Безлично-предикативные слова
статья по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Безлично-предикативные слова (категория состояния).
Безлично-предикативные слова, или категория состояния, - это знаменательные неизменяемые именные и наречные слова, которые обозначают состояние и употребляются в функции сказуемого в безличном предложении.
Семантические признаки категории состояния.
Безлично-предикативные слова характеризуются единым значением - выражением состояния или его оценки. Это может быть психическое или физическое состояние живых существ, состояние природы и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния с морально-этической точки зрения, с точки зрения протяженности во времени, пространстве и т.д.
Разряды безлично-предикативных слов по значению.
Психическое и физическое состояние живых существ, состояние природы, окружающей среды и обстановки. | Состояние с модальной окраской (необходимость, возможность, долженствование) | Оценка состояния или положения | |||
Психическое состояние человека | Волевое состояние человека | Физическое состояние живых существ | Состояние природы, окружающей среды и обстановки | ||
Грустно, жалко, смешно, обидно, страшно, боязно, досадно, совестно, весело, скучно и др. | Лень, охота, неохота, неволя. | Больно, тошно, гадко, дурно, душно, противно и др. | Темно, светло, тихо, холодно, морозно, дождливо, солнечно, чисто, грязно, ветрено и др. | Можно, нужно, возможно, должно, надо, необходимо, надобно, угодно, нельзя. | Поздно, рано, время, пора, далеко, близко, высоко, низко; грех, ужас, стыд, хорошо, удобно, плох, легко; видно, слышно и др. |
И вам не совестно так поступать? Вам скучно со мной. | И охота вам с этим возиться? Мне лень руку поднять. | В комнате душно. Нам больно вспоминать прошлое. | К вечеру стало тихо и тепло. В гостиной было шумно и беспорядочно. | Вам нельзя отставать от друзей. Тебе необходимо думать о будущей профессии. | Теперь уж поздно. На судьбу тебе грех жаловаться. |
Основные морфологические признаки категории состояния.
- Неизменяемость, т.е. отсутствие форм склонения и спряжения.
- Наличие суффикса –о у слов, образованных от имен прилагательных и наречий, например: нужно, видно, холодно, жутко.
- Способность выражать значение времени, передаваемого связкой, с которой сочетаются безлично-предикативные слова, например: холодно, было холодно, будет холодно; стало весело, станет весело.
- Сохранение форм сравнения словами на –о, образованными от кратких имен прилагательных и наречий, например: Было холодно – станет холоднее.
Синтаксические признаки категории состояния.
- Синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении (в сочетании с инфинитивом или без него). Например: В комнате душно. На улице было пасмурно.
- Не согласуются и не управляются, могут только сочетаться со связкой отвлеченной или полуотвлеченной (быть, стать, становиться, делаться), выражающей время и наклонение. Например: Мне становилось грустно. Мне делалось неприятно и неловко.
- Могут управлять именами существительными и местоимениями в форме дательного падежа без предлога и родительного и предложного с предлогами. Например: На улице было пасмурно. Вам может быть скучно у меня.
При категории состояния часто употребляется зависимый инфинитив. Например: На снег больно было смотреть.
- В отличие от наречий и прилагательных безлично-предикативные слова никаких слов не определяют, т.е. к ним нельзя задать вопрос. Например: Он смотрел грустно (наречие определяет глагол). Его лицо было грустно ( прилагательное определяет существительное). Ему было грустно (категория состояния).
Таким образом, безлично-предикативные слова выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основании семантических, морфологических и синтаксических признаков, основные из которых следующие: значение «недейственного» состояния, функция безличного сказуемого, неизменяемость.
Образование безлично-предикативных слов.
- Безлично- предикативные слова на –о соотнесены с краткими прилагательными и наречиями: тепло, жарко, далеко, близко, тихо и др. С именами прилагательными и наречиями эти формы сближаются общностью словообразовательных признаков и наличием форм сравнения: Мне стало еще тоскливее.
Краткие прилагательные переходят в разряд категории состояния в результате утраты ими форм склонения и закрепления в позиции сказуемого, а впоследствии приобретения ими значений времени, которые заключаются в глагольной связке.
Среди безлично-предикативных слов на –о выделяется группа слов, которые не имеют омонимов среди наречий и кратких прилагательных, например: можно, надо, нужно, до’лжно, стыдно, боязно, совестно, тошно, щекотно и др. В них особенно заметно развиваются синтаксические свойства глагола, например, управлять винительным падежом.
В сочетании «инфинитив + слово на –о» бывает трудно различить безлично-предикативные слова и наречия или краткие прилагательные среднего рода. Рассмотрим примеры: Обманывать друзей нехорошо. Ждать скучно. Об этом приятно вспомнить. Путешествовать в пустыне опасно. Считается, что синтаксическая природа такой конструкции обусловливается порядком ее компонентов. Если инфинитив предшествует слову на –о, то он является подлежащим, а предложение двусоставным личным, в котором слово на –о – краткое прилагательное среднего рода. Обычно такое предложение произносится с характерной интонацией двучленности, четко противопоставляющей группу подлежащего и группу сказуемого ( Обманывать друзей / нехорошо). В том же случае, когда слово на –о предшествует инфинитиву (Нехорошо обманывать друзей), предложение расценивается как безличное, а инфинитив зависит от безлично-предикативного слова.
Однако не всегда можно полагаться на порядок слов в предложении – важна совокупность семантико-синтаксических признаков. Сопоставим два предложения: Ему больно глотать. Ему вредно курить.
1) Слово больно безлично-предикативное, оно выражает состояние субъекта и может выступать и вне сочетания с инфинитивом: Ему больно. Слово вредно имеет оценочное значение, оно обозначает признак, характеристику действия, что сближает его с именем прилагательным. Вне сочетания с инфинитивом оно не может употребляться, нельзя сказать « Ему вредно».
Оценочные слова могут быть сказуемыми только в личном предложении, в частности при подлежащем, выраженном инфинитивом.
2) Двусоставность конструкций с оценочными словами на -о подтверждается возможностью синонимических замен обоих главных членов. Инфинитив можно заменить отглагольным существительным: Курить вредно – Курение вредно. Слово на –о допускает замену описательным выражением: Курить – вредное занятие.
В сочетании инфинитива с безлично-предикативным словом подобные замены невозможны.
3) Форма дательного падежа в безличном предложении обозначает субъект состояния: Глотать ему больно, то есть «он испытывает боль при глотании».
Форма дательного падежа в конструкциях с оценочными словами имеет значение не субъекта, а объекта с оттенками выгоды, назначения, интереса. Форма дательного падежа не является органически существенным членом конструкции и ее можно опустить: Курить вредно.
4) Синтаксическая роль инфинитива в сравниваемых конструкциях различна. В предложениях с оценочными словами инфинитив является подлежащим, в безличных предложениях инфинитив – зависимое, он образует вместе с безлично-предикативным словом сказуемое.
Таким образом, предложения: Ему больно глотать и Ему вредно курить – имеют разные синтаксические конструкции.
Исходя из этого, некоторые лингвисты не включают оценочные слова в категорию состояния.
- Небольшая группа этимологически связана с именами существительными: грех, стыд, мука, жаль, пора, время, недосуг и др. При переходе в безлично-предикативные слова они теряют значение предметности и формы падежей, рода, числа. Например: Пора добраться до картечи! Недосуг мне с тобой разговаривать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....