Части речи. Общее значение имен прилагательных.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Власова Лариса Викторовна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi._obshchee_znachenie_imen_prilagatelnyh.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Части речи.  Общее значение имен прилагательных.

Цели урока: познакомить учащихся с  общим значением имён прилагательных.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа;
  • формирование ответственного отношения к учению;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование уважительного и доброжелательного взаимоотношения друг к другу, готовности и способности вести диалог;
  • формирование здорового образа жизни.

Предметные:

  • понимание определяющей роли языка в процессе образования;
  • расширение и систематизация научных знаний о языке;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • овладение основными грамматическими нормами литературного языка.

Методическое оснащение и оборудование урока:

  • набор карточек  по теме «Имя прилагательное»;
  • иллюстрации животных;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • памятки для индивидуальной работы;
  • ТСО;      
  • волшебная коробочка с загадками.

Современные образовательные технологии: проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Ход  урока.

  1.  Организационный момент урока (настрой на работу, рапорт дежурного).
    Записывают число в тетради.
  2. Актуализация опорных знаний  (работа с памятками).

-Какие части речи вы знаете?

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

Картинный диктант. Слайд №1

( работа с иллюстрациями, дети показывают карточки).

             кто?

               что?

 

Записывают в 2 столбика.

Работа с иллюстрациями.  Слайд№2

(2 примера -- словосочетания )

   сущ.       глаг.           сущ.        глаг.

Маляр     красит.    Ученик     читает.

(Дети задают вопросы, определяют части речи, пишут самостоятельно, под диктовку).

  1. Массаж пальчиков  (с помощью карандаша).

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетради

Будут буковки писать.

  1. Объяснение нового материала.

1.Работа с натуральными предметами (лимон, лента, яблоко, варежки).

- Что у меня в руке?

- Что вы можете сказать о нём? Какой он?

(учитель пишет на доске)

Лимон (_______  ?) жёлтый, кислый.

Лента (_______  ?) белая, короткая.

Яблоко(_______  ?) спелое, красное.

         Варежки(_______  ?) тёплые, красные.
        - на какой вопрос отвечают слова « жёлтый, кислый и т.д.?»
       Дети показывают карточки-вопросы

           какой?

          какая?

       какое?

       какие?

 Дети читают в учебнике правило о прилагательном.

Тему урока дети называют сами  и записывают её  в тетради.

- На уроке  вы должны научиться находить прилагательные и ставить к ним вопросы.
-А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? ( Они украшают нашу речь, делают текст более точным и полным).

Учитель:  Определяю я предметы,
                 Они со мной весьма приметны.
                 Я украшаю вашу речь,
                 Меня вам надо знать, беречь.

  1. Физкультминутка  для глаз.
  2. Закрепление темы.  

1.- Откройте  карточки-памятки и прочитайте правило.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?


2.- А сейчас консультант Денис загадает вам загадку:


       Где живёт весёлый зайка,

        Скачет белочка - хозяйка,

        Красная растёт малинка

        И грибочки  под осинкой?  (В лесу).

- В лесу много птиц и зверей.  В нём много разных деревьев , ягод, цветов. Человек должен беречь этот лес, этот дом.

- Чтобы отправиться в лес, надо найти прилагательные и задать вопросы.  (дети показывают карточки -вопросы)

 -Зайка (какой?) весёлый .

-Малинка (какая?) красная.

Учитель:
-Перед вами волшебная коробочка с загадками. Вы будете доставать их и отгадывать: кто же в лесу живёт.

1-й ученик:

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок-

Нет ни головы, ни ног.  (Ёж)

- Иголки (какие?)  длинные.

 3. Работа в тетради.

2-й  ученик:

Рыжая птичница

 В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой  унесла. (Лиса).

-Птичница (какая?) рыжая.

(слайд- лиса)

3-й ученик:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(слайд- изображение  белки)

Слова для справок:

      хитрая

     ловкая

   пугливая

     жадная

   запасливая

     хищная

  осторожная

     весёлая

(в 2 столбика распределяют  слова  и записывают в тетрадь).

  1. Физкультминутка.

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.
Наш медведь пошёл домой,
А за ним и заинька.
Мы зверяток провожаем
И урок наш продолжаем.

  1. Продолжение работы по теме.

Игра «Запомни словечко».

Лиса – хитрая.

Медведь – косолапый.

Ёжик – колючий.

Волк – серый.

Белка – пушистая.

(через 1 – 2 минуты прилагательные стираются)

- Запишите сочетания полностью.

- Устно задавайте вопросы.

- Как называются слова, которые вы дописывали сами?

Итог. Рефлексия.

-Вот и закончилось наше путешествие в лес. Помните. Вы в лесу гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Давайте вместе вспомним правила друзей природы.

Слайд

- Не срывать цветы.

- Не ломать деревья.

- Не убивать насекомых и животных.

- Не ловить бабочек.

- Ещё раз вспомним. С какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?

- Что вы знаете о прилагательном?

- Молодцы! Сегодня вы все хорошо работали… (учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся) .

- Какое задание вам понравилось выполнять больше других?

- О чём заставил задуматься этот урок?

- Наш урок я хочу закончить словами из стихотворения В.Гнездилова.

Я сорвал цветок – он завял.

Я поймал жука – он умер.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение

Урок русского языка по теме  "Имя прилагательное как часть речи, общееграмматическое значение" построен с использованием технологии проблемно-диалогового обучения по ппрограмме Е.А.Быст...

Значение имен прилагательных в речи

    Презентация «Значение имен прилагательных в речи» для урока русского языка в 8 классе, позволяет   пополнить практический опыт обучающихся с ОВЗ в употреблен...