Элективный курс "Этика речевого общения" 9 класс
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс "Этика речевого общения" 9 класс поможет учащимся подготовиться к ГИА
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ситуация, сложившаяся в современном обществе, когда нормальное общение (без нецензурной брани) уже считается культурным; когда вежливость и элементарное знание норм речевого этикета становятся основной точкой общения в эмоционально положительной тональности.
Важным условием создания эмоционально – положительной тональности профобщения этого типа являются знания и практические навыки учащихся в области этикета речевого общения (ЭРО): умения учитывать спецификусоциальных ролей говорящих, официальность/неофициальность обстановки, национальная особенность
речевого поведения. Это обеспечит успешное «вхождение» ребенка в любое трудовое сообщество и дальнейшее взаимодействие с его членами. Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы воспитания у учащихся потребности в овладении ЭРО. В связи с этим большое значение мы придаем созданию на уроке обстановки делового общения, и ее основой становится художественный текст. Реальная ситуация из
повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Школьники предлагают различные варианты ее решения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знания не получаются ими из вне, а вырабатывается в процессе коллективного взаимодействия. Данный курс является частью работы по развитию речи и строится с опорой на тексты художественных произведений. Поэтому курс будет, несомненно, полезен всем учащимся, а углубленная работа с текстом станет особенно актуальной для филологически ориентированных школьников.
Кроме того, изучение РЭ способствует развитию лингвистического мышления, дает представление об языковой картине мира и о языке как
национально - культурном феномене.
*
Задачи занятий по ЭРО:
1. Создать проблемную ситуацию, которая подведет к осознанию необходимости и желанию овладеть правилами ЭРО. Обратить внимание учащихся на различия официального и повседневно -бытового общения.
2. Воспитывать ценностное отношение к этикетным действиям, позволяющим строить общение в эмоционально - положительном ключе. Ориентировать учащихся на неконфликтное общение.
3. Формировать у школьников потребность в освоении ЭРО как важной составляющей общей культуры человека.
4. Создать условия для развития навыков коммуникативной компетенции.
5. Создать условия для развития навыков для языковой и речевой компетенции.
6. Помочь овладеть навыками речевого контроля; оценивать свою речь и речь товарища сточки зрения владения этикетной нормой, находить и исправлять ошибки и недочеты.
Тематическое содержание курса.
№ | Тема | Основные аспекты изучения | Кол-во часов | Дата |
1 | Понятие об ЭРО как важной части общей культуры человека | Культура речевого поведения. Речевой этикет и вежливость. Коммуникативные намерения, роли говорящих, ситуация общения. Речевой этикет и национальная культура. | 1 | |
2 | Приветствие. | Роль приветствия в начальной ситуации общения. Основные единицы выражения приветствия в русском языке. Их этимология. Роль жеста при приветствии. Приветствие у разных народов как отражение национально специфических особенностей жизни, быта. | 1 | |
3 | Прощание. | Прощание как финальная реплика ситуации общения. Основные речевые единицы выражения прощания. Их соотносительность и антонимичность формулам выражения приветствия. Невербальные знаки прощания. | 1 | |
4 | Обращение, привлечение внимания. | Обращение в контактном, дискантном (по телефону, в письме) положении. Обращение к незнакомому собеседнику. Обращение к знакомому собеседнику. Способы обращения на основе личного имени. Национально-культурная специфика русского обращения. | 2 | |
5 | Знакомство. | Ситуация знакомства. Национально -культурная специфика речевой ситуации знакомства. Единицы речевого этикета, устанавливающие возможность дальнейшего общения. Их выбор в зависимости от ситуации, социальных ролей говорящих. Мимика и жест при знакомстве. | 2 | |
6 | Поздравление. Пожелание | Речевые действия, благоприятные для адресата. Ситуация поздравления, пожелания и их речевые формулы. Эмоционально-экспрессивное, стилистически повышенное, официально деловое поздравление. Поздравительная открытка и особенности ее оформления. | 1 | |
7 | Благодарность | Речевые действия, благоприятные для адресата. Основные речевые единицы выражения благодарности. Эмоционально -экспрессивные, стилистически повышенные и официальные формы выражения благодарности. Ответ на благодарность | 1 | |
8 | Отказ. Извинение | Ситуация отказа. Речевое оформление отказа. Извинение как словесное искупление вины, поступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Национально- культурные особенности извинения. Ответ на извинение. | 1 | |
9 | Просьба. | Побуждающие речевые действия. Речевое оформление просьбы. Стилистически повышенная и стилистически сниженная просьба. Категорическая просьба с оттенком необходимости. Ответные реплики на просьбу. | 1 | |
10 | Совет. | Побуждающие речевые действия. Речевое оформление совета. Ситуация непрошеного и «прошеного» совета. Совет в официально-деловом общении. | 2 | |
11 | Дискуссионное общение | Ситуация спора. Конструктивный спор. Представление собственной позиции ситуации спора (тезис, аргументация). Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника. | 2 | |
12 | Утешение. Соболезнование | Речевые действия, направленные на подбадривание собеседника. Ситуация реакции на жалобы или на другие огорчения адресата. Речевые формулы утешения, соболезнования. Аргументированное утешение, Ответ на утешение, соболезнование. | 1 | |
13 | Зачетное занятие | 1 | ||
итого | 17 |
Как иллюстративный материал к каждому разделу курса могут быть привлечены различные тексты из произведений художественной литературы, отобранные детьми и учителем.
