УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ по теме:"Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
На этом уроке детям дается понятие словосочетание, они учатся отличать словосочетание от слова. Знакомятся с сочинительными и подчинительными словосочетаниями. Учатся выделять главное и зависимое слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.46 КБ |
![]() | 619.16 КБ |
Предварительный просмотр:
"Словосочетание". Урок в 5-м классе
Цели урока:
дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
находить главное и зависимое слово;
дать понятие подчинительное и сочинительное словосочетание.
Оборудование: согласные на магните, снежинки, набор слов, проектор, ноутбук.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Теперь посмотрите на гостей, а теперь на друзей. Надеюсь настроение у вас отличное, тогда начнем урок. Садитесь. Запишите число и тему нашего урока «Словосочетание»
II. Проверка усвоения изученного материала
На доске цветные буквы соберите слово. СНЕЖИНКА
Почему осталась буква Ы?
А кто знает основного ведущего «Comedy Club» - Павел Воля, а знаете он закончил педагогический институт и очень хорошо знает русский язык и будет нам сегодня помогать на уроке. Давайте сегодня все орфограммы будем отмечать магнитом с его изображением, а тетради подчеркивать. Была передача «Убойная лига», которую они вели с Владимиром Турчинским – его изображение будет отмечать сильную позицию не требующую проверки.
Какая ещё орфограмма в этом слове? Отметьте и проверьте.
На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация.
Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) (Добиваюсь от учащихся развернутых ответов на вопросы.)
Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)
Какие знаки препинания вы знаете? Учитель раздает снежинки с заданием.
Давайте составим предложение с этим словом. (Дети предлагают свое предложение)
Предложение на слайде соберите: с неба, снежинки, в ночь, падали, красивые новогодняя.
В новогоднюю ночь с неба падали красивые снежинки.
Произведите разбор по членам предложения.
Снежинки падали – грамматическая основа – словосочетанием не считается.
III. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием. Сейчас всё ваше внимание обратите на доску.
Подберите однокоренные слова к слову – снежинка.
снег, снежинка, снеговик, Белоснежка, снегирь, снежки
Какие слабые места вы видите? Отмечаем, проверяем.
Подберите к словам прилагательные, но так чтоб они не повторялись.
Белый, резная, веселый, добрая, нарядный, холодные.
Посмотрите на слайд, а теперь в свою тетрадь. Где более точно, конкретно говорится? Где записаны одним словом или сочетанием слов? Такие сочетания слов называются словосочетаниями. Прочитаем все вместе: сло-во-со-че-та-ние. Молодцы!
Тема нашего урока СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – какая орфограмма в этом слове? Вы подчеркиваете а на доске отмечаем П.В. Как вы понимаете это слово?
Сочетание, соединение 2х и более слов. А как связаны слова – посмотрите на наши примеры – по смыслу и грамматически.
Словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные.
В подчинительных есть главное слово, давайте их найдем в наших словосочетаниях и отметим крестиком.
В сочинительных слова равноправны и связаны по смыслу.
На доске слова и дети их соединяют
снег дождь
снежинка капля
снеговик лужа
белоснежка гномы
снегирь воробей
в каком слове сомнительную согласную надо проверить, а в каком она не требует проверки.
IV. Физкультминутка
Ребята посмотрите на столах у вас листочки со словами. Встаньте и друг другу покажите слова.
Распределите подчинительные и сочинительные словосочетания на доске, найдите себе пару:
1 мороз трескучий П
3лёд прозрачный П
4прорубь на реке П
5 сосулька на крыше П
6шапка меховая П
7варежки перчатки С
8 лыжи коньки С
9вьюга метель С
10ёлка кедр С
11ком снежный С
Молодцы, давайте проверим.
В подчинительных есть главное слово давайте его найдем? Сочинительные - связаны по смыслу(дети читают и проверяют)
V. Работа с книгой: с.85 упр.274 разбираем у доски и дети записывают в тетрадь.
(работаем на доске)Запишите словосочетания и составьте их схемы.
- Прибыть под вечер (Х когда?), спуститься под гору (Х куда?), подстричься под машинку (Х как?).
- Выступать с задором (Х как?), беседовать с ровесником (Х с кем?), проснуться с рассветом (Х с чем когда?)
Докажите, что записанные слововсочетания сгруппированы по строению.
VI. Физминутка для рук
Мы снежинки, мы пушинки, (ТРЯСЁМ РАСТОПЫРЕННЫМИ РУКАМИ)
Покружиться мы не прочь. (РАСТИРАЕМ РУКИ)
Мы снежинки-балеринки, (РУКИ В ЗАМОК)
Мы танцуем день и ночь. (ШАГАЕМ ПАЛЬЧИКОМ ПО ПАЛЬЧИКУ)
VII. Самостоятельная работа
Отгадайте загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинка)
Разобрать орфограммы, а самостоятельно выписать сочинительное словосочетание.
На пальто и на платки.
Какой общий смысл у этих слов?
VIII. Итог урока
Что такое словосочетание?
Какие словосочетания бывают?
С какого слова начался наш урок – СНЕЖИНКА – а это вам на память.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в воздухе, на землю , снежинки, кружатся, легкие, падают, и.
снег СНЕЖИНКА СНЕГОВИК БЕЛОСНЕЖКА СНЕГИРЬ СНЕЖКИ
СНЕГ СНЕЖИНКА СНЕГОВИК БЕЛОСНЕЖКА СНЕГИРЬ СНЕЖКИ
Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке?
СНЕЖИНКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Подчинительная связь в словосочетании" 8 класс
Это разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Подчинительная связь в словосочетании" с примерами, различными видами заданий, вопросами и ответами....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-386456-1537018383.jpg)
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-411949-1393408505.jpg)
технологическая карта урока русского языка в 5 классе словосочетание
технологическая карта урока русского языка в 5 классе словосочетание...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197484-1360170751.jpg)
Дистанционный урок русского языка. 8 класс. Виды словосочетаний
Разработан маршрут самостоятельной работы над темой. Предлагается дидактический материал....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-1369947-1639118695.jpg)
Урок русского языка "Связь слов в словосочетании"
Урок русского языка "Связь слов в словосочетании" в технологии ТРКМ (8 класс)...