Система подготовки к ГИА по русскому языку
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Боровкова Елена Михайловна

Выступление на педсовете (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014g_sistema_podgotovki.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ГИА по русскому языку.

Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.  Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются требования, определенные нормативными документами. Задания, предлагаемые обучающимся, проверяют все виды компетенций:

  лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; 

  языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

 коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.

Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Как же подготовить каждого ребёнка к экзамену и развить его индивидуальные особенности? Что сделать с детьми, которые не могут освоить программу, хотя не имеют противопоказаний к обучению в массовой школе?  Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации должна быть специальной, «своей». Она должна строиться так, чтобы учесть особенности  развития  всех школьников. Решающую роль при подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА играет организация учебного процесса.

Я хочу рассказать о том, как организованы дополнительные занятия по подготовке учащихся 9 класса к сдаче ГИА по русскому языку в новой форме в этом году.

Цель данных занятий: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.

Эта цель реализуется при решении следующих задач:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса;

- комплексная работа с текстом;

- развитие речи учащихся.

Занятия  предусматривают разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.

Учитывая уровень подготовленности и индивидуальные особенности детей, класс в количестве 22 человек разделили на 4 группы, каждая из которых  была закреплена за одним учителем – предметником. Работа с каждой группой имеет свою специфику.

Занятия со слабоуспевающими учениками проводятся по следующей схеме. В связи с медленным усвоением учебного материала детьми, информация подаётся многосенсорно. Теоретический материал по основным и сложным разделам представляется учащимся в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах. Например, сложному предложению отведено значительное место в тестах, причём задания проверяют знание как синтаксиса, так и пунктуации. Отграничивать простые предложения от сложных и определить тип сложных предложений поможет следующий алгоритм.

  1. Определите количество грамматических основ в предложении

 

                         одна                                                                две и более

простое   предложение                                       сложное   предложение

                                              II. Определите характер связи частей      

                                                                           сложного предложения

                                 по смыслу, интонационно,                                по смыслу

                               союзы и/или союзные слова                           и интонационно

                                             союзное                                                   бессоюзное

                                              III. Определите  характер отношений между

                                                   частями сложного предложения и тип союза

   автономия частей                     зависимость частей,          сочинительная и подчинительная

  и сочинительные                  подчинительные союзы         связь (может быть и бессоюзная)

         союзы                             и союзные слова

сложносочиненное            сложноподчиненное                          предложение смешанного

     предложение                   предложение                               типа (с разнотипной связью)

Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка.  Кроме  того, такой вид работы развивает аналитические способности учащихся и зрительную память.

Во время занятий школьникам разрешено пользоваться наглядными пособиями, словарями, планом, алгоритмом, который помогает усвоить и изложить суть материла. Многократное выполнение тестовых заданий по разделу позволяет довести до автоматизма их безошибочное выполнение. В ходе практической деятельности идёт процесс становления понятий. Это позволяет одновременно усвоить теоретический материл, что немаловажно для детей с низким уровнем подготовки.  

Работа с сильными учащимися главным образом сориентирована на подготовку выполнения задания части С.

Всем известно, что часть 3 (С) на экзамене – самая сложная. Она проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждения при интерпретации текста. С помощью этого задания проверяется речевое  развитие учащегося: его способность самостоятельно уточнить тему, определить основную мысль и подчинять ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбирать нужный  для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Написание сочинения – рассуждения всегда было сложной задачей для большинства наших учеников.

Как же научить их  ясно, грамотно, логично излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С?

Безусловно, на уроках русского языка и литературы  мы работаем над созданием сочинения – рассуждения, но  для того чтобы написать полноценный творческий анализ текста, отвечающий принятым требованиям к части С, необходимо было отработать умение формулировать проблему, комментировать её, определять позицию автора исходного текста, выражать собственное мнение и аргументировать его, для этого были созданы языковые клише, различные памятки, схемы – опоры.

Для  самоподготовки к экзамену каждый ученик может воспользоваться распечатанными КИМами,  а также  Интернет-ресурсами:

  • fipi. ru –  официальный сайт Федерального института педагогических измерений. На сайте публикуются контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена в формате ГИА, а также демоверсии экзаменационных работ.
  • statgrad. mioo. ru  – сайт телекоммуникационной системы СтатГрад. На сайте предлагаются тренировочные работы в формате ГИА, предназначенные для дистанционной подготовки учащихся к ГИА.
  • gia. edu. ru – официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации. На сайте опубликована информация, касающаяся содержания и проведения экзаменов в формате ГИА.

  В условиях онлайн-тестирования, результат которого выпускник видит сразу,  так как в электронном тренажёре существует система оценивания, учащийся имеет возможность сам видеть свои ошибки и повторить теоретический материал по данной теме.

Разрабатывая   занятия по  подготовке учащихся к  сдаче ГИА, я придерживалась известного высказывания  Суворова «Тяжело в учении, легко в бою».  Поэтому, уже начиная с 5-го класса, а может быть и раньше, необходимо готовить детей к итоговому тестированию, тем более, что контрольные работы в этой форме вводятся повсеместно.  Я со своим 5 классом веду следующую работу:  при изучении тем каждого раздела учащиеся систематически получают на дом тестовые здания, а после изучения раздела выполняют тесты в классе. Это позволяет увидеть пробелы в знаниях учащихся как в теории, так и в практике и целенаправленно вести работу по их ликвидации.

Я считаю, что предложенный вариант организации подготовки учащихся к итоговой аттестации позволяет достичь конечной цели обучения в школе: как сдача самого экзамена по русскому языку, а также владение литературным языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развития личности человека.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая презентация  "Система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена  учителям русского языка. В нем указаны основные цели по  тематическим  разделам.Надеюсь,...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1. Принципы повторения2. Содержательные блоки...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

В работе приведена методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку, Сделана попытка ответить на вопрос: как осуществить целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах....

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)...