Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (к учебнику М.Т. Баранова)
рабочая программа (русский язык, 5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва: Просвещение, 2011 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematichesko_planirovanie.doc | 344.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
/___________/ ________________/
«_________»________________2012 г.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
на 2012 – 2013 учебный год
№ п.п. | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение (указать тему) | Практическая часть/ уроки развития речи | Примечание |
1 | 03.09.-07.09. | Язык – важнейшее средство общения (2 ч.+1ч. Р.р.) | ||||
1 | Язык и человек. Язык и речь. | |||||
2 | Язык и его единицы. | |||||
3 | Р.р. Стили речи. | |||||
Повторение изученного в начальных классах (17 ч. + 4 ч.Р.р.) | ||||||
1 | Звуки и буквы. Произношение и написание. | |||||
2 | Орфограмма. | |||||
3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | |||||
2 | 10.09.-14.09. | 4 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | |||
| 5 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||||
6 | Буквы И, У, А после шипящих. | |||||
7 | Разделительные Ъ и Ь. | |||||
8 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | |||||
9 | Р.р. Текст. Подготовка к написанию обучающего изложения по упр. 66. Сбор и систематизация материала. | |||||
3
| 17.09.-21.09.
| 10 | Р.р. Обучающее изложение по упр.66. | |||
11 | Части речи. Глагол. | |||||
12 | Глагол. – ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах. | |||||
13 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | |||||
14 | Р.р. Тема текста. | |||||
15 | Имя существительное. | |||||
4 | 24.09.-28.09. | 16 | Имя прилагательное. | |||
17 | Местоимение. | |||||
18 | Повторение и систематизация изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием. | |||||
| 19 | Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальной школе». | ||||
20 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
21 | Р.р. Основная мысль в тексте. | |||||
5 | 01.10.-05.10.
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч. + 7 ч.Р.р.) | ||||
1 | Синтаксис. Пунктуация. | |||||
2 | Словосочетание. | |||||
3 | Виды словосочетания. | |||||
4 | Разбор словосочетания. | |||||
5 | Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения по упр. 137. Сбор и систематизация материала. | |||||
6 | Р.р. Сжатое изложение по упр. 137. | |||||
6 | 08.10.-12.10
| 7 | Понятие о предложении как речевой единице. | |||
8 | Виды предложений по цели высказывания. | |||||
9 | Восклицательные предложения. | |||||
10 | Р.р. Устный анализ тем сочинения. | |||||
11 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | |||||
12 | Сказуемое. | |||||
7 | 15.10.-19.10.
| 13 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |||
14 | Нераспространенные и распространённые предложения. | |||||
15 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | |||||
16 | Определение. | |||||
17 | Обстоятельство. | |||||
18 | Предложения с однородными членами. | |||||
8 | 22.10.-26.10
| 19 | Подготовка к контрольному диктанту № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». | |||
20 | Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». | |||||
21 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
22 | Р.р. Письмо. | |||||
23 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |||||
24 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | |||||
9
| 05.11.-09.11.
| 25 | Предложения с обращениями. | |||
26 | Синтаксический разбор простого предложения. | |||||
27 | Пунктуационный разбор простого предложения. | |||||
28 | Простое и сложное предложение. | |||||
29 | Синтаксический разбор сложного предложения. | |||||
30 | Р.р. Заголовок и основная мысль текста. | |||||
10
| 12.11.-16.11.
| 31 | Прямая речь. | |||
32 | Диалог. | |||||
33 | Повторение изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация». | |||||
34 | Проверочный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация». | |||||
35 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Сбор и систематизация материала. | |||||
36 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». | |||||
11 | 19.11.-23.11. |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика и Орфография. Культура речи. (15 ч. + 3 ч.Р.р.) | |||
1 | Фонетика. Гласные звуки. | |||||
2 | Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. | |||||
3 | Позиционные чередования гласных и согласных. | |||||
4 | Позиционные чередования гласных и согласных. | |||||
5 | Р.р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания по упр.275. | |||||
6 | Согласные звонкие и глухие. | |||||
12 | 26.11.-30.11. | 7 | Согласные звонкие и глухие. | |||
8 | Алфавит. | |||||
9 | Р.р. Описание предмета. Подготовка к написанию сочинения-описания по упр.295. Сбор и систематизация материала. | |||||
10 | Р.р. Сочинение-описание по упр.295. | |||||
11 - 12 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | |||||
13 | 03.12.-07.12.
| 13 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | |||
14 | Повторение изученного по разделу «Фонетика». | |||||
15 | Контрольная работа по теме «Фонетика». | |||||
16 | Анализ контрольной работы. | |||||
17 | Орфоэпия. | |||||
18 | Фонетический разбор слова. | |||||
14 | 10.12.-14.12. | Лексика. Культура речи. (8 ч. + 2 ч.Р.р.) | ||||
1 | Слово и его лексическое значение. | |||||
2 | Однозначные и многозначные слова. | |||||
3 | Прямое и переносное значение слов. | |||||
| 4 | Омонимы. | ||||
5 | Синонимы. Антонимы. | |||||
6 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | |||||
15 | 17.12.-21.12 | 7 | Повторение изученного по разделу «Лексика». | |||
8 | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по разделам «Фонетика» и «Лексика». | |||||
9 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
10 | Р.р. Подробное изложение по тексту упр.367. | |||||
Морфемика. (22 ч.+4 ч.Р.р.) | ||||||
1 | Морфема. Изменение и образование слов. | |||||
2 | Окончание и основа слова. | |||||
16 | 24.12.-28.12.
| 3 | Р.р. Сочинение по личным впечатлениям (упр.378). | |||
4 | Корень слова. | |||||
5 | Р.р. Рассуждение. | |||||
6-7 | Суффикс. | |||||
8 | Приставка. | |||||
17 | 10.01.-16.01. | 9 | Р.р. Выборочное изложение с изменением лица (упр.407). | |||
10 | Чередование звуков. Беглые гласные. | |||||
11 | Чередование звуков гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные. | |||||
12 | Варианты морфем. | |||||
13 | Морфемный разбор | |||||
14 | Правописание гласных и согласных в приставках. | |||||
18 | 17.01.-23.01 | 15-16 | Буквы з – с на конце приставок. | |||
17 | Правописание слов с корнями –лаг- //-лож- | |||||
18-19 | Правописание слов с корнями –раст-//-ращ-//-рос- | |||||
20 | Буквы о – ё после шипящих в корне слова. | |||||
19 | 24.01.-30.01. | 21 | Буквы о – ё после шипящих в корне слова. | |||
22 | Буквы ы – и после ц. | |||||
23 | Повторение материала из раздела «Морфемика. Орфография». Подготовка к контрольному диктанту. | |||||
24 | Контрольный диктант №4 по теме «Морфемика. Орфография» с грамматическим заданием. | |||||
25 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
26 | Р.р. Сочинение по картине. Устное описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». | |||||
20 | 31.01.-06.02. | Морфология. (69 ч. + 14 ч. Р.р.) | ||||
1 | Самостоятельные и служебные части речи. | |||||
Имя существительное. (20 ч.+4ч.Р.р.) | ||||||
1 | Имя существительное как часть речи. | |||||
2 | Р.р. Доказательства в рассуждении. | |||||
3 | Р.р. Сочинение по упр.477. | |||||
4 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | |||||
5 | Имена собственные и нарицательные. | |||||
21 | 07.02.-13.02.
| 6 | Имена собственные и нарицательные. | |||
7 | Морфологический разбор имени существительного. | |||||
8 | Род имени существительного. | |||||
9 | Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по упр.496. | |||||
10 | Имена существительные, имеющие только форму множественного числа. | |||||
11 | Имена существительные, имеющие только форму единственного числа. | |||||
22 | 14.02.-20.02. | 12 | Три склонения имён существительных. | |||
13 | Падеж имён существительных. | |||||
14 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | |||||
15-16 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | |||||
17 | Множественное число имен существительных. | |||||
23
| 21.02.-27.02 | 18 | Множественное число имен существительных. | |||
19-20 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | |||||
21 | Повторение и систематизация изученного по разделу «Имя существительное». | |||||
22 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. | |||||
23 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
24 | 28.02.-06.03. | 24 |
| Р.р. Сочинение по картине. Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (по упр.564) | ||
Имя прилагательное (12 ч. +4 ч. Р.р.) | ||||||
1-2 | Имя прилагательное как часть речи. | |||||
3 | Имя прилагательное как часть речи. | |||||
4-5 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. | |||||
25 | 07.03.-13.03. | 6 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. | |||
7 |
| Р.р. Описание животного. | ||||
8 | Прилагательные полные и краткие. |
| ||||
9 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | |||||
10 | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | |||||
11 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
26 | 14.03.-20.03. | 12 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Сбор и систематизация материала. | |||
13 | Р.р. Написание сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение». | |||||
14 | Прилагательные полные и краткие. | |||||
15 | Морфологический разбор имени прилагательного. | |||||
16 | Р.р. Сочинение по теме «Как я испугался» (упр.601) | |||||
Глагол (36 ч. + 6 ч. Р.р.) | ||||||
1 | Глагол как часть речи. | |||||
27 | 01.04.-07.04. | 2 | Глагол как часть речи. | |||
3 | НЕ с глаголами. | |||||
4 | НЕ с глаголами. | |||||
5 | НЕ с глаголами. | |||||
6 |
| Р.р. Рассказ с элементами рассуждения по сюжетным картинкам. | ||||
7 |
| Р.р. Рассказ с элементами рассуждения по сюжетным картинкам. | ||||
08.04.-14.04. | 8 | Неопределённая форма глагола. | ||||
9 | Неопределённая форма глагола. | |||||
10 | Неопределённая форма глагола. | |||||
11 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | |||||
12 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | |||||
13 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | |||||
15.04.-21.04. | 14 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | ||||
15 | Виды глагола. | |||||
16 | Виды глагола. | |||||
17 | Е - И в корнях с чередованием. | |||||
18 | Е - И в корнях с чередованием. | |||||
19 | Е - И в корнях с чередованием. | |||||
22.04.-28.04. | 20 | Е - И в корнях с чередованием. | ||||
21 |
| Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе) | ||||
22 | Время глагола. | |||||
23 | Прошедшее время. | |||||
24 | Настоящее время. | |||||
25 | Будущее время. | |||||
29.04.-05.05. | 26 |
| Р.р. Сочинение по теме «Школа будущего» (по упр. 675) | |||
27 | Спряжение глаголов. | |||||
28 | Как определить спряжение глаголов. | |||||
29 | Как определить спряжение глаголов. | |||||
30 | Как определить спряжение глаголов. | |||||
31 | Как определить спряжение глаголов. | |||||
06.05.-12.05. | 32 | Как определить спряжение глаголов. | ||||
33 | Морфологический разбор глагола. | |||||
34 |
| Р.р. Сжатое изложение по упр. 699 | ||||
35 | Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. | |||||
36 | Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. | |||||
37 | Употребление времён. | |||||
13.05.-19.05. | 38 | Употребление времён. | ||||
39 | Урок-зачёт по теме «Глагол». Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «Глагол» | |||||
40 | Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол». | |||||
41 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
42 |
| Р.р. Сочинение - рассказ по рисунку О.В.Поповича «Не взяли на рыбалку» (по упр.713) | ||||
| Повторение и систематизация изученного в 5 классе (11 ч. + 2 ч. Р.р.) | |||||
1 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках. | |||||
20.05.-26.05. | 2 | Орфограммы в корнях. | ||||
3 | Орфограммы в окончаниях. | |||||
4 | Обобщение и систематизация полученных в 5 классе знаний. Подготовка к итоговому контрольному диктанту. | |||||
5 | Итоговый контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием за курс 5 класса. | |||||
6 | Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
7 |
| Р.р. Подготовка к написанию контрольного сочинения по теме «Куда бы я хотел (а) поехать летом и почему?» | ||||
27.05.-31.05. | 8 |
| Р.р. Написание контрольного сочинения по теме «Куда бы я хотел (а) поехать летом и почему?» | |||
9 | Анализ контрольного сочинения. Работа над ошибками. |
| ||||
10 | Резервный урок. | |||||
11 | Резервный урок. | |||||
12 | Резервный урок. | |||||
13 | Резервный урок. | |||||
Итого количество часов: | ||||||
По программе | 210 | 144 | 29 | 37 | ||
Выполнено |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва: Просвещение, 2011 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий процесс обучения.
Структура документа.
Рабочая программа включает в себя пять разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся; перечень литературы.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и переспективности между различными разделами курса.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в V, VI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII - IX классах.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению - в V, VI и IX классах.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В конце программы в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.
В программе указан годовой объем учебного времени, а также даётся распределение количества часов по темам программы.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели и задачи учебного курса.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Межпредметные связи.
Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Межпредметные связи в первом значении - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Величина межпредметного материала различна между разными школьными предметами.
Содержание нашего предмета складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений. Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются в других языковых предметах, а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературы; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках анатомии; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках географии.
Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно базисному учебному плану 2004 года (утверждён Приказом Министерства образования России №1312 от 09.03.2004г.) на изучение русского языка в 5 классе отводится 210 часов (из расчёта 6 часов в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания,, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формирований прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, образование от них гнезда однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений, способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного письма.
Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Успех будет обеспечен в том случае, если учитель будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения ее соответствия литературным нормам.
Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Их лексический запас пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умения и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при написании изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное.
Все три направления в работе по развитию речи учащихся включают как обязательную составную часть предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан учащимся монотонно, невыразительно.
Об изменениях, внесённых в программу по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова.
№ | Изменение | Основание. |
1 | Уроки по развитию связной речи учащихся распланированы на каждую неделю (1 урок по теории или 2 урока на подготовку и написание сочинения или изложения); добавлен 1 час по развитию речи в раздел «Повторение изученного в начальных классах». | Удобен график для работы учащихся. Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта образования (утверждён Приказом Министерства образования России №1089 от 05.03.2004г.). |
2. | Добавлено 5 часов в раздел «Повторение и систематизация пройденного в 5 классе». | Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта образования (утверждён Приказом Министерства образования России №1089 от 05.03.2004г.). |
Формы организации учебного процесса по предмету.
Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Наряду с традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, тесты.
Виды контроля:
- промежуточный: словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование, фронтальный опрос, зачёт по теме, обучающее сочинение, обучающее изложение, индивидуальная работа по карточкам;
-итоговый: диагностическая работа, контрольный словарный диктант, контрольное сочинение, контрольное изложение, контрольный диктант, тестирование по разделам.
- Содержание учебного предмета.
Учебно-тематический план.
№ п.п. | Тема | Всего часов | Диктанты (кол-во) | Развитие речи | ||
Всего | Сочинение (кол-во) | Изложение (кол-во) | ||||
1 | Язык – важнейшее средство общения. | 3 ч. | 1 ч. | |||
2 | Повторение изученного в начальных классах. | 21 ч. | 1 | 4 ч. | 1 | |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 36 ч. | 1 | 7 ч. | 1 | 1 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 18 ч. | 3 ч. | 1 | 1 | |
5 | Лексика. Культура речи. | 10 ч. | 1 | 2 ч. | 1 | 1 |
6 | Морфемика. | 26 ч. | 1 | 4 ч. | 2 | 1 |
7
| Морфология: Самостоятельные и служебные части речи. | 83 ч. 1 ч. | 14 ч. | |||
Имя существительное. | 24 ч. | 1 | 4 | 2 | 1 | |
Имя прилагательное. | 16 ч. | 1 | 4 | 2 | ||
Глагол. | 42 ч. | 1 | 6 | 2 | 1 | |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 13 ч. | 1 | 2 | 1 | |
Итого: | 210 ч. | 8 | 37 ч. | 12 | 7 |
Содержание тем учебного курса.
1. Язык – важнейшее средство общения. – 2 ч. + 1 ч.Р.р.
2. Повторение изученного в начальных классах. - 17 ч. + 4 ч.Р.р.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 29 ч. + 7 ч.Р.р.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 15 ч. + 3 ч. Р.р.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи. – 8 ч. + 2 ч. Р.р.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6. Морфемика. – 22 ч. + 4 ч. Р.р.
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7. Морфология – 69 ч. + 14 ч. Р.р.
Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч.
Имя существительное - 20 ч. + 4 ч. Р.р.
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное - 12 ч. + 4 ч. Р.р.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол – 36 ч. + 6 ч. Р.р.
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 11 ч. + 2 ч. Р.р.
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
- Требования к уровню усвоения предмета.
- Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
- К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыкам
(те умения и навыки, которые приобретаются в данном классе в дополнение к усвоенным в предыдущих классах и владение которыми требуется от каждого ученика):
- Разбирать слова фонетически. По составу и морфологически, а предложения с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях их жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
- Требования к оценке знаний учащихся.
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка | Критерии |
«5» | Ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
«2» | Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
«1» | Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. |
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Контрольный диктант
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.
Класс | Объём текста (количество слов) | Количество орфограмм | Количество пунктограмм | Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | не более 5 слов |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | не более 7 слов |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | не более 7 слов |
8 | 120-150 | 24 | 10 | не более 10 слов |
9 | 150-170 | 24 | 15 | не более 10 слов |
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: | К негрубым[1] относятся ошибки: |
|
(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
происхождения;
|
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка | Контрольная работа (диктант) | |
орфографические / пунктуационные ошибки | дополнительные задания (фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое) | |
«5» | 0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая) | выполнены верно все задания |
«4» | 2/2; или 1/3; или 0/4; 3/0 (если среди них есть однотипные) | правильно выполнено не менее ¾ заданий |
«3» | 4/4; или 3/5; или 0/7; в 5 кл. допускается: 5/4; 6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые) | правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6 | не выполнено более половины заданий |
«1» | при большем количестве ошибок | не выполнено ни одно задание |
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются
для оценки «4» — 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),
для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Класс | Количество слов | Оценка | Критерии оценивания контрольного словарного диктанта | |
5 | 15-20 | «5» | нет ошибок | |
6 | 20-25 | «4» | 1-2 ошибки | |
7 | 25-30 | «3» | 3-4 ошибки | |
8 | 30-35 | «2» | 5-7 ошибок | |
9 | 35-40 | «1» | при большем количестве ошибок |
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Класс | Примерный объём текста для подробного изложения | Примерный объём сочинений |
5 | 100 – 150 слов | 0,5 – 1страница |
6 | 150 – 200 слов | 1 – 1,5 страницы |
7 | 200 – 250 слов | 1,5 – 2 страницы |
8 | 250 – 350 слов | 2 – 3 страницы |
9 | 350 – 450 слов | 3 – 4 страницы |
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки творческой работы
(сочинение, изложение)
Оценка. | Содержание и речь. | Грамотность. |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. | Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3; «3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом « 2 » или «1».
Шкала для оценивания тестов.
1 правильный ответ – 1 балл.
10 баллов (100% правильно выполненной работы) – «5»
9 - 8 баллов (90% - 80 %) – «4»
7 – 5 баллов (70% - 50 %) – «3»
Менее 5 баллов (менее 50 %) – «2»
(По Н.Н.Соловьёвой)
- Перечень литературы.
Учебно-методический комплект.
Учебник | Учебное пособие | Методическое пособие |
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык: учеб. для 5 кл. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г. | Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 5 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009 г. | Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2007г. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской Т.А. и др. – М.: Экзамен, 2006г. |
Для учащихся:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Рус.яз., 2006 г.
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: Рус.яз, 1986 г.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2005 г.
- Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 2006 г.
- Поспелов Е.М. Школьный толковый словарь. – М.: Просвещение, 1988 г.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Рус.яз., 1985 г.
- Словарь иностранных слов. По редакцией Шаумяна Л.С. – М.: Рус.яз., 1990 г.
- Этимологический словарь русского языка. Составитель Крылов Г.А. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.
Для учителя:
- Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. 4-8 классы. – М.: Просвещение, 1987 г.
- Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. – М.: Просвещение,1995 г.
- Текучёва И.В. Тесты по русскому языку: 5-й кл.- М.: Экзамен, 2003г.
- Фалина Т.М. Русский язык. Диктанты. 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2004 г.
- Шаповалова Т.А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1967 г.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, учебно-наглядные пособия (таблицы), учебные диски (аудиокниги), учебные фильмы, кинофильмы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
[1] Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику М.Т.Баранова
Программа с пояснительной запиской и разделами: УМК,требования,контроль....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2011 год
Рабочая программа создана с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта....
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику М.Т.Баранова
Развёрнутое тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русско...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. на 2016-2017 уч.г.
Так как обновленный учебник (М.: "Просвещение" - 2016) реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирования лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привле...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой...