Планирование по русскому языку 7 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
Планирование по русскому языку 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalend-tem_plan_7_klass_dlya_ezh.docx | 57.41 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В VII КЛАССЕ
(ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
Всего в году — 170 ч (из расчета 5 ч в неделю),
из них на развитие связной речи — 28 ч
Русский язык как развивающееся явление (1)
Тема | Параграф учебника | Кол-во часов | Результаты обучения |
Русский язык как развивающееся явление
|
| 1
| Знать группы славянских языков; знать, что русский язык входит в группу восточнославянских языков, о совпадениях с другими славянскими языками в фонетике, лексике, грамматике. Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живет и развивается (на примере устаревших слов и неологизмов). |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (12 + 2)* | |||
Синтаксис. Синтаксический разбор | § 1** | 1 | Знать предмет изучения синтаксиса; отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных; знать порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам; определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения. |
Пунктуация. Пунктуационный разбор
| § 2 | 2 | Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания; знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения; разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора; выделительные знаки и условия их выбора. Уметь составлять из указанных простых предложений сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы из данного списка; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью. |
Лексика и фразеология | § 3 | 1 | Знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке; понятия «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова». Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться толковым словарем; подбирать примеры на все изученные лексические понятия. |
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | § 4 | 2 | Знать предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфографии, перечень фонетических опознавательных признаков орфограмм-букв (гласных, согласных, ъ и ь разделительных). Уметь подбирать примеры слов с указанными подгруппами гласных и согласных звуков, слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием; находить примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков в указанном тексте; производить фонетический разбор слов; уметь правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма; уметь правильно писать о—ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь определять количество абзацев в тексте, составлять план текста, определять ситуацию использования текста, сжато пересказывать указанный текст. |
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | § 5 | 2 | Знать предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов; знать о связи орфографии со словообразованием; порядок морфемного и словообразовательного разбора. Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами; графически обозначать условия выбора названных типов орфограмм. |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | § 6 | 3 | Знать предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи; знать формы изменения глагола; как определяется вид, спряжение глагола; общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов; знать о связи орфографии с морфологией; порядок морфологического разбора изученных частей речи; знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике. Уметь группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола, производить морфологический разбор изученных частей речи; уметь группировать слова по имеющимся в них орфограммам; подбирать примеры с изученными видами орфограмм; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять тип и стиль текста; языковые средства, характерные для указанного стиля; определять основную мысль текста; уметь передавать свое впечатление от картины в форме письма. |
(Р) Текст | § 7 | 1 | Знать определение текста, название наименьшей части текста, средства связи предложений в тексте, определение абзаца; смысловые типы текстов. Уметь составлять текст из указанных предложений, определять средства связи предложений в тексте; доказывать принадлежность к тексту данной группы предложений; определять тип текста, доказывать принадлежность текста к названному типу; делить текст на абзацы; озаглавливать текст. |
(Р) Стили литературного языка | § 8 | 1 | Знать определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную); стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки, отличия друг от друга; знать жанры, характерные для различных стилей; отличия языка художественной литературы от стилей литературного языка. Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю, доказывать принадлежность текста к названному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю. |
Контрольный диктант |
| 1 |
|
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Причастие (25 + 6) | |||
Причастие как часть речи | § 9 | 1 | Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения. |
(Р) Публицистический стиль | § 10 | 1 | Знать особенности публицистического стиля, его жанры; языковые средства публицистического стиля; виды публичных общественно-политических выступлений и их структуру. Уметь находить тексты, написанные в публицистическом стиле; определять признаки публицистического стиля в указанных текстах; доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю; уметь составлять устное выступление-обращение в публицистическом стиле. |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | § 11 | 1 | Знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий. Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | § 12 | 2 | Знать определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением); место причастного оборота по отношению к определяемому слову; условия выделения причастного оборота на письме. Уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; правильно расставлять запятые при причастном обороте; строить предложения с причастным оборотом; находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом. |
(Р) Описание внешности человека | § 13 | 1 | Знать об описании как о смысловом типе текста; особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»). Уметь находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»); определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера; различать официально-деловой и художественный стили описания человека. |
Действительные и страдательные причастия | § 14 | 1 | Знать определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий. Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий. |
