Сборник правил (систематизация знаний).
материал по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
1.Безударная гласная в корне.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на неё падало ударение.
Гора – горы
Боролся - борется
Непримиримый – мир
2.Чередование гласных в корне.
- В корнях гор - гар под ударением пишется буква А, без ударения – О ( загар – загорелый)
- В корне зор – зар, под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – А ( зарево, зарница, озарять, зорька)
- В корне клон – клан под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – О (склониться, кланяться, поклон, наклониться)
- В корнях кос – кас пишется буква А, если после корня есть суффикс А, если нет этого суффикса, то пишется буква О. (касание, прикоснулся)
- В корнях лаг – лож перед Г пишется А, перед Ж пишется О ( предлагать, предложить)
- В корнях раст – рос перед СТ, Щ пишется буква А. если нет СТ,Щ пишется буква О ( растет, поросль) Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.
- В корнях Бер – бир, дер – дир, мер – мир, пер – пир, тер- тир, блест – блист, жег – жиг, стел –стил пишется буква А, если после корня есть суффикс А. ( соберу – собирать, стелить – постилать)
3.Гласные О – Е (Ё) после шипящих и Ц в разных частях слова.
1.В корне слова после шипящих под ударением пишется буква Е (Ё). (в родственных словах и формах этого слова без ударения пишется буква Е. ( вечёрка – вечер, дешёвый – дешевле) Исключения: шов, шорох, шорник, капюшон, крыжовник, обжора, чащоба, мажор
Следует различать:
А) существительное – ожог, поджог, глаголы – ожёг, поджёг
Б) в словах иноязычного происхождения:
жокей, жонглёр, шокировать, шоссе, шофёр.
В) в именах собственных: Печора, Печорин, Шостакович
2. После Ц в корне под ударением пишется буква о. безударную
гласную после Ц надо проверить ударением. ( цоколь, целиком –
целый)
3.В окончаниях, суффиксах имен существительных и
прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – Е (сундучок, шалашом, большого, рыжего, галчонок, борцом, пунцовый)
4.На конце наречий под ударением пишется буква О, без
ударения – Е (горячо, кипуче)
5.Под ударением пишется буква Ё
а) в окончаниях глаголов (бережём, печёт),
б) в глагольном суффиксе –ёвыва (затушёвывать)
в) в суффиксе –ёр существительных (дирижёр, стажёр)
г) в суффиксах -ённ, -ён страдательных причастий,
отглагольных прилагательных,если они образованы от
глагола на -ить (завершённый- завершить, тушёный - тушить)
д) в местоимениях (о чём, нипочём)
4. Гласные ы, и после Ц в разных частях слова.
1. В корне слова после Ц пишется буква И (цифра, цирк) Исключения:
цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, цыкнуть)
2.В словах, оканчивающихся на – ция пишется буква И
(акация, лекция, делегация)
3.В суффиксах и окончаниях пишется буква Ы (птицы, страницы,
Синицын)
5. Звонкие и глухие согласные.
Чтобы проверить написание парных согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная. (зуб – зубы, легкий – легок)
6. Непроизносимые согласные в корне слова. ( сочетания вств, ндск, стл, стн и др.)
Слово нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался чётко. (радостный – радость, свистнуть – свистеть)
Но: сн – чудесный – чудеса.
7. Разделительный Ъ и Ь
Ъ | Ь |
1. Перед буквами Е,Ё, Ю,Я после приставок на согласный ( объездить, разъединить) | 1. Перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И в корнях, суффиксах, окончаниях. (барьер, вьюга, лисьи, соловьиный) |
(трехъярусный, межъярусный) | |
В иностранных словах: адъютант, объект, субъект и др. бульон, батальон, синьор и др. |
8. Мягкий знак после шипящих .
Ь пишется | Ь не пишется |
1. В существительных женского рода (ночь, рожь) | 1. В существительных мужского рода (нож, грач) |
2. Во всех формах глагола (пишешь, разжечь, улыбаешься) | 2. В существительных множ. числа (много туч, около луж) |
3.В наречиях на Ж, Ш, Ч (вскачь, сплошь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж. | 3. В кратких прилагательных (горяч, хорош, могуч) |
4. В частицах (лишь, ишь, бишь) |
9. Гласные Ы –И после приставок.
После приставок на согласный пишется буква Ы, если слово, от которого оно образовано, начинается с буквы И (безыдейный – идея, подытожить – итог, разыграть – игра)
После приставок сверх-, суб-, транс-, меж- пишется буква И (межинститутский, сверхинтересный, субинспектор).
10. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Слитно:
1.Образованные от подчинительного словосочетания (древнегреческий – Древняя Греция, вагоноремонтный – ремонт вагонов)
2. Употребленные в качестве терминов или выражений в книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся)
Через дефис:
1.Обозначают оттенок цвета (светло-розовый, красно-коричневый)
2.Образовано от существительного, пишущегося через дефис (юго-западный – юго-запад)
3.Между частями прилагательного можно вставить союз «и» (русско-немецкий - русский и немецкий, выпукло-вогнутый – выпуклый и вогнутый).
4.Образованные из сочетания существительного и прилагательного, но с перестановкой этих элементов (литературно-художественный – художественная литература)
5.Имеющие на конце первой основы сочетание -ико (химико–фармацевтический).
Раздельно:
Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного. Наречие выступает в роли члена предложения, указывающего на степень признака, выраженного прилагательным (подлинно дружеский, резко враждебный) или, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т.е. опасный для общества). Наречия на –ски в значении «уподобления» (чертовски хитрый).
11. Не с разными частями речи.
Слитно | Раздельно |
Без НЕ не употребляются (все части речи) нельзя, ненавидеть, невидаль | Есть противопоставление с союзом «А» или оно подразумевается (сущ., прилаг., наречие на О,Е) не правда, а ложь |
Можно заменить синонимом или близким по значению выражением (сущ., прилаг., наречие на о,е ) неправда – ложь, неизвестный – чужой) | Есть слова «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не» и др. ( прилагательное, наречие на О,Е) Ничуть не интересный, вовсе не красиво |
Нет зависимых слов и противопоставления с союзом «А» (причастие) неприклеенный, несказанный | Есть зависимые слова или противопоставление с союзом «А» (причастие) не сказанный вовремя |
С глаголами, деепричастиями ( не нашёл, не выясняя) С наречиями не на –О,Е ( не по-товарищески) | |
С отрицательными и неопределенными наречиями и местоимениями (некого, несколько, негде) | С отрицательными местоимениями, если есть предлог (не у кого, не с кем) |
12. Одна и две буквы Н в суффиксах.
Части речи | Н | НН |
Существительные | Гостиная, труженик, травник
| На стыке морфем Полтинник, подоконник |
Прилагательные | В суффиксах -ин, -ан, -ян Гусиный, кожаный Искл.: оловянный, деревянный, стеклянный | 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на Н (туманный) 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн, -енн (искусственный, авиационный) Искл.: ветреный |
Причастия и отглагольные прилагательные | 1) в кратких страдательных причастиях ( ошибка исправлена) 2) в полных причастиях и отглагольных прила-гательных, образован-ных от глаголов несовершенного вида (крашеный – нет приставки и зависимого слова) Искл.: медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный) | 1) если в слове есть приставка, кроме не- (засушенный) 2) если к ним относятся зависимые слова (сеянная через сито) 3) если в слове есть суффикс –ова,-ева (оцинкованный) 4) если слово образовано от глагола совершенного вида (лишённый – лишить) |
Наречие | В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы (туманно – туманный, взволнованно – взволнованный) |
23. Буквы Е, И в падежных окончаниях имен существительных.
Е | И |
1. у существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах (в траве – 1 скл., П.п., по дороге – 1 скл., д.п.) | 1. у существительных 1 склонения в родительном падеже ( у реки – 1 скл.,Р.п) |
2. у существительных 2 склонения в предложном падеже ( в доме – 2 скл, П.п.) | 2. у существительных 3 склонения (у матери, в ночи) |
3. у существительных на –ий, -ие, -ия, -мя в родительном, дательном и предложном падежах ( прикрепить к стремени ( на –мя)), сорвать с акации (на – ия)) |
24. Спряжение глаголов, правописание личных окончаний глаголов.
Поставьте глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
ІІ спряжение І спряжение
на –ить на –еть, -ать, -уть, -ыть, -ти, -чь
кроме: брить, стелить ( 1 спр.) кроме:
гнать, держать, слышать, дышать
терпеть, вертеть, обидеть, зависеть,
ненавидеть, видеть, смотреть (2 спр.)
в окончании пишется буква И в окончании пишется буква Е
красит – красить колет – колоть, гонит –гнать (искл.)
при нахождении неопределённой формы берите глагол того же вида (украсит – украсить)
Правописание приставок.
1. Буквы З-С на конце приставок.
В приставках воз-вос, без- бес, из –ис, низ –нис, раз – рас, чрез – чрес перед звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными – буква С.
(Раздать – раскусить, беззвучный – бессердечный)
Приставки З не бывает: сбить, срубить, сбежать
В словах здесь, здание, здоровье нет приставки.
В приставке раз (рас) – роз (рос) без ударения пишется буква А, под ударением – буква О. ( развалить – розвальни, рассыпать – россыпь)
2. Приставки пре -, при-
Пре- | при- |
1.Возможна замена приставки словомочень, весьма. (Пребольшой – очень большой) | 1.Пространственная близость (около) – пришкольный, приморский |
2.Приближение, присоединение, прибавление (прибывать, привинтить, примкнуть) | |
2.Близкое к значению «пере» ( преображать, преградить) | |
3.Неполное действие (приоткрыть) | |
4.Доведение действия до конца (придумать) | |
Правописание суффиксов
1. Суффиксы –ЕК, -ИК существительных
Чтобы правильно написать суффикс, надо слово просклонять (поставить в форму родительного падежа). Если гласный выпадает, то пишется суффикс -ЕК, если не выпадает, то надо писать суффикс –ИК ( замочек – замочка, пальчик – пальчика)
2. Суффиксы глаголов -ова (-ева), -ыва (ива)
Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ываю, -иваю, то надо писать суффиксы –ыва,-ива.
Если оканчивается на –ую,-юю, то надо писать суффиксы –ова, -ева.
(беседовал, беседовать – беседую, рассказывал – рассказываю)
3. Суффиксы причастий –ущ,-ющ, -ащ,-ящ.
Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то надо писать суффиксы –ущ, -ющ.
Если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то надо писать суффиксы –ащ, -ящ.
(колющий – колоть (1 спр.), красящий – красить (2 спр.))
4. Суффиксы причастий –ЕМ, -ОМ, -ИМ
Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то пишем суффикс –ЕМ,-ОМ, если от глагола 2 спряжения, то суффикс -ИМ
(видимый – видеть (2 спр.), сжигаемый – сжигать (1 спр.))
5. Буквы О,А на конце наречий с приставками –ИЗ,-ДО, -С
Если наречия образованы от прилагательных, в которых нет этих приставок, то пишем букву А.
Если наречия образованы от прилагательных, в которых есть эти приставки, то пишем букву О.
( досуха – сухой, досрочно – досрочный)
Наглухо, влево (нет приставок –из, -до, -с)
6. Суффиксы –К-, -СК- прилагательных.
Суффикс –К- пишется:
1) в прилагательных, имеющих краткую форму ( колкий – колок, вязкий – вязок)
2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на к,ч,ц (немецкий – немец, ткацкий – ткач)
В остальных случаях пишется суффикс –СК- ( французский – француз)
7. Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-
После букв д – т, з – с, ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется щ. (переплётчик, каменщик – нет букв д,т, з,с,ж)
8. Гласные перед -Н, -НН в суффиксах причастий, перед суффиксом глагола прошедшего времени –Л-.
Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глагола на –ать, -ять, то перед Н,НН пишется буква А,Я (увешанный – увешать).
Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глаголов, оканчивающихся не на –ать,-ять , то перед Н,НН пишется буква Е
( засученный – засучить, крашеный – красить).
Дефис между частями слов.
- Дефисное написание наречий.
