Урок по теме: "Личное письмо".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Цель урока: познакомиться с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.
Задачи:
- дать характеристику письму как тексту;
- учить отличать личное письмо от официального ;
- выявить основные структурные части личного письма;
- составление памятки "Как писать личное письмо";
- учиться писать личные письма;
- воспитывать любовь и сопереживание к близким людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnoe_pismo.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Личное письмо» ( 6 класс)
Цель:
- познакомиться с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.
- дать характеристику письму как тексту;
- учить отличать личное письмо от официального;
- выявить основные структурные части личного письма;
- составление памятки « Как писать личное письмо»;
- учиться писать личные письма;
- воспитывать любовь и сопереживание к близким людям.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Любите ли вы ,ребята, получать письма от друзей, родных ? (Да! Интересно узнать, какая информация содержится в письме.)
- Охотно ли на них отвечаете? ( Нет. Зачем писать письмо,если можно послать SMS по телефону?)
- Не у каждого есть телефон, в письме можно более полно передать личную информацию, выразить свои чувства к адресату, задать вопросы, поделиться переживаниями, радостью)
-Каждый из нас любит получать письма, но далеко не всегда мы быстро и охотно на них отвечаем. Причин этому много. Одна из них заключается в том, что мы порой затрудняемся, как лучше ответить на письмо. Сегодня на уроке мы и будем учиться писать личные письма.
Повторение.
- Какие виды писем вы знаете?
Ответы:
- Мы пишем письма друзьям, близким и родным людям.
- В письмах мы сообщаем новости, благодарим, поздравляем, извиняемся.
- Очень часто взрослым приходится писать деловые официальные письма.
Итак, письма бывают разные: личные , поздравительные, благодарственные, деловые.
Изучение нового материала
-Давайте попробуем дать характеристику письму как тексту
1. Характеристика письма как текста
Адресант: официальный – неофициальный.
Адресат: официальное лицо – неофициальное лицо; знакомый- малознакомый – незнакомый; близкий- родной.
Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.
Коммуникативная задача: сообщить, поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами, поблагодарить.
2. Основные отличия личного письма от официального
Задание №1 : на доске записаны начала писем, найдите среди них личные(неофициальные) и деловые (официальные), докажите, используя план характеристики письма.
- Уважаемый Иван Павлович !Сообщаем Вам, что ваша заявка на участие в телевизионной игре «Брейн-ринг» рассмотрена оргкомитетом. Просим Вас позвонить по телефону 8295435676 не позднее 5.07.06г….
- Женька, привет! Как твои дела? Чем занимаешься в лагере? Какая у вас погода? У меня все отлично!...
- Гражданин Степанов Ф.И.! Сообщаем Вам, что Ваш долг по оплате коммунальных услуг составляет 1234 рубля. Просим погасить задолженность до 10 марта 2006 года….
- Здравствуйте, дорогие мои мама и папа ! Я получил ваше письмо. Спешу с ответом….
ОТВЕТ: личные письма – 2 и 4 , деловые – 1 и 3
Задание №2: Сравните два письма. Какое из них неофициальное, личное? Укажите его признаки. В каком содержится деловая информация? Охарактеризуйте письма.
- Пишу Вам, дорогой Алексей Сергеевич, вернувшись с охоты: ловил раков. Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уж совсем зеленый, даже дубы распустились…Каждый час дня и ночи имеет какую-либо свою особенность. Так, в девятом часу вечера стоит в саду буквально рев от майских жуков. Ночи лунные, дни яркие. Сего ради, настроение у меня хорошее, и если б не кашляющий художник и не комары, то я был бы совершенным Потемкиным. Природа очень хорошее успокоительное средство. Она мирит, т.е. делает человека равнодушным. А на этом свете необходимо быть равнодушным. Только равнодушные люди способны ясно смотреть на вещи, быть справедливыми и работать – конечно, это относится только к умным и благородным людям; эгоисты же и пустые люди и без того достаточно равнодушны. …. Когда вы вернетесь из-за границы? Куда потом поедете ? Неужели я до самой осени буду сидеть на берегу Псла? О, это ужасно! Ведь весна недолго будет продолжаться. Ленский зовет меня ехать с ним на гастроли в Тифлис. Поехал бы, коли б не живописец, дела которого не блестящи.
Скажите Анне Ивановне, что я ей от всего сердца желаю самого веселого путешествия.
Ну, дай бог Вам здоровья и всего хорошего.
