Урок по теме "Правописание НЕ и НИ"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок разработан с применением технологии критического мышления для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_b_klasse.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Учитель: Гришина Е. М.
Тема: Правописание частиц НЕ и НИ.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: работа с информационным текстом.
Цели:
познавательные:
- закрепить умение определять частицы, характеризовать их; 2) сформировать умение различать частицы НЕ и НИ.
воспитательные:
- поддерживать готовность принимать другие точки зрения; 2) воспитывать умение слушать и слышать, уважать мнение другого человека.
развивающие:
- развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
2) развивать логическое мышление, языковое чутье; 3) развивать умение работать в группе.
Ход урока.
Стадия вызова.
На доске и на отдельных карточках для каждого учащегося записан текст (по А. Грину) с пропущенными буквами и знаками препинания.
Он прекрасно изучил Зурбаган, Лисс, Кассет и все побережье полуострова, но не терялся и в (н..) значительных фарватерах. Все за что брался он для других оканчивалось (н..)изменно благополучно как бы (н..) были тяжелы обстоятельства. (Н..) было судна потерпевшего крушение в тот рейс в который он вывел его из гавани. (Н..) когда корабль напутствуемый его личной работой (н..) подвергался эпидемиям, нападениям и другим опасностям. (Н..) кто на нем (н..) падал за борт и (н..) разу (н..) совершал преступлений.
- Встретились ли вам непонятные слова?
(Фарватер – часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов).
Задание 1. Прочитайте текст (один человек – вслух) и расставьте пропущенные знаки препинания, составьте в тетрадях схемы предложений, с которыми вы работали.
Задание 2. Работая в группах (по партам), выпишите слова с НЕ И НИ, где вы можете объяснить выбор гласной и слитное и раздельное написание, в два столбика: в первом НЕ (НИ) будет приставкой, во втором – частицей.
Приставка | Частица |
Незначительных – маленьких | Не было (гл.) |
Неизменно – не употр. без НЕ | Не подвергался (гл.) |
Никогда – отриц. наречие | Не падал (гл.) |
Никто – отриц. мест без предлога. | Не совершал (гл.) |
??? ни разу, ни были – могут выписать неправильно. |
- Есть ли случаи, которые вы затрудняетесь объяснить или в которых не совсем уверены? (могут быть разные точки зрения)
Чтобы разъяснить эти моменты, нам надо познакомиться с теорией, но сначала составим схему (кластер), в которой отразим то, что нам известно о НЕ и НИ. (НЕ – отриц. частица, ударная приставка в мест. и наречиях; приставка, выражающая отрицание в сущ., прилаг., нар. и прич.; НИ – безуд. приставка в отриц. мест. и нар., часть союза, усиление отрицания – если догадаются об этом значении, в этом случае обязательно доказательство своей точки зрения с несколькими примерами, примеры могут и должны приводиться разными учащимися, а не только теми, кто выдвинул эту точку зрения).
Задание 3. Составление кластера.
- Итак, НЕ – отрицательная частица или приставка. Давайте посмотрим на спорное предложение (с НИ БЫЛИ). Чувствуете ли вы здесь отрицание? (факт утверждается, а не отрицается). Как же правильно записать этот случай?
- А второй неясный случай (с НИ РАЗУ)? (если до этого не выяснен и не доказан).
Стадия осмысления.
Задание 4. Прочитаем текст параграфа 37 (с. 213-214), отмечая значком « v » то, что уже знали, « + » новую для себя информацию и «?» то, что вызвало какие-то вопросы (если вопросов не будет, спрашивает учитель: связано ли с выражением утверждения написание частицы НИ в случае, упомянутом авторами учебника? связано ли это со структурой предложения? Обязательна работа с примерами, допустим:
Как ни пытался он сдвинуть камень с места, ничего у него не выходило.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Куда б он ни обращался, везде встречал отказ.
Кто б ты ни был, будь гостем в моем доме - и т. д.)
Обсуждение информации.
- Можем ли мы теперь определить, кто был прав в тех двух спорных случаях?
Рефлексия.
Задание 5. Вернемся к схеме и дополним ее новой для нас информацией (НЕ – двойное отрицание, в вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего характера; НИ – усиление отрицания, выражение утверждения в СПП).
- Итак, подведем итоги. Что мы сегодня еще раз уяснили для себя? Что узнали нового?
Д/з: параграф 37, упр. 455, 456 (записывать только свои примеры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...