С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своём составе:
1) приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -и (по-новому, по-товарищески)
2) приставку в-,во- и суффиксы –ых, -их (во-вторых, в-третьих)
3) приставку кое- ( кое-как)
4) суффиксы -то, -либо, -нибудь ( колда-либо, где-нибудь)
5) сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни (мало-помалу)
- Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами то-либо-, нибудь пишутся через дефис ( кое-кто, какой-нибудь)
- Сложные слова с пол- пишутся с дефисом, если второй корень начинается с Л, с большой буквы, с гласной. В остальных случаях пол- в сложных словах пишется слитно. ( пол-луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома,)
- Междометия, образованные повторением основ ( ох-ох)
- Частицы –то, -ка присоединяются к другим словам через дефис. ( стал-то, возьми-ка)
Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов.
- Предлоги с другими словами пишутся отдельно. (на реке, на мне, к пяти)
- Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно (ехать навстречу делегатам).
- Пишутся слитно производные предлоги: ввиду (= по причине), вроде (=подобно), насчет (=о), вместо, наподобие, вследствие (по причине)
Поговорить насчет экзаменов, но положить деньги на счет (сущ.)
Пишутся раздельно производные предлоги в течение, в продолжение, по
причине, в целях, со стороны).
- Союзы также, тоже, чтобы пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же, то же, что бы. В этих сочетаниях частицы же,бы могут быть опущены или переставлены на другое место.
Мать училась в институте. Отец тоже там учился.
То же слово, да не так молвить.
Морфология (части речи).
Грамматические признаки самостоятельных частей речи.
Часть речи | Грам. значение | Вопрос к нач. форме | Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Синтаксич. роль в предложении |
Имя существи-тельное | Предмет | Кто? что? | Одуш.-неодуш., собств. или нариц., род, склонение | Падеж, число | Подлежащее, Дополнение |
Имя прилага-тельное | Признак | Какой? Чей? | Качественное, относительное притяжатель-ное; полное- краткое, степени сравнения | Род, число, падеж | Определение, сказуемое (краткое прил.) |
Имя числи-тельное | Количество, порядок при счете | Сколько? Который? | Простое-составное, количествен-ное, порядковое, собиратель-ное | Падеж, число, род (у порядковых) | В составе любого члена предложения, определение (порядковые) |
Местоиме-ние | Значение части речи, вместо которой употребля-ется | Кто? Что? Какой? Сколько? Который? | Разряд, лицо (для личных) | Падеж (для некоторых), число, род | Любой член предложения |
Глагол | Действие, состояние | Что делать? что сделать? | Вид, переходность, спряжение, возвратность | Наклонение, время, число, лицо или род | Личные формы – сказуемым, н.ф. – любой член предложения |
Причастие | Признак предмета по действию | Какой? Что делающий? Что сделавший? и др. | Действитель-ное или страдатель-ное, время, вид | Падеж, число, род, полное или краткое | Определение |
Деепричас-тие | Добавочное действие | Что делая? Что сделав? Как? | Вид, возвратность | Нет | обстоятельство |
Наречие | Признак действия или другого признака | Как? Где? Куда? Когда? Зачем? и др. | Степени сравнения | Нет | обстоятельство |
Разряды имен прилагательных.
Разряд | Признаки | Примеры |
Качественные | 1.Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? 2. обозначают различные качества предметов: цвет, внутренние качества человека, душевное состояние, возраст, величину предмета; качества, воспринимаемые органами чувств и др. 3. могут иметь уменьшительно-ласкательные суффиксы –ист, -оват, - -еньк и др. 4. могут иметь краткую форму и степени сравнения 5. образуются сложные прилагательные и прилаг. С приставкой не- 6. сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно и др. | Приятнее Больна Слишком лёгкий светлый – светлый нелёгкий |
Относительные | 1.отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? 2. обозначают материал, из которого сделан предмет; время, место, назначение предмета и др. 3. имеют суффиксы –ан, -ян, - ск-, -ов-, 4. не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения 5. не сочетаются с наречиями очень, слишком. | Деревянный Морской |
Притяжательные | Чей? Чья? Чьё? Чьи? 2.обозначают принадлежность к какому-нибудь лицу или животному 3. имеют суффиксы –ов, -ев, -ин, -ын, -ий | Лисий, отцов, волчий |
Разряды местоимений.
Разряд | Местоимения |
личные | 1 лицо: я, мы 2 лицо: ты,вы 3 лицо: он,она,оно,они |
Возвратное | Себя |
Притяжательные | Мой, твой, наш, ваш, свой |
Вопросительно-относительные | Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько |
Неопределённые | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-какой, что-либо и др. |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, этакий, столько |
Определительные | Сам, самый, всякий, весь, каждый, любой, иной, другой |
Разряды имен числительных.
По зачению | По строению | |||||
количественные | Порядко-вые | Простые | Сложные | составные | ||
Целые | Дроб-ные | Собиратель-ные | ||||
Три, Двадцать пять | Одна треть, Полтора | Двое Трое семеро | Третий, тридцать пятый | Четырнадцать, тридцатый | Пятьсот, стотысячный | Сто семьдесят третий, три целых восемь десятых |
Наклонение и время глагола.
Изъявительное | Условное | Повелительное | |||
Обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности | Обозначает действие, которое возможно при каком- либо условии ( читал бы, прочитал бы) | Обозначает действие, к совнершению которого говорящий побуждает кого-либо (советует, просит, приказывает) | |||
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время | |||
Что делает? | Что делал? Что сделал? | Что будет делать? (будущее сложное) | Что сделает? (будущее простое) | ||
Читает | Читал, рассказал | Будет читать | прочитает |
Образование причастий
От основы глагола настоящего времени | От основы инфинитива | ||||
Причастия настоящего времени | Причастия прошедшего времени | ||||
Действительные | Страдательные | Действительные | страдательные | ||
1 спр. | 2 спр. | 1 спр. | 2 спр. | - вш - ш | - енн - нн - т |
- ущ, - ющ | - ащ - ящ | - ем - ом | - им - ым | ||
Болеющий Кричащий | Озаряемый Хранимый | Скакавший Нёсший | Вытащенный Увенчанный вымытый |
Образование деепричастий
Деепричастия несовершенного вида | Деепричастия совершенного вида |
Суффиксы -а,-я | Суффиксы -в -вш -вши |
Лежим – лёжа Сидим – сидя | Подумать – подумав, подумавши Увлечься - увлекшись |
Разряды наречий по значению.
Разряд наречий | Вопросы, на которые отвечают наречия | Примеры |
Образа действия и степени | Как? Каким образом? | Быстро, весело, по-новому, частенько, великолепно |
Меры и степени | Сколько? Сколько раз? В какой степени? В какой мере? Насколько? | Чуть-чуть, слгка, немного, впятеро, слишком, совершенно, вполне, дважды |
Места | Где? Куда? Откуда? | Далеко, поблизости, вокруг, изнутри, издали, повсеместно |
Времени | Когрда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Теперь, скоро, издавна, сейчас, накануне, днем, ночью, летом, рано |
Причины | Почему? Отчего? По какой причине? | Сгоряча, сослепу, поневоле |
Цели | Зачем? Для чего ? С какой целью? | Нарочно, назло, намеренно |
Особую группу составляют местоименные наречия:
- Указательные наречия – здесь, там, туда, оттуда, тогда
- Неопределенные наречия – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где
- Отрицательные наречия – нигде, никогда, никуда, негде
- Вопросительно-относительные наречия – где, куда, когда, зачем, почему.
Сирень цветёт (когда?) весной. (наречие)
За весной ( когда? За чем?) наступит лето. (существительное)
Наречия с приставками надо отличать от созвучных сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.
Сначала было трудно. ( когда? – обстоятельство – наречие)
С начала года ( сущ. с предлогом, т.к. есть зависимое слово) .
Заболел, поэтому и не пришел. ( наречие, почему?)
По этому мосту движение закрыто. ( прилаг., по мосту (какому?) – определение)
В дали голубой крутится песок. (в чем? Где?)
Вдали назойливо играл пастух. (наречие, где?)
Слова категории состояния – обозначают состояние природы, окружающей среды, живых существ, человека ( сыро, облачно, обидно, смешно, радостно). Они употребляются в односоставных безличных предложениях и являются сказуемым.
Образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий.
