Урок развития речи в 5 классе. Описание картины "Сирень в корзине"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Серопян Аветис Сережаевич

 

Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру. Цель этого урока - помочь учащимся понять образный язык художника и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка. Широкое использование на уроке музыки, легенд, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и, наконец, появляется желание описать картину красиво.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_kartiny_siren_v_korzine.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  развития речи  в 5 классе. Описание картины «Сирень в корзине»

Аветис Серопян, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Княжегорская СОШ»

Данный урок проводится в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.

  1. Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
  2. Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
  3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
  4. Составление плана или работа по предложенному плану. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
  5. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Цели урока: Дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формирование умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

Формирование ожиданий обучающихся

  1.  «Дерево ожиданий» - метод совместного продвижения вперед.

Для определения настроя учащихся на изучение новой темы и в течение всего урока на всех его этапах используется метод активного обучения «Дерево ожиданий» .  На листе ватмана нарисовано дерево, на столе учителя лежат вырезанные из цветной бумаги фигурки птичек. Учитель предлагает учащимся взять одну птичку и разместить ее на дереве при помощи магнитика. Если у ученика позитивный настрой, и он уверен, что для него урок пройдет хорошо, то ему предлагается разместить птичку на верхней ветке, в противном случае – на нижней или на траве. В течение урока по завершению его очередного этапа можно будет перемещать птичек вверх или вниз в зависимости от настроения ученика и от того, насколько хорошо понят изучаемый материал.

  1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

(1 слайд)

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) очень любил изображать цветы.  Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

- Ребята, давайте вспомним, что такое «натюрморт»?

(слайд 2)

- Запишите определение  в словарь-справочник

- (возвращение к 1 слайду) 

П.П.Кончаловский говорил: «В цветах есть все, что существует в природе, только более в утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». Сирень Кончаловский писал постоянно, на протяжении всей жизни. Возможно, это была дань памяти Врубеля, которого он боготворил. Но если у Врубеля сирень уподоблена таинственному кружеву (слайд 3), то букеты Кончаловского распахнуты в пространство, как объятия радушного хозяина.

3. Знакомство с натюрмортом П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Любимые цветы Петра Петровича - сирень , ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные:

 «Сирень на окне» (слайд 4)

«Сирень в вазе на окне» (слайд 5)

«Сирень» (слайд 6)

«Сирень в корзине» (слайд 7). Перед нами  одна из лучших картин Кончаловского (1933г), изображающих сирень. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Эту картину мы сегодня будем учиться описывать.  

- А еще П.П.Кончаловский так говорил о своих картинах: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.

- Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень в корзине”, одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”.

4. Беседа по картине.

(Слайд 8)

- Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?

 (сирень напомнила о весне, картина, словно украсила класс, стало уютнее и теплее от красоты)

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

(на картине очень свежая сирень, она  влажная от утренней росы)

- Какого цвета, каких оттенков сирень?

(на картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: бледно-розовую, лиловую, темно-красную, белую, розоватую

- С чем можно сравнить цветы?  (Звездочки, звоночки).

- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному.  (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь.

- Опишите грозди сирени  (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)

- Все ли листья сирени одинаково освещены?

(Нет, они выглядят по-разному: вверху и внизу они темно-зеленые, в середине букета – зеленые,  вверху – салатовые, справа – светло-зеленые с золотистым оттенком)

- Опишите корзину, в которой стоит сирень (корзина плетеная, из ивовых прутьев. Они будто обнимают ветки сирени)

- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.)  Запишите в тетрадь.

- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.) Запишите в тетрадь.  

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

- Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?

- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”. Запишите эти слова в тетрадь. (Слайд 9)

Вопрос детям: Какие чувства вызвала у вас картина? Созвучно ли настроение музыки и картины? (Красота весеннего, возрождающегося к жизни мира природы, ощущаем эмоциональный подъем, к-й вызывает это возрождение).

Давайте внимательно рассмотрим картину и на этот раз послушаем музыку Рахманинова (слайд 10). Тихо звучит музыка.

Давайте представим себе, что ранним майским утром вы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, еще влажными от ночной росы, отводим тяжелые ветки…Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушивается на нас…Нам становится весело от этой шутки. Но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого сада.

  1. Работа с карточками

В начале урока учащимся раздаются карточки, которые дети заполняют в течение всего урока.

Учитель: расскажите о том, что вы услышали, увидели, «почувствовали» в сиреневом саду.

Чувства: радость, восторг, ощущение счастья, легкая грусть, щемящая нежность;

Сад: майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный, пронизан лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы. От аромата сирени «кружится» голова; на душе становится светло. (слайд 11)

Звуки: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня птиц, тихие вздохи просыпающегося душистого моря;

Запахи: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня птиц, тихие вздохи просыпающегося душистого моря;

Аромат сирени: медвяный, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный

Воздух: бодрящий, ароматный, свежий, влажный, чистый, прозрачный, утренний, напоенный запахами. (слайд 12)

Вопрос: Какой вы представили сирень в музыкальном саду? Сравним с сиренью на картине. Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали? (слайд 13)

Вопрос: Какого цвета, каких оттенков эта великолепная сирень? Примерные ответы детей: нежно-розовая, жемчужная, таинственная, голубоватая, серебристая.

Задание: Опишите ветки сирени. (Гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, развесистые, резные, нарядные, тянущиеся к солнцу). (слайд 13)

Вопрос: Как описать величину кистей сирени и величину отдельных ее цветов?

Кисти (грозди) – крупные, свежие, тяжелые,  влажные, мокрые от росы и дождя.
Цветы – звездочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые. Их много. Очевидно, такая сирень очень ароматная.

Задание:  подберите синонимы к слову ароматная. (Душистая, пахучая, благоухающая). (слайды 14, 15).

Вопрос: С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная) (слайды 16)

Учитель: П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельно лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Мы чувствуем восхищение художника щедрой природой, чувствуем его любовь к ней. Иначе он бы не создал такой прекрасной картины.

Вопрос: Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка) (слайд 17)

Вопрос: А вы знаете, почему так называется цветущий куст?

5. Послушайте древнегреческую легенду о сирени.

(Слайд 18)

Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

6. Обсуждение  примерного плана  сочинения. (Слайд 19)

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

II. Чудесный букет сирени.

  1. Цвет
  2. Гроздья.
  3. Листья
  4. Корзина

III. “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

7. Выразительное чтение стихотворений о сирени.(Слайд 20)

Сирень. Р.Рождественский

Прогремела гроза, прошумела, затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы, сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени, встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе по откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море, захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой торжествующе пахнет сирень.

- Какие эпитеты употребляет поэт для описания сирени? (Грозди тяжелые, мокрая гроздь, душистое море, белые и темно-лиловые кусты, росистая ветка, легкая капелька, свежая и чистая,  сверкающий день)

Вывод: поэт, художник, композитор  изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски, композитор -  звуки.  Читая стихотворение, мы представляем себе грозди сирени после грозы, ее благоухание. Сирень художника – мы видим, мы понимаем, что такую картину не мог нарисовать равнодушный человек.

(-ребята, а теперь посмотрим, как расположились наши пташки.

Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского.

(Слайд 21) Всем спасибо! Творческих успехов в написании сочинения!

 Домашнее задание.

Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.

Сочинение Ани Конон

Играет тихая музыка Рахманинова «Сирень».

Под эту мелодию в голове всплывают другие образы. Это картина Канчаловского «Сирень в корзине».

Маленькая плетёная корзинка, а в ней пышный букет цветов. Лохматые кисти сирени,  самых разнообразных оттенков. Блекло-бардовые, голубоватые, лиловые, сахарные, жемчужные и нежно-розовые крошечные цветочки похожи на малюсенькие звёздочки. Эти гроздья ещё влажные от росы. Листья сирени мягкие и зелёные-зелёные. Чудесный благоухающий букет так и притягивает взгляд.

А вид на это великолепие как будто из сада, с огромными кустами сирени. Развесистые ветви, покрытые всё теми же милыми цветками. Легкокрылые бабочки порхают от цветочка к цветочку, а капли росы сверкают под лучами ласкового майского солнца. Головокружительные ароматы наполняют воздух. Запах сирени прилетает с приятным тёплым ветерком. А тот букет будто наблюдает за садом, смотрит на куст, с которого его срезали.

 Музыка всё играет и играет. А я смотрю на букет сирени на столе. Смотрю в окно, на уютный майский сад. И всё это настраивает на поэтический лад.

Чудесный аромат,

И головокружение.

Кружится голова,

Приходит вдохновение…

                                                                        КонАн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. П.П.Кончаловский "Сирень в корзине"

Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"...

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...