Части речи. Общее значение имен прилагательных.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi._obshchee_znachenie_imen_prilagatelnyh.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Части речи. Общее значение имен прилагательных.
Цели урока: познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных.
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа;
- формирование ответственного отношения к учению;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование уважительного и доброжелательного взаимоотношения друг к другу, готовности и способности вести диалог;
- формирование здорового образа жизни.
Предметные:
- понимание определяющей роли языка в процессе образования;
- расширение и систематизация научных знаний о языке;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- овладение основными грамматическими нормами литературного языка.
Методическое оснащение и оборудование урока:
- набор карточек по теме «Имя прилагательное»;
- иллюстрации животных;
- карточки для индивидуальной работы;
- памятки для индивидуальной работы;
- ТСО;
- волшебная коробочка с загадками.
Современные образовательные технологии: проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии
Ход урока.
- Организационный момент урока (настрой на работу, рапорт дежурного).
Записывают число в тетради. - Актуализация опорных знаний (работа с памятками).
-Какие части речи вы знаете?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
Картинный диктант. Слайд №1
( работа с иллюстрациями, дети показывают карточки).
кто? | что? |
Записывают в 2 столбика.
Работа с иллюстрациями. Слайд№2
(2 примера -- словосочетания )
сущ. глаг. сущ. глаг.
Маляр красит. Ученик читает.
(Дети задают вопросы, определяют части речи, пишут самостоятельно, под диктовку).
- Массаж пальчиков (с помощью карандаша).
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в тетради
Будут буковки писать.
- Объяснение нового материала.
1.Работа с натуральными предметами (лимон, лента, яблоко, варежки).
- Что у меня в руке?
- Что вы можете сказать о нём? Какой он?
(учитель пишет на доске)
Лимон (_______ ?) жёлтый, кислый.
Лента (_______ ?) белая, короткая.
Яблоко(_______ ?) спелое, красное.
Варежки(_______ ?) тёплые, красные.
- на какой вопрос отвечают слова « жёлтый, кислый и т.д.?»
Дети показывают карточки-вопросы
какой? | какая? | какое? | какие? |
Дети читают в учебнике правило о прилагательном.
Тему урока дети называют сами и записывают её в тетради.
- На уроке вы должны научиться находить прилагательные и ставить к ним вопросы.
-А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? ( Они украшают нашу речь, делают текст более точным и полным).
Учитель: Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- Физкультминутка для глаз.
- Закрепление темы.
1.- Откройте карточки-памятки и прочитайте правило.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
2.- А сейчас консультант Денис загадает вам загадку:
Где живёт весёлый зайка,
Скачет белочка - хозяйка,
Красная растёт малинка
И грибочки под осинкой? (В лесу).
- В лесу много птиц и зверей. В нём много разных деревьев , ягод, цветов. Человек должен беречь этот лес, этот дом.
- Чтобы отправиться в лес, надо найти прилагательные и задать вопросы. (дети показывают карточки -вопросы)
-Зайка (какой?) весёлый .
-Малинка (какая?) красная.
Учитель:
-Перед вами волшебная коробочка с загадками. Вы будете доставать их и отгадывать: кто же в лесу живёт.
1-й ученик:
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок-
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
- Иголки (какие?) длинные.
3. Работа в тетради.
2-й ученик:
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса).
-Птичница (какая?) рыжая.
(слайд- лиса)
3-й ученик:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(слайд- изображение белки)
Слова для справок:
хитрая | ловкая | пугливая | жадная |
запасливая | хищная | осторожная | весёлая |
(в 2 столбика распределяют слова и записывают в тетрадь).
- Физкультминутка.
У медведя дом большой,
А у зайца – маленький.
Наш медведь пошёл домой,
А за ним и заинька.
Мы зверяток провожаем
И урок наш продолжаем.
- Продолжение работы по теме.
Игра «Запомни словечко».
Лиса – хитрая.
Медведь – косолапый.
Ёжик – колючий.
Волк – серый.
Белка – пушистая.
(через 1 – 2 минуты прилагательные стираются)
- Запишите сочетания полностью.
- Устно задавайте вопросы.
- Как называются слова, которые вы дописывали сами?
Итог. Рефлексия.
-Вот и закончилось наше путешествие в лес. Помните. Вы в лесу гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Давайте вместе вспомним правила друзей природы.
Слайд
- Не срывать цветы.
- Не ломать деревья.
- Не убивать насекомых и животных.
- Не ловить бабочек.
- Ещё раз вспомним. С какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?
- Что вы знаете о прилагательном?
- Молодцы! Сегодня вы все хорошо работали… (учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся) .
- Какое задание вам понравилось выполнять больше других?
- О чём заставил задуматься этот урок?
- Наш урок я хочу закончить словами из стихотворения В.Гнездилова.
Я сорвал цветок – он завял.
Я поймал жука – он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Урок-путешествие с элементами проектной технологии....
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....
Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи, общееграмматическое значение" построен с использованием технологии проблемно-диалогового обучения по ппрограмме Е.А.Быст...
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Значение имен прилагательных в речи
Презентация «Значение имен прилагательных в речи» для урока русского языка в 8 классе, позволяет пополнить практический опыт обучающихся с ОВЗ в употреблен...