Части речи | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
Простая | Составная | Простая | Составная | |
Имя прилагательное | - е -ее (-ей) - ше Сильнее Раньше Реже | более… менее… Более сильный Менее строгий | - айш (ий) - ейш (ий) Строжайший сильнейший | всего (всех).. наиболее… наименее… Глубже всех, наиболее качественный |
Наречие | - е - ее (-ей) - ше Сильнее, раньше, реже | более… менее… Более сильно Менее строго | - айше - ейше Строжайше | всего (всех).. наиболее… наименее… глубже всех, наиболее качественно |
Чтобы отличить сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия, надо посмотреть, от какого слова в предложении зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от существительного, то это сравнительная степень прилагательного (в предложении является сказуемым) – лицо тоньше, класс дружнее.
Если зависит от глагола, то это наречие (в предложении является обстоятельством) – нарезать тоньше, запеть дружнее.
Служебные части речи.
Предлог – служит для связи слов в словосочетании и предложении. Бывают простыми и составными, производными и непроизводными.
непроизводные | Производные от | ||
Наречия | Существительного | Деепричастия | |
В, к, с, у, о, на, при, за, от, через и др. | Вдоль, напротив, впереди, согласно, вокруг | Вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в отношении, в отличии от, по направлению к, ввиду, в заключение, сверх, в связи, в силу | Благодпря, спустя, несмотря на, невзирая на, исходя из |
Союз – служит для связи однородных членов и частей сложного предложения. Бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.
Разряды союзов по значению.
Сочинительные | Подчинительные |
1. Соединительные (и это, и то): и, да, также, тоже, не только…но и, как…так и | 1. Изъяснительные: что, будто, чтобы |
2. Противительные ( не то, а это): но, а, да, зато, однако | 2. Обстоятельственные: Время: когда, лишь, пока, едва, как только, после того как, прежде чем, только лишь Цель: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, ради того чтобы Сравнение: как, как будто, словно, точно Причина: потому что, так как, оттого что, ибо Условие: если (бы), ежели Следствие: так что Уступка: хоть, несмотря на то что, пусть, пускай |
3. Разделительные (или то, или это): или, либо, ни…ни, то…то, то ли… то ли, не то…не то | |
Частица - передаёт оттенки значения и служит для образования некоторых форм самостоятельных слов. По значению бывают формообразующие, смысловые. По разряду – простые, сложные, составные.
( даже, именно, все-таки, всего-навсего, вряд ли, как бы не и др.)
Разряды частиц по значению и функции.
Смысловые (выражают различные значения) | Формообразующие ( образуют формы слова) |
1. Отрицание: не, ни | 1. форму условного наклонения глагола: бы, б |
2. Утверждение: да, так, точно, как же, ага, угу, определенно | 2. форму повелительного наклонения глагола: пусть, пускай, да, давай, давайте |
3. Усиление: даже, даже и, аж, и, уж, же, ещё, все-таки, ну | 3.форму сравнительной и превосходной степени прилаг.: более, менее, самый |
4. Вопрос: разве, неужели, ли, что ли, а, что, как, ну как, а что, если | |
| |
| |
7. Уточнение: именно, точно, в точности, прямо, чуть, всего-навсего, хоть, хотя бы, почти | |
8. Выделение, ограничение: только, лишь, лишь только, почти, исключительно | |
9. Указание: вот, а вот, вон, а вон, это | |
10. Смягчение требования: -ка |
Различение частиц Не и Ни
Частица НЕ | Частица НИ |
Не – значение отрицания Миша не пошёл на каток. Не Миша пошёл на каток, а Юра. | Ни – отрицательная частица с усилительным значением: А) усиление отрицания На небе не было ни одного просвета. Нет ни ветра, ни солнца, ни шума. На небе ни облачка. |
Две частицы НЕ – значение утверждения Не могу не рассказать об этой поездке. – Должен рассказать. | Б) усиление утверждения Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая. (везде погляжу) Могут быть слова: где ни, кто ни, что ни и др. |
Междометие – не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия используют для выражения:
- Чувств, эмоций (страха, радости, сомнения, удивления, грусти, восторга, печали и др.): ах, да ну, браво, боже мой, вот это да, Бог с тобой.
