Конспект урока по русскому языку на тему "Творческая мастерская "Зима"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему «Мастерская творческого письма «Зима»
Подготовка к сочинению- описанию по личным наблюдениям в 5 классе
Цели: 1. Образовательная – сбор рабочего материала для сочинения;
повторение теоретических сведений по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Изобразительно-выразительные средства языка».
2. Развивающая –развитие устной и письменной речи; обогащение
словарного запаса; создание условий для творческого развития
личности, самостоятельной познавательной деятельности.
3. Воспитательная – способствовать формированию эстетического
вкуса; учить пониманию прекрасного; воспитывать любовь к
родной природе; формировать коммуникативные навыки.
Тип урока: Мастерская творческого письма; комбинированный систематизация и обобщение изученного и приобретение новых знаний, их практическое применение в нестандартной ситуации.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, электронная презентация; дидактический материал с заданиями), стенды «Здравствуй, гостья-зима!» (с рисунками и стихами ребят о зиме); грамзапись песни «Снег кружится», музыкальная пьеса «Тройка» Свиридова к повесит Пушкина «Метель», пьеса «На тройке» из цикла «Времена года» Чайковского.
Формы, методы, приемы: групповая и индивидуальная, работа в парах, самооценивание и взаимооценивание, самостоятельный поиск информации, метод кластера и составление синквейна; частично-поисковый, эвристический, иллюстративно-наглядный; проблемный; использование технологий личностно-ориентированного обучения – работа в парах, диалог «учитель-ученик», игровые методы, создание ситуации выбора и успеха, педагогической поддержки, метод рефлексии.
План урока
- Познакомить с домашним заданием: сочинение-описание по личным наблюдениям на выбор «Снег да снег кругом», «Сказка зимнего леса».
- Актуализация знаний. Совместное обсуждение цели и задач урока.
- Фронтальный устный и письменный опрос по изученному разделу «Синтаксис и пунктуация», темам «Типы речи. Стили речи».
- Проверка домашнего задания: чтение стихотворений русских поэтов о зиме; чтение стихов собственного сочинения; конкурс рисунков.
- Чтение и анализ стихотворных и прозаических текстов о зиме, запись интересных выражений в тетрадь, сбор рабочего материала к сочинению. Составление кластера на листе А4 каждым учеником.
- Подведение итогов работы. Рефлексия. Составление синквейна о зиме и снеге.
Ход урока
I. Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
1. Фронтальный устный опрос по теории в парах. Взаимооценка. Ответы на контрольные вопросы учебника, с.119.
2. Графический диктант. (Начертить схемы). Самооценка.
1) По России морозы распушили деревья и рисуют на стеклах лебединые перья. (Простое).
2) Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. (ССП).
3) У леса на опушке жила зима в избушке, она снежки солила в березовой кадушке. (БСП).
4) Дети любят зиму, потому что она проносит им много радости. (СПП).
5) Не трещите, морозы, в заповедном лесу. (Простое).
6) Всё покрылось белым снегом: дома, сады, поля. (Простое).
3. Письмо по памяти
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
4. Игра с сигнальными карточками.
II. Подготовка к сочинению.
Учитель. Мы живем в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них- волшебница зима. После серых, заунывных дней осени выпадает первый снежок – это чудо природы- и у нас поднимается настроение, на душе становится радостно и светло.
-Ребята, какие вы испытываете чувства, когда видите первый снег?
- Какие ассоциации рождаются при упоминании слова «зима»?
Учитель. Прислушайтесь к звукам под каблуками. Это ломаются, мнутся снежинки. Снег под ногами скрипит капустой, поет под лыжами скрипкой…Белое чудо – снег! Его ожидают как светлую благодать. И вот он однажды приходит. Проснешься - за окнами посветлело, и сразу в жизни как будто что-то изменилось к лучшему. И вспомнишь знакомые строчки:
Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…(Пушкин)
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, свежо и бело! (Блок)
Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе снами яркое образное слово поэта и писателя.
На фоне пьесы «Тройка» ( музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель») учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б.Петрова:
«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик…снега во всю Россию».
Ученик читает стихотворение «Снега, снега» Л.Татьяничевой
Пожалуй, я не видела ни разу,
Чтоб столько снега вьюги намели.
Бредут, согнувшись, молодые вязы,
На спинах тащат белые кули.
Снега, снега…
А если вдаль вглядеться,
Увидишь гор крутые берега.
Не разлюбить,
Не оторвать от сердца,
Не отемнить вас, русские снега!
Учитель. Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.
Первая тема сочинения, над которой вы будете работать, «Снег да снег».
- Каким бывает снег? Всегда ли он одинаков? От чего зависит вид снега?
Поделитесь своими наблюдениями. (От времени года, времени суток, погоды).
На фоне «Вальса» Г.Свиридова к повести Пушкина «Метель» звучит литературный монтаж, заранее подготовленный учащимися.
- Утром кот принес на лапках
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой. (Я.Аким)
- Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля…Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке…
С.Иванов
3. Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его еще не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пестрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок. (А.Горбунова)
- А вот что рассказал о январском снеге С.Иванов:
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля…Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синее, бездонное…Мороз, ну и морозище! Много снегу- -много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…
- Каким автор увидел снег?
- Что показалось интересным в этой зарисовке?
Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.
4. Ученики читают наизусть стихотворения русских поэтов о зиме (и свои собственные). Задание: на протяжении всего урока выписывать интересные тропы к ключевым словам будущего сочинения на отдельном листе бумаги (составлять кластер).
А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…»
С.А.Есенин «Заметает пурга белый путь…»
С.А.Есенин «Белая береза под моим окном…»
5. Просмотр слайдов презентации с изображением зимних пейзажей и отрывками из стихотворных строк.
6. Учитель читает удачные сочинения о зиме выпускников прошлых лет.
7. Звучит песня «Снег кружится».
8. Комплексный анализ текста.
Докажите, что это текст. Определите тип текста и стиль. (Художественный; описание с элементами повествования). Работа над пунктуацией.
Я всегда удивлялся, как изменяет природу снег. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле. Наступали зимние сумерки, и белый мрак одевал землю.
Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили всё поразительной тишиной.
Я воротился домой и с наслаждением ходил по белым дорожкам сада. Засветились огоньки в избах, и бледные лучи легли поперек улицы. Предметы смешались и утонули в потемневшем воздухе. Когда высыпались снежные тучи, на землю падали только редкие снежинки.
По С.Аксакову
-Что делает нашу речь выразительной? Какие сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры вам встретились в стихотворениях и текстах о снеге, зиме, зимнем лесе?
- Что еще обогащает и разнообразит нашу речь? (Синонимы). Подберем синонимы к слову блестеть – блистать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, сверкать, светить, сиять, лучиться.
7. Работа с учебником. Упражнение 366 (устно), с.164.
- Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану, можете составить свой.
План сочинения на тему «Снег да снег кругом»
- «Здравствуй, гостья-зима!»
- «Снег да снег кругом…»
- Снежное покрывало
- Снег на деревьях и домах.
- Снежные забавы.
- «Рады мы проказам матушки зимы».
-Проверим вашу работу в течение урока, как вы распространили слова-ассоциации, ключевые слова, как составили кластер.
Примерные ответы:
Зима –волшебница, королева, колдунья, барыня, гостья, хозяйка; царство зимы- пышное, великолепное, беспредельное.
Снег – робкий, несмелый, озорной, прохладный, пушистый, мягкий; пухлая пелена, белый холст, белый пух, серебристый ковер, роскошное покрывало.
Снежинки – фигурные, резные, узорчатые, невесомые; это- белые бабочки, прекрасные цветы зимы, серебряные звездочки.
Мороз –сильный, трескучий, обжигающий, будоражащий кровь.
Сугробы – пышные, мягкие; снежное болото.
Настроение – бодрое, радостное.
Земля – преображается; нарядная; белый цвет очень к лицу земле.
Лес, деревья – в серебряном уборе, в белых одеждах и т. д.
Подведение итогов работы.
Составление синквейна о снеге, зиме.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...