примером картина А.Куинджи «Вечер на Украине»? - Что можно увидеть, а может быть услышать на картине? Учитель сообщает, что в русском языке есть такие имена существительные, как Бездельник, труженик, лодырь, лентяй - В чём особенность этих слов? Какой оттенок они несут? Учитель делает вывод, что в русском языке есть имена существительные, которые несут в себе эмоциональную оценку. Такие имена существительные называются оценочные. Их часто используют мастера художественного слова(поэты и писатели) для создания художественных образов. - Какие из них синонимы, а какие антонимы? Учитель сообщает тему и цели урока. Эпиграфом урока станут слова Л.Успенского «Имя существительное – хлеб языка» Разгадывание кроссворда. Заполнить палитру существительными с основой на мягкий согласный женского рода, обозначающий термины из живописи 1.Вид изобразительного искусства. 2.Ярко-красная природная краска, в состав которой входят ртуть и сера. 3.Краски, разводимые водой. 4.Начальная работа живописца. 5.Мягкие цветные карандаши для живописи. 6.Щёточка для нанесения краски. 7.Стенная живопись. 8.Краска светло-синего цвета. Учитель сообщает, что в классе есть ученики, которые посещают студию живописи в школе искусств. Представляет их первые успехи. Просит учеников описать свои картины именами существительными. На доске записаны слова: Г груз .ик, туч . й, плащ . м Ключ . к, снеж . к, грибоч . к Времен ., бетон . ик, о пламен. Учитель: Ребята, работающие под зелёным кружочком, списывают слова, вставляют пропущенные буквы и устно комментируют. Ребята, работающие под синим кружочком, дополнительно группируют имена существительные по определённым признакам. Ребята, работающие под красным кружочком, выполняя предыдущие задания, ещё составляют словосочетания с данными именами существительными. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Учитель напоминает, что у каждого слова есть лексическое значение. - Где мы его обычно находим? Ученик: В Толковом словаре. Учитель просит определить слово по его лексическому значению и записать его:
Учитель проверяет записанные слова и отмечает, что в русском языке есть слова невежа и невежда. - Лексическое значение этих слов одинаковое или разное? Ученик: Разное. Невежа - грубый и невоспитанный человек, а невежда- малознающий человек. - Что объединяет все записанные слова? Ученик: Имена существительные общего рода. - Как пишутся с НЕ- ? Почему? Ученик: Слитно, без НЕ- не употребляются. Учитель: «Намотайте себе на ус» - Что обозначает это выражение? Ученик: Запомните. Учитель: - Как называется это выражение? Ученик: Фразеологический оборот. Учитель просит записать предложение на доске и разобрать его устно. Подобрать синоним к слову враг. Невежа – враг самому себе. Учитель: - Как вы думаете, недоучка знает такие слова, как КОЛЬРАБИ, ОНТАРИО, СИРОККО?
-Как называются такие имена существительные? Ученик: Несклоняемые имена существительные и сложносокращённое слово ТЮЗ Учитель: - Как определить род таких имён существительных? Ученик: По опорному слову или родовому понятию Учитель: - Подберите к каждому слову прилагательное, согласуя его с данным существительным Проверка. Творческое задание в форме синквея: 1 группа - Осень. 2 группа – Лес. 3 группа – Птицы. 4 группа – Спорт. Проверка. Представитель каждой группы зачитывает синквей по определённой теме Упражнение 265 (составьте таблицу «Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах» и заполните каждую графу 4-5 примерами) Учитель предоставляет слово экспертам: «Мудрецу», «Хранителю знаний», «Наблюдателю». Выставление отметок | Проблемно-поисковый Проблемно-поисковый Проблемно-поисковый Разноуровневое обучение Закрепление и выработка умений и навыков Проблемно-поисковый Продуктивно-поисковый Проблемно-поисковый Проблемно-поисковый Продуктивно-практический Объяснительный Обобщённо-аналитический | Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах Деятельность учащихся носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах Учащиеся предпочитают формы деятельности, требующие особых интеллектуальных и волевых усилий Вид задания обеспечивает занятость всех учащихся с учётом их способностей Деятельность учащихся носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса Деятельность учащихся носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах Учащиеся готовы к решению творческих и проблемных ситуаций Учащиеся готовы к решению проблемных, поисковых и нестандартных ситуаций |
Пояснительная записка
Направление: гуманитарное
Тема урока: Урок – обобщение. Имя существительное
Характеристика классного коллектива:
В 6А классе 27 обучающихся. Девочек – 21, мальчиков – 6. Все ребята 1999-2000 года рождения, кроме одного ученика, он 2001 года рождения. В целом мотивация к учёбе в классе удовлетворительная, учащиеся активны на уроках, прилежны в общественных поручениях. В классе 1 отличник, 16 ударников, 10 троечников, неуспевающих нет. В классном коллективе 3 многодетные семьи, 7 неполных и 5 малообеспеченных семей. Все обучающиеся опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод о том, что родители заботятся о своих детях. Восемнадцать учеников в классе получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей. 23 учащихся посещают внешкольные учреждения дополнительного образования: школу искусств № 2, творческие кружки, спортивные секции, музыкальную школу.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский» – М.: Просвещение, 2009.
Учебник: Русский язык: учеб.для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009
Раздел:Морфология и орфография
Количество часов в неделю – 6, в год -204
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Урок- обобщение. Имя существительное.
Обобщение знаний по теме "Имя уществительное"....
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)
Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст им скучать на уроке....
Урок обобщения по теме "Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных", урок- путешествие
Урок , разработанный в игровой форме , поможет пятиклассникам обобщить знания , умения и навыки по одной из сложных тем русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных"...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...
«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)
Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...