А снег идет...(урок развития речи 5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
На примерах художественных текстов ребята учатся писать сочинения с использованием изобразительно-выразительных средств языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_sneg_idet.doc | 46.5 КБ |
2.ppt | 919.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А снег идет…
Урок развития речи
5 класс
МБОУ СОШ № 3
г.Юрьев-Польского
Учитель Егорова А.А.
2012 год
Цели урока: формирование умения соотносить тему и содержание высказывания, на примерах художественных текстов учиться использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка.
Ход урока.
- Сообщение темы урока.
- Вступительная беседа.
По календарю начало зимы – 1 декабря, но на самом деле она может начаться раньше или позже.
- Какой день мы считаем началом зимы?
Особую радость люди испытывают от первого снега.
-Почему?
Очень хорошо, что мы живем в такой местности, где есть все 4 времени года. Есть такое выражение «русская зима».
- В чем особенность нашей зимы?
Мы любим и сильные морозы, и ясные солнечные дни, и большие сугробы.
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых.
И снег может идти по-разному. Перечитайте еще раз тему урока.
- Какую картину вы себе представляете?
Сегодня на уроке мы и должны написать ярко, красочно, живо, какие перемены происходят в природе с наступлением зимы. Будем учиться рисовать словами.
- Сбор материала к сочинению.
- Вы рассматривали когда-нибудь снежинки?
- На что они похожи?
Коллективно заполняем таблицу примерами.
| Какие? | Как что? | Что делают? |
красивые | пушинки | кружатся | |
Снежинки | пушистые | хлопья | падают |
резные | звездочки | танцуют | |
кружевные | летят |
- Придумайте предложения о снежинках. (Лучшие предложения записываем)
Пушистые снежинки осторожно касаются земли, как будто стесняются своего первого появления.
С облаков, как с ветвей новогодней елки, срываются ватные хлопья.
Заполняем таблицу со словом «снег».
Какой? | Как что? | Что делает? | |
мягкий | перина | покрывает | |
Снег | серебристый | одеяло | одевает |
пушистый | серебро | блестит | |
искристый | шапка | окутывает |
- Послушайте, какое можно сочинить стихотворение, используя только определения.
Снег пушистый, серебристый,
Белый, легкий и искристый,
Вкусный, мягкий, пуховой
И немножко озорной.
4. Писатели и поэты о зиме. Разбор примеров.
(Ученики дома приготовили стихи и высказывания о зиме.)
Эти примеры вам помогут написать сочинения, вы можете использовать наиболее понравившиеся изобразительные средства, красивые выражения.
«Ходит зима в больших мягких валенках и оставляет на земле белые следы». (Скребицкий)
«Снег – белое чудо России». (Рождественский)
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И. Никитин.
Словно кто-то тороватый*
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
А.Фет.
* тороватый – щедрый.
5. Анализ текста.
Снег.
Он хорош и тогда, когда медленно падает большими хлопьями.
Хорош и маленький снег, словно кисеей* затянувший окно…
А когда снег одевает весь город, какими уютными становятся улицы! Какие пышные перины на балконах, какие подушки на перилах!
Случается, что одна какая-нибудь снежинка сядет на рукав твоей шубки. Ты разглядываешь ее и видишь, что у нее тонкий-претонкий узор. Что она – звездочка из шести лучиков, но все они разные: игольчатые, ажурные, перистые… ни одна кружевница не придумает таких узоров, какие есть у снежинок.
В. Инбер
* кисея – тонкая прозрачная ткань.
-Какую иллюстрацию изобразили бы вы к данному тексту?
-Как изменились улицы, покрытые снегом?
-Какие сравнения использует автор? Эпитеты?
-Какие словосочетания, используемые при описании снежинок, вам понравились больше всего? Выпишите их.
6. Самостоятельная работа.
Написать на снежинке (приготовлены дома всеми учащимися) сочинение-миниатюру «Снег идет…» или стихотворение по данному началу:
Словно белые пушинки
С неба падают снежинки…
7. Итог урока.
Ребята читают получившиеся работы (сочинения прилагаются).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"
Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)
Презентация к уроку развития речи в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...
Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: «И.Бунин "Первый снег"».
Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: "И.Бунин "Первый снег"...
Конспект урока по развитию речи; русский язык пятый класс "Первый снег"
Изложение по отрывку из произведения К. Паустовского. Цель урока: обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные ...
Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег». 5 класс
Урок развития речи по картине...
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)...