Литература.
1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. -М.: 1990.
2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков речевого этикета. - Л.: 1990.
3. Балакай А.Д. Словарь русского речевого этикета. - М.: 2001.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: 1986.
5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету. - М.: 1999.
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: 1981.
7. Лосский Н.О. Основы этики. М.: 1991.
8. Школьная риторика. Развитие речи. Серия учебных пособий для общеобразовательных учебных заведений. - М.: 1996.
9. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.: 2002.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Курс " Средства речевой выразительности " предназначен в качестве элективного курса для 9 класса. Его назначение состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 17 часов. Курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.
Цели курса - перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; ближайшая: помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.
Задачи курса:
- Расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
- Совершенствовать речевую культуру учащихся.
- Воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи.
- Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Основные направления курса: 1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе работы со словарными статьями . 2. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.
Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приемами и способами решения орфографических и пунктуационных задач.
Форма занятий:
- Лекции с элементами беседы.
- Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.
- Анализ художественных текстов.
- Практикум.
5. Зачёт.
В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка, научиться видеть их в тексте, а значит лучше справиться с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку, суметь понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) сильное впечатление ,выбирать только те задания и творческие работы, которые посильны и интересны, развивать навык работы со справочной и научной литературой ,попробовать свои силы в анализе и сравнении понятий, сделать свою собственную речь (устную и письменную) более выразительной, понятной и точной.
Учебно-тематический план
п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
1. | Введение. Что делает нашу речь выразительной | 1 | |
2. | Как простые слова становятся образными. Эпитет | 1 | |
3. | Образные сравнения | 1 | |
4. | Метафоры | 2 | |
5. | Метонимия и синекдоха | 2 | |
6. | Олицетворение. Тест №1 | 1 | |
7. | Гипербола и литота | 1 | |
8. | Перифраза | 1 | |
9. | Звукопись в художественной речи. Тест №2 | 1 | |
10. | Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи | 1 | |
11. | Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция. Тест №3 | 2 | |
12. | Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи. | 2 | |
13. | Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте. | 1 | |
17 |
Содержание курса.
Тема 1 (1час) Введение. Что делает нашу речь выразительной.
Вводно-презентационное занятие. Познакомить с задачами курса. Дать представление об основных средствах художественной выразительности. Составление словарика основных понятий.
Тема 2 (1час) Как простые слова становятся образными. Эпитет.
Расширить представление об эпитетах и их разновидностях, учить находить в тексте эпитеты и определять их роль в создании образного строя речи.
Усилительные, уточнительные, контрастные эпитеты.
Тема 3 (1час) Образные сравнения.
Расширить представление учащихся о сравнении и его роли в речи, формировать навыки нахождения сравнений в художественном произведении и употребления их в речи. Использование сравнений в лексике и морфологии.
Тема 4 (2часа) Метафоры. Развёрнутая метафора. Роль метафоры в речи. Стилистическая окраска метафор.
Тема 5 (2часа) Метонимия и синекдоха. Познакомить с метонимией и синекдохой как художественно-изобразительными средствами речи, формировать умение находить их в художественных произведениях.
Тема 6 (1час) Олицетворение. Тест №1. Познакомить с олицетворением как одним из самых распространенных художественных тропов, формирование умения находить олицетворения в художественных текстах.
Тема 7 (1час) Гипербола и литота. Дать понятие о гиперболе и литоте, их роли в создании выразительности речи, использовании в художественной литературе; учить находить гиперболу и литоту в тексте.
Тема 8 (1час) Перифраза. Познакомить с выразительно-изобразительной ролью перифразы в тексте, формирование умения находить перифразы в тексте. Образные и необразные перифразы. Тренинг по определению гиперболы, метонимии, перифраз.
Тема 9 (1час) Звукопись в художественной речи. Тест №2 Понятие о звукописи, её виды, ассоциативная образность; аллитерация, ассонанс, звукоподражание; функционирование средства в художественном тексте.
Тема 10 (1час) Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Повторение фразеологизмов, формирование навыка их употребления в речи, предупреждение возможных ошибок при упот-реблении фразеологизмов в устной и письменной речи. Фразеологизмы книжные, разговорные, просторечные.
Тема 11 (2часа) Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция. Тест №3. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.
Тема 12 (2часа) Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи. Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста.
Тема 13 (1час) Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте.
Список использованной литературы:
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
- Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).
- Словарь юного филолога .
- Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
- Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
Использованные Интернет-ресурсы
- Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
- Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
- http://www.ege.edu.ru
- Официальный сервер МО РФ http://www.informikfa.ru
- Генеративная энциклопедия “Брокгаузъ-on-line” http://russia.agama.com/bol
- Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru
- ГЛАГОЛИЦА Толковый словарь крылатых слов http://www.comiks.ru/dic/
- http://gramota.ru
- http://gramma.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Речевые ошибки и приемы их устранения"
Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «Речев...
Программа элективного курса "Речевой этикет"
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творчески хспособностей ...
Элективный курс "Речевой этикет"
Программа элективного курса для 7-8 классов...
Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса "Речевые нормы "
Программа предусматривает работу с текстом по выявлению речевых ошибок , нарушению стилистических норм.......