Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка
опыты и эксперименты на тему

Насирова Светлана Германовна

Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задаёт себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению.

Я попыталась глубже разобраться в этом вопросе и в данный момент своей педагогической деятельности работаю над проблемой развития учебной мотивации на уроках русского языка. Изучением этой проблемы я занимаюсь третий год и могу сказать, что в настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин этому множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Описание материала: в статье представлен опыт работы по проблеме развития мотивации к обучению; надеюсь, что данный материал будет полезен учителям, работающим в 5-11 классах.

Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка

Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задаёт себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению.

Я попыталась глубже разобраться в этом вопросе и в данный момент своей педагогической деятельности работаю над проблемой развития учебной мотивации на уроках русского языка. Изучением этой проблемы я занимаюсь третий год и могу сказать, что в настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин этому множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?

Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять её в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально успешного жизненного стиля учащегося. Поэтому работу по этой проблеме я начала с диагностических исследований потребностей и мотивов учения. Использовала следующие диагностики: «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам», «Мотивы учебной деятельности», «Мотивация успеха и боязнь неудач», «Диагностирование самооценки школьника в учебной деятельности», «Изучение уровня самооценки ученика». Изучила личностную и ситуативную тревожность учащихся.

Используя данные диагностики, на каждом уроке я пытаюсь влиять на мотивацию ученика. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:

- ориентация на реалистический уровень притязаний;

- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);

- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.

Каким образом я это осуществляю? При развитии мотива достижения ориентирую учеников на самооценку деятельности. Провожу индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересуюсь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения. Для «сильных» учащихся готовлю дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач (что выявлено с помощью диагностики), даю задания, ограждающие от публичного осуждения и критики.

В начале изучения темы сообщаю о том, чему дети должны научиться и какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы.  Дети имеют возможность сами выбрать вариант работы.

Предлагаю всем ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий, а одарённым и плохо успевающим – разработать индивидуальные планы обучения. Помогаю ставить перед собой реальные цели. Советую записывать эти цели в тетрадь и отмечать, где и как они будут работать над достижением этих целей, что им для этого понадобится. Веду тетрадь индивидуальных достижений. Каждый учащийся ведёт Портфолио, где фиксируются его успехи и достижения.

Помогаю ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда. После выполнения задания прошу рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились. Обсуждаю причины не только неудач, но и успехов.

Стараюсь создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Помогаю ученику снять чувство страха, не боюсь авансировать ученика, называя его достоинства, так как авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прилагает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. Стараюсь сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.

Приведу ряд конкретных упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.

1. Метафоры – притчи.

Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.

Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» - ответил упрямый.

2. Подростки в силу своих возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания. Предлагаю им на уроке поговорить, например, о свойствах памяти и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного диктанта.

3. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

 

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

 

В. Записать не менее шести ответов на вопросы:

- Чего не случится, если я буду писать грамотно?

- Чего не случится, если я не буду писать грамотно?

- Что случится, если я буду писать грамотно?

- Что случится, если я не буду писать грамотно?

Эти опросники провожу в начале года и в конце. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.

4. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщаю о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта, если получил «зачтено» по 90% изученного материала данной темы.

5. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

6. Упражнения на развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.

Упражнения типа «что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу, во время прогулки по осеннему парку, когда выполнял домашнее задание по русскому языку и т.д.

7. В начале урока:

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.

- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.

8. Оратор.

За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

9. Автор.

- Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?

10. Фантазёр.

На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.

11. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делаю это через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Подберите слова на эту тему.

- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!

12. Профи.

Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы.

Я считаю, что стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная  с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик, и я не могу не согласиться с этим мнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить  весь учебный ма...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

В статье из опыта работы описано применение разных интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка....

Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка посредством нетрадиционных методов работы

В статье представлены нетрадиционные методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы , которые, по мнению автора, повышают мотивацию к обучению школьников по указанной дисциплине...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...