Программа "Одарённые дети"
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Программа «Способные дети»
Учитель русского языка и литературы
Е.Г. Филиппова
Цель программы:
- Создание системы деятельности учителя русского языка и литературы по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
- Обеспечение возможности самореализации одарённой личности в различных видах деятельности.
- Повышение личностной самостоятельности учащихся и их психологической устойчивости, формирование активной жизненной позиции через воспитание исследовательской культуры учащихся и творческое отношение к получаемой информации.
Задачи программы:
- Реализация принципа личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности.
- Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования школьников.
- Дать детям дополнительные, более глубокие сведения по предмету.
- Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.
Актуальность программы:
В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса.
Деятельность учителя по реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам гуманизации, поскольку она обеспечивает условия для самореализации учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию.
В Федеральной программе развития образования выдвигается цель — «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества …». В программе основным направлением является — развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.
Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для всей системы образования.
В условиях современного развивающегося и постоянно изменяющегося мира ключевым навыком, необходимым каждому человеку, становится не столько получение новой информации, сколько анализ и осмысление доступной информации по изучаемой проблеме, применение аналитических способностей к постановке и решению конкретной задачи.
Программа разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей учащихся в рамках программы «Одаренные дети» и позволит развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.
Содержание проблемы
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей олимпиады по русскому языку и литературе всех уровней, олимпиад развивающего обучения всех уровней, конкурсов и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последние два учебных года увеличилось число участников школьного этапа предметной олимпиады.
Отмечается увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью.
Улучшение работы учителя в данном направлении привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности педагога. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития педагогической поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.
Другая проблема – существующая в настоящее время система мониторинга, экзамены в форме ЕГЭ не справляются с задачей отбора одаренных детей. Проблема выявления учащихся с признаками одаренности может быть решена путем перехода к системе мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими за рамками классной работы (олимпиады, конкурсы и т.д.), позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Инструментом оценивания учебных достижений учащихся может стать портфолио, которое свидетельствует не только о результатах деятельности ученика, но и о его самоорганизации, коммуникативных навыках, способностях и умении реализовать эти способности.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы и усиления в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Работа в рамках программы предполагает два основных направления:
Первое направление: формирование у учащихся базовых представлений о научном и систематическом подходах к анализу различных объектов окружающего мира, умений использовать полученные знания в реальных условиях.
Это направление включает в себя:
- знакомство с этими подходами опытным путем, на примере собственного исследования;
- формирование представлений о последовательности изучения проблемы в рамках научного подхода (область исследования – цель и задачи работы – сбор информации – обработка и анализ информации – формирование систематических представлений – собственное исследование — выводы);
- развитие аналитических (на стадии осмысления и переработки информации) способностей;
- развитие творческих (на стадии постановки задачи и ее достижения) способностей;
- развитие базовых навыков общения (на стадии представления работы) в рамках доклада и т.д..
Второе направление: организация исследовательских работ.
Это направление включает в себя:
- знакомство с актуальными проблемами современности;
- воспитание активной позиции по отношению к изучению и анализу актуальных проблем;
- расширение кругозора, реализация исследований, выходящих за рамки школьной программы;
- развитие самостоятельности, умения принимать решения в рамках поставленной задачи.
Программа предполагает составление индивидуальных карт на каждого ребёнка, с учётом его способностей, возможностей и интересов. Обучение одаренных школьников строится на четырех основных направлениях:
- развитие креативности,
- формирование умений,
- обогащение представлений о мире,
- развитие познавательных процессов.
Формы работы с одаренными учащимися
- творческие мастерские;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество.
Общие показатели развития детского творчества:
- Компетентность.
- Творческая активность.
- Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
- Креативность.
- Произвольность и свобода поведения.
- Инициативность.
- Самостоятельность и ответственность.
- Способность к самооценке.
- Мотивационное обеспечение индивидуального сопровождения.
1. Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
2. Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы, давать толчок к саморазвитию и самореализации.
Программой предполагается использование разнообразных методов, приёмов и технологий.
Методы и приёмы:
- Практические задания, с применением нетрадиционных методов и приемов.
- Технология сотрудничества. Сотворчество с педагогом, сверстниками.
- Метод эвристических и поисковых ситуаций.
- Технология КТД.
- Личностно-ориентированные технологии.
- Программа опирается на принцип индивидуального подхода к каждому.
Средства обучения.
- музыка
- видеофильмы
- слайд – шоу, презентации
- интернетресурсы
Применение этих средств в работе позволит повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию.
Ожидаемые результаты программы.
- Активное участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
- Участие в научно-практической конференции «Юность науке».
- Оформление выставок творческих работ.
- Защита проектов по русскому языку и литературе.
- Посещение элективных курсов различной направленности для удовлетворения персонального спроса на изучение интересующих их проблем.
1) Рекомендации.
Программа обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МКОУ СОШ № 1 с.п. «Село Пивань» рассмотрена методическим советом школы, утверждена директором школы и рекомендована к реализации.
2) Инструкции.
Программа будет выполнена при условии чёткого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание работы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от творчества педагога.
План работы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление | постоянно | учитель |
2. | Создание и пополнение базы одаренных детей | Сентябрь, в течение года | учитель |
3. | Проведение семинаров-практикумов с учителями по обмену опытом работы с одаренными детьми. | По плану работы школы | учитель |
4. | Организация исследовательской деятельности. | постоянно | учитель |
5. | Участие в предметных олимпиадах, конкурсах разных уровней | постоянно | учитель |
6. | Проведение школьной и участие в районной научно-практической конференции школьников | По плану работы школы, УО | учитель |
7. | Организация и проведение КТД «Театральные сезоны». | учитель | |
8. | Организация работы элективных курсов по русскому языку, расширение их тем | сентябрь | учитель |
9. | Организация работы факультативных курсов по русскому языку | сентябрь | учитель |
10. | Издание сборников творческих работ учащихся по итогам НПК | апрель | учитель |
11. | Продолжить работу с портфолио как инструмента оценивания индивидуальных результатов | постоянно | Учитель, классный руководитель |
12. | Продолжить выпуск ученической школьной газеты «Школьный городок» | В течение года | учитель |
13. | Практиковать самопрезентацию учащихся – победителей конкурсов и олимпиад | В течение года | учитель |
14. | Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми | апрель | учитель |
15. | Участие в международной игре «Русский медвежонок» | учитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...