Всё ли я знаю о причастии?
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок проверки знаний учащихся по теме "Причастие" в форме путешествия по станциям "Лексическая", "Теоретическая" и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 26.27 КБ |
названия станций | 23.11 КБ |
карточка домашнее задание | 13.6 КБ |
презентация к уроку | 181.18 КБ |
индивидуальные карточки | 15.45 КБ |
индивидуальные задания | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Всё ли я знаю о причастии?
Цели:
проверить знания учащихся по теме; уметь отличать причастия от других ЧР и находить их в тексте;
активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению изученногоо причастии;развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе.
Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.Даль.
Ход урока
- Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок с несколько необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды». (Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица).
Чудесные гибриды.
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов.
- Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастиями. Давайте ответим, почему «диковинные плоды» назвали причастиями?
Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их. (Причастие, причастность, причастный».Давайте выясним значение слова «причастный». В словаре Сергея Ивановича Ожегова это слово трактуется так: «ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.
К каким частям речи непосредственно причастнопричастие? Ответить на этот вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному.)
-Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.
(1- причастность к прилагательному; 2 - причастность к глаголу)
II. Сообщение темы и цели урока.
Итак, что же мы уже знаем про такую коварную часть речи, как причастие?
Выяснить это нам поможет разминка, которая традиционно называется «А верите ли Вы, что…». Вопросы могут быть направлены не только к ребятам класса, но и к нашим гостям!
А пока проходит разминка, двое учащихся поработают с карточкой.(Кучеренко Т., Попов А.)
Пробуждение.
Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки.
Задания:
Расставить недостающие знаки препинания.
Подчеркнуть в тексте причастия (причастные обороты).
Начали!
Ребята задают вопросы разминки.
У меня сложилось впечатление, что, задавая вопросы по теме, вы решили, что всё знаете о причастии?! Сейчас я это проверю!
А верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?
Проверка индивидуального задания.
Ну что ж, с этим заданием вы справились! Продолжим!
СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАБОТЫ – ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
Ваша задача – выбрать вопрос и подготовить грамотный ответ на него. А отвечать вы будете одному из наших гостей. На листочке с вопросом вам поставят оценку за ответ. Я желаю вам удачи!
ВОПРОСЫ:
1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола у причастия.
2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?
3. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? Приведите примеры. Какой из морфемных признаков свидетельствует о том, что это причастие?
А пока готовятся ребята, мы тоже займёмся делом.
ЗАДАНИЕ. Замените одни сочетания слов другими с причастиями. Например: Работа, которую выполнили добросовестно - Добросовестно выполненная работа.
(Обратите внимание: причастие и глагол, от которого они образованы должны быть одного времени.)
Учитель читаетпо одному предложению:
1. Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).
2. Сад, который посадили в прошлом году. (Сад, посаженный в прошлом году).
3. Картина, которую написал художник. ( Картина, написанная художником.)
- Доклад, который подготовил ученик. (Доклад, подготовленный учеником.)
Наши теоретики готовы? Выберите себе экзаменатора - и вперёд, к победе!
СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП УРОКА - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Условие работы: учащиеся получают карточку для выполнения.Проверять практическую часть и оценивать работу ученика можно с любым из присутствующих гостей, а также с учителем.
КАРТОЧКА № 1.
Задание: Обозначьте окончания причастий и прилагательных, объясните их правописание.
1. Близился закат. Слышалось далёк… звяканье бубенцов, возвращающ…ся стада коз, которых в Арзамасе бе(с, з)численн.. множество.
2. Нал…тевш… порывы ветра со свистом поднимали с земли цел… груды засохш… листьев, несколько крупн… капель брызнуло мне в лицо.
3. С сер… ,насупивш…сянеба посыпались крупинки перв… снега.
КАРТОЧКА № 2.
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.
1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк скрасив… пышн… хвостом.
2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.
3. Леса из б…рёзыпреоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.
КАРТОЧКА № 3.
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.
1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ныхцв…тов лился по всей земле.
2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса т…нувшегося по берегам Днепра.
3. На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе (не)шевелит(?) ся ни один лист.
КАРТОЧКА № 4.
Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.» Объяснить правописание суффиксов причастий.
Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.
ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП РАБОТЫ - ТВОРЧЕСКИЙ.
Ребята, мы с вами знаем, что слова, заключающие «в себе имени и глагола силу», широко используются в письменной речи. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями с помощью причастия. И потому я предлагаю написать каждому сочинение – миниатюру в качестве подарка нашим гостям, где вы попытаетесь описать любого из присутствующих.
Задание: Используйте в речи причастия, правильно их употребляя.
Подводим итог урока.
Чему научил нас урок на тему «Причастие»?
Да, много препятствий встретилось нам и ещё встретится на пути во время путешествия, но мы их преодолели. Я призываю вас любить язык, всегда идти вперед по его дорогам:
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
Удачи вам! А с причастием мы сегодня, конечно же, не прощаемся, а просто говорим ему: «До свидания!»
9. Домашнее задание. Развитие речи. Описание природы.
Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар.
а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день».
б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.
Дополнительные задания:
- Проведём игру «Четвёртый лишний» Кто быстрее и сообразительнее окажется в этой игре?! (сл.8)
Проверка.Молодцы!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание.
Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар.
а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день».
б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.
Домашнее задание.
Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар.
а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день».
б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.
Домашнее задание.
Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар.
а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день».
б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.
Домашнее задание.
Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар.
а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день».
б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.
Домашнее задание.
Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар.
а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день».
б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.
Домашнее задание.
Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар.
а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день».
б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С.И.Ожегов . Толковый словарь русского языка ПРИЧАСТНЫЙ – имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь. Он к этому делу не причастен.
Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть причастия и причастные обороты, определить разряд причастия. Пробуждение. Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой воспроизвел голубиную воркотню и, в заключение концерта, уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки.
Проверим! Пробуждение. Скворец, /высунувшийся из своего домика/, /прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки/, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. /Скоро почуявший неудачу/ солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвел голубиную воркотню, и, в заключение концерта, уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки.
Замените одни сочетания слов другими с причастиями Работа, которую выполнили добросовестно Лес, который зеленел вдали Сад, который посадили в прошлом году Картина, которую написал художник Доклад, который подготовил ученик Добросовестно выполненная работа Лес , зеленеющий вдали Сад , посаженный в прошлом году Картина , написанная художником Доклад, подготовленный учеником
Удачи всем! Ищи свою дорогу с малых лет, Уверенно вперед иди сквозь годы Оставь на этой лучшей из планет Свой яркий след, свои живые всходы . До свидания!
Домашнее задание: Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар. а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день». б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.
Четвёртый лишний Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальная. Летящий, удивительный, спускающийся, удивляющийся. Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный.
А у вас так ? Зимняя , зимующий, замёрзший, раскрытый. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальная. Летящий, удивительный , спускающийся, удивляющийся. Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный. - Какой частью речи являются выделенные слова?
СЛЕПАЯ СХЕМА Прочитанная (страдательное причастие) Пригласивший (… ) … ( есть зависимое слово ) Маринованный огурец (… )
А у вас так? Прочитанная (страдательное причастие) Пригласивший (действительное причастие) Маринованные в собственном соку огурцы (есть зависимые слова) Маринованный огурец (нет зависимого слова)
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА № 1.
Задание: Обозначьте окончания причастий и прилагательных, объясните их правописание.
1. Близился закат. Слышалось далёк… звяканье бубенцов возвращающ……ся стада коз, которых в Арзамасе бе(с, з)численн... множество.
2. Нал…тевш… порывы ветра со свистом поднимали с земли цел… груды засохш… листьев, несколько крупн… капель брызнуло мне в лицо.
3. С сер… , насупивш……ся неба посыпались крупинки перв… снега.
КАРТОЧКА № 2.
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.
1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.
2. В д…лине главной р…ки окруженн… горными хребтами защищающ… от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.
3. Леса из б…рёзы преобладающ… на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.
КАРТОЧКА № 3.
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.
1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ных цв…тов лился по всей земле.
2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса т…нувшегося по берегам Днепра.
3. На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе (не)шевелит(?) ся ни один лист.
КАРТОЧКА № 4.
Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой - «страдат. причастие + существ.»
Тающий на солнце снег; весело щебечущими птицами; к едва видимому лесу; шепчущие на ветру берёзы; разрезаемую гладь реки; море, ласкаемое восходящими лучами солнца; вдали стелющийся туман; налетевшие порывы ветра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"А знаем ли мы птиц?"
Цель: Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории России, Омской области и Называевского района; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных...
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
презентация "Что я знаю об истории освоения космоса?"
Презентация к исследовательскому проекту "Что я знаю об истории освоения космоса?", выполненной учащимися 2 класса МОУ Седельниковская СОШ №1"...
Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью
Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...
"Хорошо ли я знаю Германию" (обобщающий тест)
Тест помогает проверить на сколько хорошо учащиеся усвоили страноведческий материал...
Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках ?
Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках? (некоторые аспекты применения системы управления качеством обучения) Основная проблема современной педагогики заключается ...
Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.
Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...