Урок русского языка в 5 классе "О-Ё после шипящих и Ц"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Познакомить детей с орфограммой «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе "О-Ё после шипящих и Ц" | 52.5 КБ |
презентация к уроку "О_Ё после шипящих и Ц" | 944.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ с. Абашево
муниципального района Хворостянский
Самарской области
Урок русского языка в 5 классе
на тему: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов».
Учитель: Адоевская Л.А.
Цель урока : - познакомить детей с орфограммой «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов».
Задачи:
-выработать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой и обозначать её графически;
-развивать орфографическую зоркость, навык грамотного письма, развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать самостоятельность, коллективизм, познавательную и творческую активность.
Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» под ред. М.М.Разумовской, презентация к уроку, снежинки из бумаги, «комья» снега, распечатки к уроку, цветные кружочки.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята,
Сегодня такой прекрасный зимний день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.
Слайд №1
-Давайте запишем в тетради число, классная работа.
2. Сообщение темы и целей урока. (За правильные ответы учитель в течение урока раздаёт снежинки.)
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, которая называется «Орфография». И познакомимся с новым орфографическим правилом. А чтобы отправиться, нужно определить тему нашего урока. А для этого послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая.
- А какие шипящие согласные вы знаете?
Слайд № 2
(Ж, Ш, Ч, Щ). Правильно. Что мы ёще о них знаем? (Ж и Ш – всегда твёрдые, Ч и Щ – всегда мягкие).Выплывают по щелчку.
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То все буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать после шипящих то букву О, то букву Ё.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Ё после шипящих).
-Правильно, мы должны познакомиться с новой орфограммой и самостоятельно сформулировать правило.
Слайд №3-
-Запишите тему урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».
-Теперь можем ехать в страну «Орфография». Поедем мы на весёлом паровозике. Давайте возьмём друг друга за руки. Итак, в добрый путь!
Слайд №4.
Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков:
Слайд №5.
«Кукушка кукушонку купила капюшон…».
Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.)
-Теперь порядок, поехали!
Слайд №6. (Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)
2. Актуализация опорных знаний.
-Подъезжаем к станции «Объясняйка» Слайд №7.
- Ребята, придумайте слова с шипящим звуками.
- Теперь обратите внимание на экран, я предлагаю вам слова для анализа. Прочитайте их про себя. (по щелчку слова высвечиваются на слайде).
Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей, бечёвка.
- Наверное, многие слова вам незнакомы?
3.. Словарная работа.
Шоу – представление.
Анчоус – мелкая морская рыбка.
Жокей – наездник
Бечёвка – тонкая верёвка.
Бечева – прочная толстая верёвка, канат.
Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.
-Найдите в «Толковом словаре « вашего учебника слово на эту орфограмму. Прочитайте статью. Стр.293
(Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии.).
- Составьте с любым словом словосочетание и запишите в тетрадь.Проверка.
4. – Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие)
- Какой звук слышится после шипящих? (Звук о)
- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё? (Какими буквами передаётся звук О? (Звук о на письме передаётся буквами о и ё). Молодцы, ребята. Едем дальше.
Слайд № 8 ( Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)
-Подъезжаем к станции «Почитайка». Слайд № 9
Давайте поработаем с учебником. Упр 287, стр. 94.
-Прочитайте самостоятельно про себя все слова.
3. Изучение нового материала.
. - - Какую особенность вы заметили? Сформулируйте самостоятельно правило. (Если в однокоренных словах пишется Е, значит, в слове пишем Ё)
Молодцы! Поехали дальше.
Слайд № 10 ( Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)
-Следующая станция «Исключайка». Слайд № 11
Звучит песня. Слайд №. 6
- Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали ещё и иностранцы. Да, иностранцы. Отгадайте, как их зовут?
Шоколад, шофёр, шоссе
- Для того чтобы легче было запомнить слова-исключения, придумали вот такое весёлое стихотворение. Давайте запишем себе это четверостишье в тетрадь. Обратите внимание, что каждая новая строка пишется с большой буквы.
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Шорник - человек, который делает конскую упряжную сбрую.
Запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
-Сели правильно, взялись за ручки и поехали дальше.
Слайд № 12 (Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)
-Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка». Слайд № 13
Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки!
Игра «Снежки». Учитель бросает «снежок» ученику и задаёт задание, ученик отвечает и бросает назад «снежок».
1.Разговор тихим голосом – шёпот
2. Цвет одуванчика – жёлтый
3. Предмет для чистки зубов – щётка
4. Плод дуба – жёлудь
- Цвет, противоположный белому – чёрный
- Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
- Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
- Маленькая щель – щёлка
- Ягоды на колючих кустах – крыжовник
- Пришит к куртке, надевается на голову – капюшон.
-Отдохнули? Красиво, ровно и правильно сели, поехали.
Слайд № 14 (Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)
-Следующая станция «Различайка». Слайд №15
-Если слово с корнем жёг - жог является существительным – пишем О.
Если глаголом - пишем Ё.
- Посмотрите на доску.
-Давайте поработаем с этим текстом, вставим пропущенныё буквы и докажем свою точку зрения.
Преступник ночью дом подж…г,
Но, совершив такой подж…г,
Он и лицо себе обж…г.
Так, получив большой ож…г,
Он был наказан за подж…г.
4. Закрепление изученного материала.
-Сели правильно, взялись за ручки и поехали дальше.
Слайд № 16(Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)
Станция «Закрепляйка». Слайд № 17
Игорь, Витя и Саша составили кроссворд. Осталось вписать одно слово. Игорь предложил «ш..пот», Витя – «в..гон», Саша сказал, что они оба неправы. А кто был прав?
К | К | |||||||
О | Л | О | В | О | ||||
Д | Ы | М | Т | О | М | |||
Г | О | Д | ||||||
-Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в школу, но сначала повторим те правила, которые
мы сегодня изучили.
5. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились. У кого намело целые сугробы, тот получит оценку пять. Мне было приятно с вами путешествовать.
6 Слайд № 18 Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 32 (правило),
1. Придумать сказку о словах иностранцах и проиллюстрируйте своими
рисунками.
2. Составить словарный диктант на изученную орфограмму (20 слов.)
6. Рефлексия.
Оцените ваше внутреннее состояние, ваше настроение с помощью цветных кружочков. Красный-вам было очень интересно на уроке, жёлтый-было хорошо, синий- было скучно.
Список литературы
1.Русский язык. Под ред. М.М. Разумовской: Учебник для 5 кл. - М.: Дрофа, 2011
2. В.М. Бурмако. Русский язык в рисунках. –М.: «Просвещение» 1991
3. Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004
4. Русский язык. Практика. 5 класс. Купалова А. Ю. и др. М.: Дрофа, 2010
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
Урок по русскому языку "Правописание О-Е после шипящих" 10 класс.
Систематизация знаний по данной теме....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"
Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....
Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...
технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"
Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку...