Урок русского языка в 6 классе по теме " Неизменяемые существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе по теме "Неизменяемые существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neizm._sushch.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Неизменяемые существительные»
Урок - путешествие в 6 классе (1 час)
Цели:
- познакомить обучающихся с несклоняемыми именами существительными, научить определять их род, согласовывать прилагательные с несклоняемыми именами существительными;
- развивать умение анализировать и сопоставлять языковой материал;
- активизировать творческие возможности обучающихся на основе эвристических вопросов и рассуждений;
- обогатить словарный запас обучающихся, расширить их кругозор, закрепить знания по природоведению и географии.
………………………………………………………………………….
Ход урока
1. Послушайте внимательно стихотворение (автор – Аркадий Иосифович Хайт)
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне…
А вернее - я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилась оно!
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать!
- Что необычного в этом стихотворении?
- Какие слова употреблены неправильно?
- Как они называются?
- Давайте вспомним значения слов, встретившихся в стихотворении?
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
- Цели?
…………………………………………………………………………..
Цели урока:
- Познакомиться с несклоняемыми именами существительными, научиться определять их род, согласовывать прилагательные с несклоняемыми именами существительными.
- Обогатить словарный запас
- Вспомнить географические наименования, закрепить их написание и произношение
Чтобы достичь поставленных целей, нам сегодня нужно будет отправиться в кругосветное путешествие.
Мы можем сделать первую запись в путевой дневник: запишите тему урока: «Неизменяемые существительные».
Путевые заметки
Сообщение ученика:
Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню – улице, со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь.
Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Обед нам не помешает: впереди трудный и опасный путь через знойную Гоби - пустыню в Азии. Из жаркой Гоби перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши. Это вкусные закуски, приготовленные из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии (За Австралией). Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями, и у нее нет крыльев.
- Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова - неизменяемые существительные, услышанные вами в моем рассказе. Запомните значение этих слов и их написание.
авеню́
кафе́
пальто́
Ка́при
спаге́тти
Го́би
сумо́
су́ши
ки́ви
Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.
Сообщение ученика:
Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду - большого попугая с хохолком на голове.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание.
кенгуру́
коа́ла
какаду́
Сообщение ученика:
И вот мы в Южной Америке. Обязательно проедем по городам древнего государства Перу, заглянем в соседнее государство Чили. Нельзя миновать и Бразилию - родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток- кофе. Самая известная реки Америки - Ориноко. А если вы хотите посмотреть Ниагарский водопад, то надо отправиться в Северную Америку. Рядом с Ниагарой находится озеро Онтарио. Мы не будем здесь задерживаться, а остановимся в городе Торонто и сделаем запись в дневники.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание.
Перу́
Чи́ли
ко́фе
Орино́ко
Колора́до
Онта́рио
Торо́нто
Сообщение ученика:
Перед нами жаркая Африка. Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо (снизу), побываем в пустыне Калахари (слева от Лимпопо). Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато и поспешим домой. Пусть сирокко - знойный ветер, дующий из Африки в Европу, поможет нам быстрее оказаться дома.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая проверка.
Лимпопо́
Калаха́ри
шимпанзе́
плато́ Плато́ (фр. plateau, от plat — «плоский») — возвышенная равнина
сиро́кко — сильный южный или юго-западный ветер; название применяемое к ветру всего Средиземноморского бассейна.
Вот и закончилось наше кругосветное путешествие.
Практическая часть. Упражнения на закрепление.
- Попробуем доказать, что эти сущ. – неизменяемые. Что для этого нужно сделать? (просклонять)
- Просклоняем сущ. фильм и пальто
- А как определить род этих существительных? Ваши версии?
-Давайте распределим записанные вами существительные на три группы:
1) географические названия 1-й ряд,
2) одушевленные существительные 2-й ряд,
3) неодушевленные существительные 3-й ряд.
-Как это поможет нам при определении рода нескл. сущ-х?
Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо - река, женский род; Онтарио - озеро, средний род, Торонто - город, мужской род.
Попробуйте определить род имен существительных в первой колонке.
Несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных (конферансье, какаду, шимпанзе).
Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду.
- На основе собранного материала попробуйте создать алгоритм для определения рода неизменяемых существительных.
- Что нужно сделать в первую очередь?
- (Определить, что обозначает неизменяемое имя существительное: географическое название или нет).
- Правильно. Каков следующий шаг?
- Если географическое название, то нужно определить, что оно называет: реку, город, озеро и определить род этих слов. Например, Онтарио - озеро, средний род, Гоби - пустыня, женский род, Капри - остров, мужской род.
- Если не географическое название, определим, какой предмет существительное обозначает: одушевленный или неодушевленный. Если одушевленный предмет, смотрим, кого он называет: человека или животное. Называет животное, значит, существительное мужского рода. Называет человека, определяем, какого пола это лицо. Например, мадам-женщина, женский род, месье - мужчина, мужской род.
-Неодушевленные существительные - обычно среднего рода.
-А какое слово мы должны запомнить?
- Кофе - мужского рода.
- Потренируемся в определении рода нескл. сущ-х и выполним упр. 106.
Посмотрите внимательно на это упр. О каких словах мы с вами не сказали?
-Как называются такие слова? (Сложносокращённые)
- А как определить их род?
Как определить род сложносокращённых слов?
(По роду главного слова. РФ – Российская Федерация (ж.р.))
Проверка
- А как определить падеж неизменяемых сущ-х?
-Определите падеж сущ. из предл. 2, 4.
- Молодцы.
- Почему для того, чтобы познакомиться с неизменяемыми существительными, нужно было отправляться в путешествие?
- Продолжите фразы:
-Сегодня на уроке я узнал…
- …научился…
- … могу похвалить себя и своих одноклассников за …
6.Домашнее задание.
1.Задание для всех:
«Теория» п. 79
«Практика» упр. № 103
2. Творческие задания по выбору:
- сост. кроссворд;
-книжку-малышку с иллюстрациями к неизменяемым словам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"
Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...