Система подготовки к ГИА по русскому языку
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Выступление на педсовете (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014g_sistema_podgotovki.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки к ГИА по русскому языку.
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования. Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются требования, определенные нормативными документами. Задания, предлагаемые обучающимся, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Как же подготовить каждого ребёнка к экзамену и развить его индивидуальные особенности? Что сделать с детьми, которые не могут освоить программу, хотя не имеют противопоказаний к обучению в массовой школе? Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации должна быть специальной, «своей». Она должна строиться так, чтобы учесть особенности развития всех школьников. Решающую роль при подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА играет организация учебного процесса.
Я хочу рассказать о том, как организованы дополнительные занятия по подготовке учащихся 9 класса к сдаче ГИА по русскому языку в новой форме в этом году.
Цель данных занятий: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Эта цель реализуется при решении следующих задач:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса;
- комплексная работа с текстом;
- развитие речи учащихся.
Занятия предусматривают разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Учитывая уровень подготовленности и индивидуальные особенности детей, класс в количестве 22 человек разделили на 4 группы, каждая из которых была закреплена за одним учителем – предметником. Работа с каждой группой имеет свою специфику.
Занятия со слабоуспевающими учениками проводятся по следующей схеме. В связи с медленным усвоением учебного материала детьми, информация подаётся многосенсорно. Теоретический материал по основным и сложным разделам представляется учащимся в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах. Например, сложному предложению отведено значительное место в тестах, причём задания проверяют знание как синтаксиса, так и пунктуации. Отграничивать простые предложения от сложных и определить тип сложных предложений поможет следующий алгоритм.
- Определите количество грамматических основ в предложении
одна две и более
простое предложение сложное предложение
II. Определите характер связи частей
сложного предложения
по смыслу, интонационно, по смыслу
союзы и/или союзные слова и интонационно
союзное бессоюзное
III. Определите характер отношений между
частями сложного предложения и тип союза
автономия частей зависимость частей, сочинительная и подчинительная
и сочинительные подчинительные союзы связь (может быть и бессоюзная)
союзы и союзные слова
сложносочиненное сложноподчиненное предложение смешанного
предложение предложение типа (с разнотипной связью)
Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, такой вид работы развивает аналитические способности учащихся и зрительную память.
Во время занятий школьникам разрешено пользоваться наглядными пособиями, словарями, планом, алгоритмом, который помогает усвоить и изложить суть материла. Многократное выполнение тестовых заданий по разделу позволяет довести до автоматизма их безошибочное выполнение. В ходе практической деятельности идёт процесс становления понятий. Это позволяет одновременно усвоить теоретический материл, что немаловажно для детей с низким уровнем подготовки.
Работа с сильными учащимися главным образом сориентирована на подготовку выполнения задания части С.
Всем известно, что часть 3 (С) на экзамене – самая сложная. Она проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждения при интерпретации текста. С помощью этого задания проверяется речевое развитие учащегося: его способность самостоятельно уточнить тему, определить основную мысль и подчинять ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Написание сочинения – рассуждения всегда было сложной задачей для большинства наших учеников.
Как же научить их ясно, грамотно, логично излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С?
Безусловно, на уроках русского языка и литературы мы работаем над созданием сочинения – рассуждения, но для того чтобы написать полноценный творческий анализ текста, отвечающий принятым требованиям к части С, необходимо было отработать умение формулировать проблему, комментировать её, определять позицию автора исходного текста, выражать собственное мнение и аргументировать его, для этого были созданы языковые клише, различные памятки, схемы – опоры.
Для самоподготовки к экзамену каждый ученик может воспользоваться распечатанными КИМами, а также Интернет-ресурсами:
- fipi. ru – официальный сайт Федерального института педагогических измерений. На сайте публикуются контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена в формате ГИА, а также демоверсии экзаменационных работ.
- statgrad. mioo. ru – сайт телекоммуникационной системы СтатГрад. На сайте предлагаются тренировочные работы в формате ГИА, предназначенные для дистанционной подготовки учащихся к ГИА.
- gia. edu. ru – официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации. На сайте опубликована информация, касающаяся содержания и проведения экзаменов в формате ГИА.
В условиях онлайн-тестирования, результат которого выпускник видит сразу, так как в электронном тренажёре существует система оценивания, учащийся имеет возможность сам видеть свои ошибки и повторить теоретический материал по данной теме.
Разрабатывая занятия по подготовке учащихся к сдаче ГИА, я придерживалась известного высказывания Суворова «Тяжело в учении, легко в бою». Поэтому, уже начиная с 5-го класса, а может быть и раньше, необходимо готовить детей к итоговому тестированию, тем более, что контрольные работы в этой форме вводятся повсеместно. Я со своим 5 классом веду следующую работу: при изучении тем каждого раздела учащиеся систематически получают на дом тестовые здания, а после изучения раздела выполняют тесты в классе. Это позволяет увидеть пробелы в знаниях учащихся как в теории, так и в практике и целенаправленно вести работу по их ликвидации.
Я считаю, что предложенный вариант организации подготовки учащихся к итоговой аттестации позволяет достичь конечной цели обучения в школе: как сдача самого экзамена по русскому языку, а также владение литературным языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развития личности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Предлагаемая презентация "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена учителям русского языка. В нем указаны основные цели по тематическим разделам.Надеюсь,...
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
1. Принципы повторения2. Содержательные блоки...
Система подготовки к олимпиаде по русскому языку
Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...
Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)
Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В работе приведена методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку, Сделана попытка ответить на вопрос: как осуществить целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах....
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)...