- Речевого этикета (приветствия, прощания, пожелания, благодарности, просьбы и др.): спасибо, благодарю, до свидания, прощай, прости, пожалуйста, всего хорошего, здравствуйте.
- Команды, приказа, просьбы: на, фас, тсс, алло, бай-бай, стоп, цып-цып.
Синтаксис.
Словосочетание – несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
По главному слову словосочетания бывают именные ( главное слово – имя прилагательное, имя существительное, местоимение), глагольные (главное слово –глагол, причастие, деепричастие), наречные (главное слово – наречие).
Виды связи слов в словосочетаниях ( по зависимому слову).
Согласование | Управление | Примыкание | |
Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже (прилаг., причастие, местоимение = прилаг., порядковое числительное) | Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (существительное, местоимение = сущ.) | Зависимое слово связано с главным только по смыслу ( наречие, деепричастие) | |
Предложное (с предлогом) | Беспредложное (без предлога) | ||
К опытному педагогу | Росли у дороги | Освоение земель | Работать увлеченно |
Виды предложений .
Виды предложений | Примеры | |
По характеру выражаемого отношения к действительности | Утвердительные (утверждают связь между предметом речи и тем, что о нем говорится). Отрицательные (отрицается связь между предметом речи и тем, что и нем говорится). | Печален долгий вечер в октябре.( И.Бунин) Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем. (А.Пушкин) |
По количеству грамматических основ | Простые (состоят из одной грамматической основы) Сложные ( состоят из двух и более грамматических основ) | Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок. (Н.Рубцов) Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долины. (А.Фет) |
По характеру грамматической основы | Двусоставные (грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого) Односоставные (грамматическая основа состоит либо только из подлежащего, либо только сказуемого) | Любил я осень позднюю в России. (И.Бунин) Уже совсем рассвело. (К. Федин) |
По наличию второстепенных членов | Распространенные (имеют в своем составе грамматическую основу и второстепенные члены предложения) Нераспространенные (имеют только грамматическую основу) | Две капли брызнули в стекло.(А.Фет) Озеро белело. (И.Бунин) |
По условиям контекста и речевой ситуации | Полные (все необходимые члены предложения присутствуют) Неполные (один или несколько членов предложения пропущены) | Весь город лежал во тьме.(А.Фадеев) Всё мне послушно, я же – ничему. (А. Пушкин) |
Виды сказуемого.
Простое глагольное выражается одной глагольной формой | Составное | |
Глагольное вспомогательный глагол мочь, желать, хотеть, начать, продолжать, кончать или краткое прилаг. Рад, готов, способен, должен, намерен + инфинитив | Именное Глагол-связка быть, стать, делаться, являться, становиться, казаться, называться + именная часть: имя сущ., прил., числит., мест., крат.прич., наречие | |
Сменялись в детстве радугой дожди. (С.Маршак) | Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов) | Стало белым золото креста. (С.Маршак) |
Второстепенные члены предложения.
Определение (какой? какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) подчеркивается волнистой линией | Дополнение (кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?) подчеркивается пунктиром | Обстоятельство (где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?) подчеркивается пунктиром с точкой |
Согласованное (прилагат.,причастие, местоимение = прил., порядковое числ.) | Прямое (вин. падеж без предлога) | Образа действия (как? Каким образом?) |
Несогласованное (имя сущ.) | Косвенное (косвенные падежи или вин.падеж с предлогом) | Места (где? Куда? Откуда?) |
Времени (когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?) | ||
Причины (почему? По какой причине?) | ||
Меры и степени (В какой мере? В какой степени?) | ||
Цели (зачем? С какой целью?) | ||
Условия (при каком условии?) | ||
Уступки (вопреки чему?) |
Виды односоставных предложений и способы выражения главного члена предложения.
Именные | Глагольные |
Назывное предложение ( главный член предложения – подлежащее, имя сущ. в И.п.) Полночь. Мгла и ветер. | Определенно-личное (глагол 1,2 лица, ед., мн. числа; изъяв., повел. наклонение) Еду. Пойдешь гулять? Идём со мной. |
Неопределенно-личное (глагол 3 лица, мн.числа, наст., буд. времени; мн.ч. Прош.вр.) Вите подарили плеер. | |
Безличное (безличный глагол, личный глагол в значении безличного, инфинитив, слова категории состояния, краткое страд причастие, слово нет) Темнеет. На улице холодно. | |
Обобщенно-личное (глагол 2 лица, ед. ч.; 3 лица мн.ч. наст. или буд.вр.; 2 лица повел наклонения) Цыплят по осени считают. |
Виды определений.
Однородные | Неоднородные |
Характеризуют предмет с одной стороны (между ними можно поставить союз И) | Характеризуют предмет с разных сторон, например, по цвету и размеру (большой красный мяч), между ними нельзя поставить союз И) |
Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос | Поясняют друг друга, то есть одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое сущ. и другое определение (красный мяч какой? большой) |
Связаны между собой сочинительной связью, т.е. не зависят друг от друга | Лишены перечислительной интонации |
Произносятся с перечислительной интонацией |
Обособленные члены предложения.
І. Обособленные определения.
Любые определения в виде словосочетания (прич. оборота, адъективного оборота) или отдельных слов выделяются запятыми с одной стороны или с двух (внутри предложения), если:
- Относятся к личному местоимению
Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.
- Стоят после определяемого существительного.
Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всём своём величии. (Б.Полевой)
- Перед определяемым существительным, если выражают причину.
Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (А.Пушкин)
ІІ. Обособленные приложения.
Приложения на письме выделяются запятой или двумя запятыми внутри предложения, если:
- Они относятся к личному местоимению
Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н.Островский)
- Распространенные приложения, стоящие после определяемого существительного.
Ананас, чудесный дар природы тропиков, похож на большую кедровую шишку весом в два-три килограмма.
- Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеет причинное значение.
Коренной моряк, Воропаев впервые увидел море уже будучи взрослым. (П.Павленко)
ІІІ Обособленные обстоятельства.
1. Обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, всегда на письме выделяются запятыми.
Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое.
Волны несутся, гремя и сверкая, чуждые звезды глядят с высоты.
2. Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
Примечание:
не обособляются
- Деепричастия со значением наречия. Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь. (не двигаясь = неподвижно)
- Устойчивые сочетания и фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия. Работал он не покладая рук.
ІV. Обособленные уточняющие члены предложения.
К уточняющему обособленному члену предложения можно поставить дополнительный вопрос Где именно? Как именно? Кто именно? Когда именно?
1. Обстоятельства места и времени: Слева, у плотины, стучали топоры.
2. Определения: В ней господствовали коричневый, почти красный, цвет почвы и нестерпимо синий оттенок моря.
3. Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться при помощи союзов то есть, или, а также слов особенно, даже, главным образом, в частности, например.
Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.
- Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, наряду с, сверх и др.
У всех, за исключением комиссара, дела шли хорошо.
Вводные слова и предложения.
Группы вводных слов по значению | пример |
Различная степень уверенности: а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, действительно и др.) б) меньшая степень уверенности (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй) | Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. Кажется, ваша история там наделала много шуму. |
Различные чувства ( к счастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению) | К счастью, наши кони не были измучены. |
Источник сообщения ( по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, мо мнению кого-либо) | По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю. |
Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, наоборот, например и др.) | Во-первых, надо выучить правило. Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать этот отрывок.(М.Лермонтов) |
Замечания о способах оформления мыслей ( одним словом, иначе говоря, лучше сказать и др.) | Одним словом, у этого человека наблюдалось стремление создать себе футляр.(А.Чехов) |
Вводные слова и предложения следует отличать от других членов предложения (вводные слова не являются членом предложения, они грамматически не связаны с другими словами, их можно из предложения убрать).
Распечатка страниц:
13,14 15,12
11,16 17,10
9,18 19,8
7,20 21,6
5,22 23,4
3,24 25,2
1,26
СБОРНИК
ПРАВИЛ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ по теме "Метод площадей"
Программа для общеобразовательных школ по геометрии не акцентирует внимание на методах решения задач. А знание методов решения геометрических задач позволяет решать, казалось бы, сложные математическ...
Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии
Урок обобщения первоначальных понятий органической химии. Проводится после повторения материала об органических соединениях, изученного в девятом классе, и изучения основных типов химических реак...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм
Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...