Ваш А. Чехов
( Из письма А.П.Чехова А.С. Суворину, 4 мая 1889 г , Сумы)
- Уважаемый Сергей Петрович! В ответ на Ваш запрос от 24.05.05 сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направляем Вам всю необходимую научно-популярную литературу. Районная библиотека
ОТВЕТ: Сравнивая два письма, учащиеся отмечают следующее. Первое письмо - личное, второе – официальное. Об этом говорят обращения. Автор первого письма А.П.Чехов обращается к адресату со словами «Дорогой Алексей Сергеевич!», во втором – «Уважаемый Сергей Петрович!» В своем письме А.П.Чехов рассказывает о том, как проводит время в г.Сумы, чем занимается, делится своими впечатлениями о природе. Все это говорит о том, что перед нами личное письмо. Во втором письме передается деловая информация, в тексте письма используется официальная лексика, отправителем письма (адресантом) является официальная организация. Все это говорит о том, что письмо официальное.
3. Основные структурные части личного письма
Личное письмо – это письмо индивидуальное, авторское.
Охарактеризуем структурные части письма А.П.Чехова О.Л. Книппер-Чеховой «Здравствуй, милая моя Олюша, как поживаешь? Я поживаю так себе, ибо жить иначе никак невозможно. Ты в восторге от пьесы Л. , но ведь эта пьеса дилетантская, написанная торжественным классическим языком, потому что автор не умеет писать просто, из русской жизни. Этот Л., кажется давно уже пишет, и если порыться, то, пожалуй, можно отыскать у меня его письма. «Осенью» Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское «В цирке» гораздо выше. «В цирке» - это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная несомненно знающим человеком. Ну, да бог с ними! Что это мы о литературе заговорили? Передай Вишневскому квитанцию. Скажи, что деньги давно уже отданы казначею, а за распиской я послал лишь вчера. Кто это поднес ему мои книги? Толстому вчера было лучше, появилась надежда. Описание вечера и афиши получены, спасибо, дусик мой. Я много смеялся. Особенно насмешили меня борцы, штиблеты на Качалове, оркестр под управлением Москвина. Как тебе весело и как у меня здесь тускло!
Ну, будь здорова, радость моя, да хранит тебя бог. Не забывай. Обнимаю тебя и целую.
Твой Антон
31 янв. 1902, Ялта.»
Начинается письмо с приветствия и обращения ( «Здравствуй, милая моя Олюша..»)
Во вступлении задается вопрос, отражающий интерес к жизни адресата ( «Как поживаешь?»)
В основной части А.П, Чехов анализирует пьесу Луначарского, произведения Бунина и Куприна, делится впечатлениями от афиши.
В заключении выражает любовь, уважение, желает здоровья.
Итак, в личном письме обычно выделяют:
- Приветствие и обращение – название того, кому предназначено письмо.
- Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
- Основную часть – изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения.
- Подпись, дата
4. Составление памятки « Как писать личное письмо» Исходя из структурных особенностей личного письма, давайте попробуем составить памятку «Как писать личное письмо» ( В ходе коллективной работы составляем памятку)
Памятка «Как писать личное письмо»
- В начале письма не забудь поприветствовать того, кому ты адресуешь письмо.
- Старайся писать ясно и просто.
- Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
- Будь искренним, дружелюбным. Не пиши письма в минуты гнева, раздражения.
- Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
- Основную часть письма посвяти важной и интересной для адресата информации.
- В конце не забудь попрощаться и выразить надежду на получение ответа.
5. Закрепление . Написание письма.
- А сейчас вы ,ребята, попробуете написать свое личное письмо. Это письмо вы можете сразу же после урока отправить вашему адресату. Выберите, пожалуйста, тему вашего письма: «Письмо моей семье»,
· «Письмо президенту»,
· «Яркое событие моей жизни»,
· «Мой учитель»,
· «Хочу рассказать тебе о своем родном крае».
· «Я пишу, чтобы рассказать тебе, как почта помогает мне»
Дети пишут письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Личные местоимения"
Методическая разработка урока по русскому языку...
Урок животноводства. Тема: Личная гигиена доярки.
Цель:1. Повторить и обобщить изученный материал.2. Знать и соблюдать правила личной гигиены доярки;3.Знать и соблюдать технику безопасности при работе с ручным инвентарём;4. Работать над к...
Урок по теме: "Личные и притяжательные местоимения"
Тема: Личные и притяжательные местоименияКласс: 5АЦель урока: Формирование коммуникативной компетенции учащихся по теме «Время, часы, минуты»...
Открытый урок по теме "Личные местоимения"
Рассмотреть роль местоимений в речи, познакомить учащихся с личными месоимения, особенностями их склонения, изменения, разъяснить почему их называют личными...
Урок по теме "Личное притяжание" 7 класс
Разработка урока бурятского языка на тему "Личное притяжание" в 7 классе...
Конспект урока по теме: "Личные окончания глагола"
Урок предназначен для формирования у учащихся навыков правильного написания личных окончаний глаголов....
Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока
Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой....