Урок – обобщение. Имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Архипова Марина Валентиновна

 

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский» – М.: Просвещение, 2009.

Учебник: Русский язык: учеб.для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx49.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Сценарий урока

Тема:Урок – обобщение. Имя существительное.

Цели:

1.расширить представления  об эмоционально-выразительной роли имён существительных;

2.повторить и закрепить материал по теме « Имя существительное».

Оборудование:компьютер, проектор,экран, детские рисунки

Этапы урока

Содержание урока

Применяемые методики

Оценка работы учащихся

1.Организационный момент. Назначение экспертов

2.Анализ отрывка из стихотворения А.Фета

3. Оценочные имена существительные

4.Тема урока и цели урока

5. Проверка домашнего задания

6. Задание по уровням

7.Словарная работа

8.Несклоняемые имена существительные

9.Работа в группах

10. Домашнее задание

11. Подведение итога урока

Учитель назначает экспертов из числа учащихся: «Мудрец» - подводит итог занятию, «Хранитель знаний» - какие правила повторялись на уроке, «Наблюдатель» - оценивает степень активности учащихся на уроке.

Вашему вниманию предлагаются строки из стихотворения А. Фета:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Учитель:

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит из одних имён существительных. Л.Н. Толстой, великий русский писатель, так писал об этом стихотворении: « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»

- Назовите существительные, которые использует автор, чтобы создать удивительную картину ночного пейзажа.

- Какой вывод можно сделать?

Ученик: С помощью имён существительных можно нарисовать картину природы.

Учитель: Может ли стать примером картина А.Куинджи «Вечер на Украине»?

- Что можно увидеть, а может быть услышать на картине?

Учитель сообщает, что в русском языке есть такие имена существительные, как

Бездельник, труженик, лодырь, лентяй

- В чём особенность этих слов? Какой оттенок они несут?

Учитель  делает вывод, что в русском языке есть имена существительные, которые несут в себе эмоциональную оценку. Такие имена существительные называются оценочные. Их часто используют мастера художественного слова(поэты и писатели) для создания художественных образов.

- Какие из них синонимы, а какие антонимы?

Учитель сообщает тему и цели урока.

Эпиграфом урока станут слова Л.Успенского «Имя существительное – хлеб языка»

Разгадывание кроссворда.

Заполнить палитру существительными с основой на мягкий согласный женского рода, обозначающий термины из живописи

1.Вид изобразительного искусства.

2.Ярко-красная природная краска, в состав которой входят ртуть и сера.

3.Краски, разводимые водой.

4.Начальная работа живописца.

5.Мягкие цветные карандаши для живописи.

6.Щёточка для нанесения краски.

7.Стенная живопись.

8.Краска светло-синего цвета.

Учитель сообщает, что в классе есть ученики, которые посещают студию живописи в школе искусств. Представляет их первые успехи. Просит учеников описать свои картины именами существительными.

На доске записаны слова:

Г   груз .ик, туч . й, плащ . м

       Ключ . к, снеж . к, грибоч . к

       Времен ., бетон . ик, о пламен.  

Учитель: Ребята, работающие под зелёным кружочком, списывают слова, вставляют пропущенные буквы и  устно комментируют.

Ребята, работающие под синим  кружочком, дополнительно группируют  имена существительные по определённым признакам.

 Ребята, работающие под красным  кружочком,   выполняя предыдущие задания, ещё составляют словосочетания с данными именами существительными.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель напоминает, что у каждого слова есть лексическое значение.

- Где мы его обычно находим?

Ученик: В Толковом словаре.

Учитель просит определить слово по его лексическому значению и записать его:

  1. человек, который не сидит на месте?
  2. неуклюжий, неловкий человек?
  3. недоучившийся, малознающий человек?
  4. грубый и невоспитанный человек?

Учитель проверяет записанные слова и отмечает, что в русском языке есть слова невежа и невежда.

- Лексическое значение этих слов одинаковое или разное?

Ученик: Разное. Невежа - грубый и невоспитанный человек, а невежда- малознающий человек.

- Что объединяет все записанные слова?

Ученик: Имена существительные общего рода.

- Как пишутся с НЕ- ? Почему?

Ученик: Слитно, без НЕ- не употребляются.

Учитель:

«Намотайте себе на ус»

- Что обозначает это выражение?

Ученик: Запомните.

Учитель:

- Как называется это выражение?

Ученик: Фразеологический оборот.

Учитель просит записать предложение на доске и разобрать его устно. Подобрать синоним к слову враг.

Невежа – враг самому себе.

Учитель:

- Как вы думаете, недоучка знает такие слова, как КОЛЬРАБИ, ОНТАРИО, СИРОККО?

  1. Авеню
  2. Батуми
  3. Кольраби
  4. Онтарио
  5. Сирокко
  6. ТЮЗ

-Как называются такие имена существительные?

Ученик: Несклоняемые имена существительные и сложносокращённое слово ТЮЗ

Учитель:

- Как определить род таких имён существительных?

Ученик: По опорному слову или родовому понятию

Учитель:

- Подберите к каждому слову прилагательное, согласуя его с данным существительным

Проверка.

Творческое задание в форме синквея:

1 группа - Осень.

2 группа – Лес.

3 группа – Птицы.

4 группа – Спорт.

Проверка. Представитель каждой группы зачитывает синквей по определённой теме

Упражнение 265 (составьте таблицу «Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах» и заполните каждую графу 4-5 примерами)

Учитель предоставляет слово экспертам: «Мудрецу», «Хранителю знаний», «Наблюдателю».

Выставление отметок

Проблемно-поисковый

Проблемно-поисковый

Проблемно-поисковый

Разноуровневое

обучение

Закрепление и выработка умений и навыков

Проблемно-поисковый

Продуктивно-поисковый

Проблемно-поисковый

Проблемно-поисковый

Продуктивно-практический

Объяснительный

Обобщённо-аналитический

Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах

Деятельность учащихся носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах

Учащиеся предпочитают формы деятельности, требующие особых интеллектуальных и волевых усилий

Вид задания обеспечивает занятость всех учащихся с учётом их способностей

Деятельность учащихся носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах

Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса

Деятельность учащихся носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах

Учащиеся готовы к решению творческих и проблемных ситуаций

Учащиеся готовы к решению  проблемных, поисковых и нестандартных ситуаций

Пояснительная записка

Направление: гуманитарное

Тема урока: Урок – обобщение. Имя существительное

Характеристика классного коллектива:

В 6А классе 27 обучающихся. Девочек – 21, мальчиков – 6.  Все ребята 1999-2000 года рождения, кроме одного ученика,  он 2001 года рождения. В целом мотивация к учёбе в классе удовлетворительная, учащиеся активны на уроках, прилежны в общественных поручениях. В классе   1 отличник, 16 ударников, 10 троечников,  неуспевающих нет. В классном коллективе 3 многодетные семьи, 7 неполных  и 5 малообеспеченных семей. Все обучающиеся опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод о том, что родители заботятся о своих детях. Восемнадцать  учеников в классе получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей. 23 учащихся  посещают внешкольные учреждения дополнительного образования: школу искусств № 2, творческие кружки, спортивные секции, музыкальную школу.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский» – М.: Просвещение, 2009.

Учебник: Русский язык: учеб.для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009

Раздел:Морфология и орфография

Количество часов в неделю – 6, в год -204


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Урок- обобщение. Имя существительное.

Обобщение знаний по теме "Имя уществительное"....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

Урок обобщения по теме "Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных", урок- путешествие

Урок , разработанный в игровой форме , поможет пятиклассникам обобщить знания , умения и навыки  по одной из сложных тем русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных"...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)

Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...