Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Козлова Алла Владимировна

1. Принципы повторения

2. Содержательные блоки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

  1. Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо начать с информационного этапа.

               Цель – дать информацию о ЕГЭ, ознакомить учащихся и их родителей с  Положением по  ЕГЭ и     системой подготовки к экзамену.

  1. Для реализации обучающего этапа в вариативную часть базисного учебного плана введёны элективные курсы. 10 класс – «Мир повседневной коммуникации», 11 класс - «Культура русской речи».

Цель – усилить коммуникативную направленность преподавания школьного курса.

  1. Обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами:
  • С. И. Львова, И. П. Цыбулько Русский язык. Сборник заданий.
  • И. П.Цыбулько, А. Ю. Бисеров Самое полное издание типовых вариантов ЕГЭ:2013.
  • И. П. Цыбулько Русский язык: ЕГЭ 2011: контрольные тренировочные материалы.
  • ЕГЭ- 2013. Русский язык: сборник заданий / под редакцией И. П. Цыбулько
  1.  Выполнение учащимися тренировочных, проверочных работ по    контрольно измерительным материалам. Анализ результатов, выявление затруднений учащихся, отработка орфографических, пунктуационных правил на уроках.
  2. В конце каждого триместра  проведение контрольных тестовых работ в формате ЕГЭ.
  3.  Проведение пробного экзамена в условиях, приближенных к проведению ЕГЭ по русскому языку.
  4. Работа по заполнению бланков ЕГЭ.
  5. Конкретизация содержания обучения русскому языку, выделение обязательного перечня содержательных элементов государственного образовательного стандарта.

Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ, разбит на семь блоков.

  • Фонетика. Орфоэпия.
  • Лексика. Фразеология.
  • Морфемика. Словообразование.
  • Морфология и культура речи.
  • Синтаксис и культура речи.
  • Орфография и пунктуация.
  • Работа с частью С (написание сочинения)
  1.  В ходе подготовки к экзамену на уроках русского языка рассматриваются основные вопросы повторения каждого раздела.  

Основной принцип повторения и обобщения материала по фонетике и орфоэпии – опора на речевой слух учащихся, соблюдение орфоэпических норм русского языка (изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей). Обращение к данному материалу целесообразно и при изучении других разделов русского языка.

Задания по лексике и фразеологии проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, а также объём словарного запаса ученика. Обогащение словарного запаса учащихся включает два аспекта: введение новых слов, уточнение значений уже известных лексических единиц и изучение функционально-стилевой принадлежности слова. Повторение лексики сгруппировано в четыре темы:

  • Лексика русского языка как система
  • Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы, в том числе  контекстные)              
  • Паронимы    
  • Фразеология

              При повторении содержательного блока «Морфемика и словообразование» даётся       представление    о словообразовательной системе, морфемном и словообразовательном анализе слов. Задача – показать, что морфемный и словообразовательный анализ тесно связаны, но цели их различны.

                Задания на морфологию проверяют следующие базовые умения:

  • Умение производить морфологический разбор – анализировать, классифицировать слова различных частей речи
  • Умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.

Задания предполагают работу со словами различных частей речи в пределах предложения.

Повторению служебных частей речи, их функций отводится особое внимание. Составляются списки основных разрядов предлогов, союзов, частиц. Обязательно повторяются разряды местоимений.

   Материал заданий по синтаксису разбит на следующие содержательные блоки:

  • Синтаксические нормы
  • Типы связи слов в словосочетании
  • Простое осложнённое предложение
  • Односоставное предложение
  • Сложносочинённое предложение
  • Сложноподчинённое предложение, типы придаточных, сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
  • Сложное бессоюзное предложение
  • Сложное предложение с несколькими видами связи

Особое внимание следует обратить на синтаксические нормы, т. е. на нормы употребления в предложении однородных членов, имён собственных, деепричастных оборотов, синтаксической синонимии.

Работа по орфографии строится по следующим содержательным блокам:

  • Безударные гласные корня
  • Правописание приставок, гласные И, Ы после приставок
  • Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
  • Правописание суффиксов глаголов и прилагательных
  • Н-НН в различных частях речи
  • Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
  • Правописание служебных слов
  • Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи

Использование различных видов разбора для формирования прочной орфографической грамотности, формирование аналитических умений в курсе русского языка.

Работа по пунктуации включает в себя следующие пунктограммы:

  • Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом И
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • Знаки препинания при вводных конструкциях
  • Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях
  • Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (с одним и несколькими придаточными)
  • Знаки препинания в предложении с разными видами связи

      Для формирования осмысленной и прочной пунктуационной практической грамотности предлагать учащимся задания исследовательского характера.

10)  На уроках большое внимание анализу текстов различных стилей и типов речи. Целенаправленно развивается монологическая речь учащихся, формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая выводы. Отрабатываются навыки чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, идёт целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных текстов.

В связи с этим материал для повторения включает следующие содержательные блоки:

  • Текст и его строение
  • Функциональные стили и типы текста
  • Выразительные средства текста

Проводится систематическая работа по освоению учащимися филологической терминологии, формированию умений пользоваться ею, понимать значение специальной лексики.

11)      При подготовке к написанию сочинения в части С выделены следующие этапы:

  1. Ознакомление с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
  2. Поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
  • Проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
  • Комментарий, виды комментария, способ оформления;
  • Выявление позиции автора и способы её оформления;
  • Аргументация собственной позиции, виды аргументов;
  1. Работа над композицией сочинения;
  2. Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

Проводится работа по формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Отрабатывается навык формулировки основной мысли текста, интерпретации содержания и проблематики, использование в речи разнообразных грамматических форм. Оформление высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

                                         Учитель русского языка и литературы – Козлова А. В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая презентация  "Система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена  учителям русского языка. В нем указаны основные цели по  тематическим  разделам.Надеюсь,...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

В работе приведена методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку, Сделана попытка ответить на вопрос: как осуществить целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах....

Система подготовки к ГИА по русскому языку

Выступление на педсовете (из опыта работы)...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)...