Краткие и полные страдательные причастия | § 15 | 1 | Знать о том, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму; знать формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении; сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий; ударение в кратких страдательных причастиях (взятá, переведенá, привезенá и др.). Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях. |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | § 16 | 2 | Знать, как образуются действительные причастия настоящего времени; Суффиксы действительных причастий настоящего времени; условия выбора гласных у (ю) и а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно выбирать и писать гласныеу (ю) и а (я) в действительных причастиях настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Действительные причастия прошедшего времени | § 17 | 1 | Знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени; разграничивать действительные причастия настоящего, и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями; заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени. |
(Р) Изложение с изменением формы действующего лица | Упр. 100 | 1 | Знать особенности изложения с изменением формы действующего лица. Уметь составлять вопросный план исходного текста; выявлять ключевые слова текста; излагать тему исходного текста с изменением лица. |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | § 18 | 2 | Знать, как образуются страдательные причастия настоящего времени; суффиксы страдательных причастий настоящего времени; Условия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причастии настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; заменять действительные причастия настоящего времени страдательными; правильно выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь выражать указанные мысли сжато, используя причастный оборот. |
Страдательные причастия прошедшего времени | § 19 | 1 | Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий. |
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | § 20 | 1 | Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях. Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | § 21 | 2 | Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях; условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах; знать слова-исключения; ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные; правильно писать н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова-исключения; уметь правильно ставить ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени (поднявший — пóднятый, начáвший — нáчатый и др.). |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | § 22 | 2 | Знать об условиях перехода причастий в прилагательные; знать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах. Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные; правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь описывать внешность друзей, знакомых по фотографии. |
(Р) Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») | Упр. 130 | 1 | Знать особенности выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), структуру текста типа описание, его языковые особенности. Уметь определять основную мысль изложения; выделять в частях исходного текста подтему (описание внешности человека); составлять план изложения; излагать подтему исходного текста. |
Морфологический разбор причастия | § 23 | 1 | Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) причастия. |
Контрольный диктант |
| 1 |
|
Слитное и раздельное написание не с причастиями | § 24 | 2 | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными. Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи; находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями). |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | § 25 | 1 | Знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи. Уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова с буквами о,е, ё после шипящих по видам орфограмм. |
(Р) Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы» | Упр. | 2 | Знать приемы собирания, оформления и систематизации материалов к сочинению, замысел предстоящего сочинения-описания внешности человека; особенности построения текста описательного характера. Уметь собирать материалы к сочинению: определять, что относится к теме будущего сочинения; фиксировать свои наблюдения и мысли; систематизировать материалы; в письменной форме составлять собственный текст-описание внешности человека по личным наблюдениям. |
Повторение |
| 1 |
|
Контрольный диктант |
| 1 |
|
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте |
| 1 |
|
Деепричастие (10 + 2) | |||
Деепричастие как часть речи | § 26 | 1 | Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий. |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | § 27 | 3 | Знать определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме. Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота; правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам; правильно строить предложения с деепричастным оборотом. |
Раздельное написание не с деепричастиями | § 28 | 1 | Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными. Уметь правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными). |
Деепричастия несовершенного вида | § 29 | 1 | Знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия несовершенного вида; суффиксы деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида; заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты; уметь правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (чéрпая, балýясь и др.). |
Деепричастия совершенного вида | § 30 | 2 | Знать, что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия совершенного вида; суффиксы деепричастий совершенного вида. Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие; образовывать деепричастия совершенного вида; заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида; заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями; находить и выделять на письме деепричастные обороты. |
(Р) Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины | Упр. 187 | 2 | Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе. Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа). |
Морфологический разбор деепричастия | § 31 | 1 | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия. |
Повторение |
| 1 |
|
Наречие (28 + 6) | |||
Наречие как часть речи | § 32 | 2 | Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении. Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. |
Смысловые группы наречий | § 33 | 2 | Знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий. Уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении; употреблять наречия для связи предложений в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. |
(Р) Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») | Упр. 211 | 1 | Знать языковые особенности текста в форме дневниковых записей. Уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу. |
Степени сравнения наречий | § 34 | 2 | Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени. Уметь образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени. |
Морфологический разбор наречия | § 35 | 1 | Знать порядок морфологического разбора наречия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) наречия. |
(Р) Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | Упр. 217 | 1 | Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему. |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | § 36 | 3 | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; знать о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написаниемне со словами других частей речи. |
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | § 37 | 3 | Знать условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений. Уметь правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е | § 38 | 2 | Знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и |
(Р) Описание действий | § 39 | 1 | Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности. Уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; находить и устранять ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля. |
(Р) Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям | Упр. 240 | 1 | Знать особенности жанров публицистического стиля — репортажа и интервью, их языковые особенности, композицию; определять и формулировать основную мысль сочинения. Уметь создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрывать основную мысль сочинения. |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий | § 40 | 1 | Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Буквы о и а на конце наречий | § 41 | 2 | Знать условия выбора букв о и а на конце наречий. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
(Р) Подробное изложение с элементами сочинения | Упр. 248 | 1 | Знать характеристики подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа. Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения. |
(Р) Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья» | Упр. 249 | 1 | Знать особенности описания внешности и действий человека, композицию рассказа по картине. Уметь создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени). |
Дефис между частями слова в наречиях | § 42 | 3 | Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания. |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | § 43 | 2 | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем. |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий | § 44 | 1 | Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм. |
Повторение |
| 2 |
|
Контрольный диктант |
| 1 |
|
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте |
| 1 |
|
Категория состояния (4 + 2) | |||
Категория состояния как часть речи | § 45 | 2 | Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. |
Морфологический разбор категории состояния | § 46 | 2 | Знать план морфологического разбора категории состояния. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния. |
(Р) Сжатое изложение с описанием состояния природы | Упр. 281 | 1 | Знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста. Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме). |
(Р) Сочинение на лингвистическую тему | Упр. 282 | 1 | Уметь создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему. |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1) | |||
Самостоятельные и служебные части речи | § 47 | 1 | Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их. |
Предлог (11 + 2) | |||
Предлог как часть речи | § 48 | 2 | Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания. Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога. |
Употребление предлогов | § 49 | 2 | Знать об однозначных и многозначных предлогах. Уметь определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами. |
Непроизводные и производные предлоги | § 50 | 2 | Знать неморфологический способ образования производных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных. Уметь находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги; уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов. |
Простые и составные предлоги | § 51 | 1 | Знать, какие предлоги являются простыми, какие — составными; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи. Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами. |
Морфологический разбор предлога | § 52 | 1 | Знать порядок морфологического разбора предлога. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога. |
(Р) Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина. «Детская спортивная школа») по данному началу | Упр. 307 | 2 | Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека. Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов | § 53 | 3 | Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. |
Союз (16 + 2) | |||
Союз как часть речи | § 54 | 1 | Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного. Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами. |
Простые и составные союзы | § 55 | 1 | Знать, какие союзы являются простыми, какие — составными. Сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка». Уметь находить простые и составные союзы; составлять предложения с составными союзами. |
Союзы сочинительные и подчинительные | § 56 | 2 | Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные. Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. |
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | § 57 | 1 | Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении. Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных; определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам. |
Сочинительные союзы | § 58 | 2 | Знать группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные); перечень союзов, входящих в каждую группу; текстообразующую роль союзов. Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения; уметь употреблять запятую перед второй частью составных союзов; употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочиненные предложения по указанным схемам. |
Подчинительные союзы | § 59 | 2 | Знать группы подчинительных союзов по значению; перечень союзов, входящих в каждую группу. Уметь определять значения подчинительных союзов; группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов; составлять сложные предложения из простых с использованием подчинительных союзов; составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам. |
Морфологический разбор союза | § 60 | 1 | Знать порядок морфологического разбора союза. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) союза. |
(Р) Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Книга — наш друг и советчик» | Упр. 343 | 2 | Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля. Уметь подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему; составлять план сочинения-рассуждения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему. |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | § 61 | 3 | Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом. Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Повторение сведений о предлогах и союзах |
| 2 |
|
Контрольный диктант |
| 1 |
|
Частицы (18 + 4) | |||
Частица как часть речи | § 62 | 1 | Знать определение частицы как части речи. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола. |
Разряды частиц. Формообразующие частицы | § 63 | 2 | Знать о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); знать перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами. Уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении. |
Смысловые частицы | § 64 | 3 | Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; группы смысловых частиц. Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; уметь выразительно читать предложения со смысловыми частицами; определять смысловые оттенки, которые вносят частицы в предложение; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях. |
Раздельное и дефисное написание частиц | § 65 | 2 | Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний. |
(Р) Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины (К. Ф. Юон. «Конец зимы. Полдень») | Упр. 382 | 2 | Знать особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе. Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; произносить этот текст (не читая). |
Морфологический разбор частицы | § 66 | 1 | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) частицы. |
Отрицательные частицы не и ни | § 67 | 2 | Знать, что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; знать функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни. Уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания. |
Различение частицы и приставки не- | § 68 | 2 | Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи. Уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не-; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не. |
(Р) Сочинение-рассказ по данному сюжету | Упр. 402 | 2 | Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога. Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев. |
Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни | § 69 | 2 | Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни — ни. Уметь различать на письме частицу ни, приставку ни; союз ни — ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Повторение |
| 1 |
|
Контрольный диктант |
| 1 |
|
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте |
| 1 |
|
Междометие (4) | |||
Междометие как часть речи | § 70 | 2 | Знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление междометий в значении других частей речи. Уметь находить междометия в предложении; группировать предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия. |
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | § 71 | 2 | Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; выделять междометия знаками препинания; составлять диалог, включая в него междометия; выразительно читать предложения с междометиями. |
Повторение и систематизация изученного в VI–VII классах (12 + 2) | |||
Разделы науки о русском языке | § 72 | 1 | Знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни. Уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания. |
(Р) Текст. Стили речи | § 73 | 1 | Знать признаки текста; виды текста, их отличие друг от друга; стили речи и их особенности, их отличие друг от друга; группировку жанров по стилям речи. Уметь определять вид текста, принадлежность текста к стилю речи; группировать жанры по стилям речи; доказывать принадлежность текста к стилю речи. |
(Р) Контрольное сочинение на предложенную тему | Упр. 428 | 1 |
|
Фонетика. Графика | § 74 | 1 | Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке; порядок фонетического разбора слова. Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением; производить фонетический разбор слов. |
Лексика и фразеология | § 75 | 1 | Знать определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке; назначение слов и фразеологизмов в языке; отличие лексического значения от грамматического; общее и различное у синонимов, антонимов; роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка. Уметь рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания; определять лексическое и грамматическое значение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение. |
Морфемика. Словообразование | § 76 | 1 | Знать определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке; назначение значимых частей слова; способы образования слов; порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора. Уметь рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания; группировать слова по способам их образования; обозначать состав слов и подбирать исходное слово; производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор. |
Морфология | § 77 | 2 | Знать определение морфологии как раздела науки о языке; определение части речи; три группы частей речи в русском языке; морфологические признаки частей речи; синтаксическую роль частей речи; морфологический разбор слова. Уметь рассказывать о частях речи в форме научного описания; определять части речи в предложении; определять синтаксическую роль указанных частей речи; производить морфологический разбор слов. |
Орфография | § 78 | 2 | Знать определение орфографии как раздела науки о языке; определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы; опознавательные приметы орфограмм; места орфограмм в слове и между словами; условия выбора орфограмм. Уметь рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания; находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Синтаксис | § 79 | 1 | Знать определение синтаксиса как раздела науки о языке; назначение словосочетаний и предложений в языке; строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения; виды предложений по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения; синтаксический разбор предложения. Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются; находить предложения с деепричастными оборотами; сложные предложения. |
Пунктуация | § 80 | 2 | Знать определение пунктуации как раздела науки о языке; о связи между синтаксисом и пунктуацией; условия постановки различных знаков завершения; условия постановки знаков препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге. Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания. |
(Р) Заключительный урок |
| 1 | Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык в 2 ч. 5 класс, М., Просвещение, 2014г.
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 «Б» и 5 «Г» классах 2015-2016 уч. год...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)
Календарно-тематическое планирование (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)
Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)
Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...