Урок русского языка в 6 классе по теме " Неизменяемые существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе по теме "Неизменяемые существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neizm._sushch.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Неизменяемые существительные»

Урок - путешествие в 6 классе (1 час)

Цели:

- познакомить обучающихся с несклоняемыми именами существительными, научить определять их род, согласовывать прилагательные с несклоняемыми именами существительными;

- развивать умение анализировать и сопоставлять языковой материал;

- активизировать творческие возможности обучающихся на основе эвристических вопросов и рассуждений;

- обогатить словарный запас обучающихся, расширить их кругозор, закрепить знания по природоведению и географии.

………………………………………………………………………….

Ход урока

1. Послушайте внимательно стихотворение (автор – Аркадий Иосифович Хайт)

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре


Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне…
А вернее - я и ты
Без кашна и без пальты.


Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.


Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой


Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.


Интересное кино!
Жаль, что кончилась оно!
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать!

- Что необычного в этом стихотворении?

- Какие слова употреблены неправильно?

- Как они называются?

- Давайте вспомним значения слов, встретившихся в стихотворении?

Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Цели?

…………………………………………………………………………..

Цели урока:

  • Познакомиться с несклоняемыми именами существительными, научиться определять их род, согласовывать прилагательные с несклоняемыми именами существительными.
  • Обогатить словарный запас
  • Вспомнить географические наименования, закрепить их написание и произношение

Чтобы достичь поставленных целей, нам сегодня нужно будет отправиться в кругосветное путешествие.

Мы можем сделать  первую запись в путевой дневник: запишите тему урока: «Неизменяемые существительные».

Путевые заметки

Сообщение ученика:

Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню – улице, со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь.  

Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Обед нам не помешает: впереди трудный и опасный путь через знойную Гоби - пустыню в Азии. Из  жаркой Гоби перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши. Это вкусные закуски, приготовленные из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии (За Австралией). Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями, и у нее нет крыльев.

- Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова - неизменяемые существительные, услышанные вами в моем рассказе. Запомните значение этих слов и их написание.

авеню́

кафе́

пальто́

Ка́при

спаге́тти

Го́би

сумо́

су́ши

ки́ви

Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.

        Сообщение ученика:

Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду - большого попугая с хохолком на голове.

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание.

кенгуру́

коа́ла

какаду́

Сообщение ученика:

И вот мы в Южной Америке. Обязательно проедем по городам древнего государства Перу, заглянем в соседнее государство Чили. Нельзя миновать и Бразилию - родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток- кофе. Самая известная реки Америки - Ориноко. А если вы хотите посмотреть Ниагарский водопад, то надо отправиться в Северную Америку. Рядом с Ниагарой находится озеро Онтарио. Мы не будем здесь задерживаться, а остановимся в городе Торонто и сделаем запись в дневники.

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание.

Перу́

Чи́ли

ко́фе

Орино́ко

Колора́до

Онта́рио

Торо́нто

Сообщение ученика:

Перед нами жаркая Африка. Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо (снизу), побываем в пустыне Калахари (слева от Лимпопо). Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато и поспешим домой. Пусть сирокко - знойный ветер, дующий из Африки в Европу, поможет нам быстрее оказаться дома.

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая проверка.

Лимпопо́

Калаха́ри

шимпанзе́

плато́ Плато́ (фр. plateau, от plat — «плоский») — возвышенная равнина 

сиро́кко — сильный южный или юго-западный ветер;  название применяемое к ветру всего Средиземноморского бассейна.

Вот и закончилось наше кругосветное путешествие.

Практическая часть. Упражнения на закрепление.

- Попробуем доказать, что эти сущ. – неизменяемые. Что для этого нужно сделать? (просклонять)

- Просклоняем сущ. фильм и пальто

- А как определить род этих существительных? Ваши версии?

-Давайте распределим записанные вами существительные на три группы:

 1) географические названия 1-й ряд,

 2) одушевленные существительные 2-й ряд,

 3) неодушевленные существительные 3-й ряд.

-Как это поможет нам при определении рода нескл. сущ-х?

Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо - река, женский род; Онтарио - озеро, средний род, Торонто - город, мужской род.

Попробуйте определить род имен существительных в первой колонке.

Несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных (конферансье, какаду, шимпанзе).

Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду.

- На основе собранного материала попробуйте создать алгоритм для определения рода неизменяемых существительных.

- Что нужно сделать в первую очередь?

- (Определить, что обозначает неизменяемое имя существительное: географическое название или нет).

- Правильно. Каков следующий шаг?

- Если географическое название, то нужно определить, что оно называет: реку, город, озеро и определить род этих слов. Например, Онтарио - озеро, средний род, Гоби - пустыня, женский род, Капри - остров, мужской род.

- Если не географическое название, определим, какой предмет существительное обозначает: одушевленный или неодушевленный. Если одушевленный предмет, смотрим, кого он называет: человека или животное. Называет животное, значит, существительное мужского рода. Называет человека, определяем, какого пола это лицо. Например, мадам-женщина, женский род, месье - мужчина, мужской род.

-Неодушевленные существительные - обычно среднего рода.

-А какое слово мы должны запомнить?

- Кофе - мужского рода.

- Потренируемся в определении рода  нескл. сущ-х и выполним упр. 106.

Посмотрите внимательно на это упр.  О каких словах мы с вами не сказали?

-Как называются такие слова? (Сложносокращённые)

  - А как определить их род?

Как определить род сложносокращённых слов?

(По роду главного слова. РФ – Российская Федерация (ж.р.))

Проверка

- А как определить падеж неизменяемых  сущ-х?

-Определите падеж сущ. из предл. 2, 4.

- Молодцы.

 - Почему для того, чтобы познакомиться с неизменяемыми существительными, нужно было отправляться в путешествие?

- Продолжите фразы:

-Сегодня на уроке я узнал…

- …научился…

- … могу похвалить себя и своих одноклассников за …

6.Домашнее задание.

1.Задание для всех:

«Теория» п. 79

«Практика» упр. № 103

2. Творческие задания по выбору:

- сост. кроссворд;

-книжку-малышку с иллюстрациями  к неизменяемым словам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...