Урок развития речи в 5 классе. Описание картины "Сирень в корзине"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру. Цель этого урока - помочь учащимся понять образный язык художника и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка. Широкое использование на уроке музыки, легенд, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и, наконец, появляется желание описать картину красиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе. Описание картины «Сирень в корзине»
Аветис Серопян, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Княжегорская СОШ»
Данный урок проводится в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.
- Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
- Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
- Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
- Составление плана или работа по предложенному плану. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
- Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.
Цели урока: Дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формирование умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
Формирование ожиданий обучающихся
- «Дерево ожиданий» - метод совместного продвижения вперед.
Для определения настроя учащихся на изучение новой темы и в течение всего урока на всех его этапах используется метод активного обучения «Дерево ожиданий» . На листе ватмана нарисовано дерево, на столе учителя лежат вырезанные из цветной бумаги фигурки птичек. Учитель предлагает учащимся взять одну птичку и разместить ее на дереве при помощи магнитика. Если у ученика позитивный настрой, и он уверен, что для него урок пройдет хорошо, то ему предлагается разместить птичку на верхней ветке, в противном случае – на нижней или на траве. В течение урока по завершению его очередного этапа можно будет перемещать птичек вверх или вниз в зависимости от настроения ученика и от того, насколько хорошо понят изучаемый материал.
- Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
(1 слайд)
Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) очень любил изображать цветы. Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.
- Ребята, давайте вспомним, что такое «натюрморт»?
(слайд 2)
- Запишите определение в словарь-справочник
- (возвращение к 1 слайду)
П.П.Кончаловский говорил: «В цветах есть все, что существует в природе, только более в утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». Сирень Кончаловский писал постоянно, на протяжении всей жизни. Возможно, это была дань памяти Врубеля, которого он боготворил. Но если у Врубеля сирень уподоблена таинственному кружеву (слайд 3), то букеты Кончаловского распахнуты в пространство, как объятия радушного хозяина.
3. Знакомство с натюрмортом П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
Любимые цветы Петра Петровича - сирень , ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные:
«Сирень на окне» (слайд 4)
«Сирень в вазе на окне» (слайд 5)
«Сирень» (слайд 6)
«Сирень в корзине» (слайд 7). Перед нами одна из лучших картин Кончаловского (1933г), изображающих сирень. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Эту картину мы сегодня будем учиться описывать.
- А еще П.П.Кончаловский так говорил о своих картинах: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.
- Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень в корзине”, одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”.
4. Беседа по картине.
(Слайд 8)
- Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?
(сирень напомнила о весне, картина, словно украсила класс, стало уютнее и теплее от красоты)
- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
(на картине очень свежая сирень, она влажная от утренней росы)
- Какого цвета, каких оттенков сирень?
(на картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: бледно-розовую, лиловую, темно-красную, белую, розоватую
- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).
- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь.
- Опишите грозди сирени (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)
- Все ли листья сирени одинаково освещены?
(Нет, они выглядят по-разному: вверху и внизу они темно-зеленые, в середине букета – зеленые, вверху – салатовые, справа – светло-зеленые с золотистым оттенком)
- Опишите корзину, в которой стоит сирень (корзина плетеная, из ивовых прутьев. Они будто обнимают ветки сирени)
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.
- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.) Запишите в тетрадь.
- Созвучно ли настроение музыки и картины?
- Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.
- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?
- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”. Запишите эти слова в тетрадь. (Слайд 9)
Вопрос детям: Какие чувства вызвала у вас картина? Созвучно ли настроение музыки и картины? (Красота весеннего, возрождающегося к жизни мира природы, ощущаем эмоциональный подъем, к-й вызывает это возрождение).
Давайте внимательно рассмотрим картину и на этот раз послушаем музыку Рахманинова (слайд 10). Тихо звучит музыка.
Давайте представим себе, что ранним майским утром вы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, еще влажными от ночной росы, отводим тяжелые ветки…Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушивается на нас…Нам становится весело от этой шутки. Но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого сада.
- Работа с карточками
В начале урока учащимся раздаются карточки, которые дети заполняют в течение всего урока.
Учитель: расскажите о том, что вы услышали, увидели, «почувствовали» в сиреневом саду.
Чувства: радость, восторг, ощущение счастья, легкая грусть, щемящая нежность;
Сад: майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный, пронизан лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы. От аромата сирени «кружится» голова; на душе становится светло. (слайд 11)
Звуки: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня птиц, тихие вздохи просыпающегося душистого моря;
Запахи: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня птиц, тихие вздохи просыпающегося душистого моря;
Аромат сирени: медвяный, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный
Воздух: бодрящий, ароматный, свежий, влажный, чистый, прозрачный, утренний, напоенный запахами. (слайд 12)
Вопрос: Какой вы представили сирень в музыкальном саду? Сравним с сиренью на картине. Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали? (слайд 13)
Вопрос: Какого цвета, каких оттенков эта великолепная сирень? Примерные ответы детей: нежно-розовая, жемчужная, таинственная, голубоватая, серебристая.
Задание: Опишите ветки сирени. (Гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, развесистые, резные, нарядные, тянущиеся к солнцу). (слайд 13)
Вопрос: Как описать величину кистей сирени и величину отдельных ее цветов?
Кисти (грозди) – крупные, свежие, тяжелые, влажные, мокрые от росы и дождя.
Цветы – звездочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые. Их много. Очевидно, такая сирень очень ароматная.
Задание: подберите синонимы к слову ароматная. (Душистая, пахучая, благоухающая). (слайды 14, 15).
Вопрос: С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная) (слайды 16)
Учитель: П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельно лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Мы чувствуем восхищение художника щедрой природой, чувствуем его любовь к ней. Иначе он бы не создал такой прекрасной картины.
Вопрос: Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка) (слайд 17)
Вопрос: А вы знаете, почему так называется цветущий куст?
5. Послушайте древнегреческую легенду о сирени.
(Слайд 18)
Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.
6. Обсуждение примерного плана сочинения. (Слайд 19)
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
II. Чудесный букет сирени.
- Цвет
- Гроздья.
- Листья
- Корзина
III. “В этом букете все живет, цветет и радуется”.
7. Выразительное чтение стихотворений о сирени.(Слайд 20)
Сирень. Р.Рождественский
Прогремела гроза, прошумела, затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы, сквозь клокастые тучи прошли. . .
Воздух полон прохлады и тени, встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе по откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море, захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой торжествующе пахнет сирень.
- Какие эпитеты употребляет поэт для описания сирени? (Грозди тяжелые, мокрая гроздь, душистое море, белые и темно-лиловые кусты, росистая ветка, легкая капелька, свежая и чистая, сверкающий день)
Вывод: поэт, художник, композитор изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски, композитор - звуки. Читая стихотворение, мы представляем себе грозди сирени после грозы, ее благоухание. Сирень художника – мы видим, мы понимаем, что такую картину не мог нарисовать равнодушный человек.
(-ребята, а теперь посмотрим, как расположились наши пташки.
Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского.
(Слайд 21) Всем спасибо! Творческих успехов в написании сочинения!
Домашнее задание.
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.
Сочинение Ани Конон
Играет тихая музыка Рахманинова «Сирень».
Под эту мелодию в голове всплывают другие образы. Это картина Канчаловского «Сирень в корзине».
Маленькая плетёная корзинка, а в ней пышный букет цветов. Лохматые кисти сирени, самых разнообразных оттенков. Блекло-бардовые, голубоватые, лиловые, сахарные, жемчужные и нежно-розовые крошечные цветочки похожи на малюсенькие звёздочки. Эти гроздья ещё влажные от росы. Листья сирени мягкие и зелёные-зелёные. Чудесный благоухающий букет так и притягивает взгляд.
А вид на это великолепие как будто из сада, с огромными кустами сирени. Развесистые ветви, покрытые всё теми же милыми цветками. Легкокрылые бабочки порхают от цветочка к цветочку, а капли росы сверкают под лучами ласкового майского солнца. Головокружительные ароматы наполняют воздух. Запах сирени прилетает с приятным тёплым ветерком. А тот букет будто наблюдает за садом, смотрит на куст, с которого его срезали.
Музыка всё играет и играет. А я смотрю на букет сирени на столе. Смотрю в окно, на уютный майский сад. И всё это настраивает на поэтический лад.
Чудесный аромат,
И головокружение.
Кружится голова,
Приходит вдохновение…
КонАн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/10/picture-46375.jpg)
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-142842-1352748143.jpg)
Урок развития речи. П.П.Кончаловский "Сирень в корзине"
Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/13/picture-273877-1373740374.jpg)
Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".
Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/13/picture-273877-1373740374.jpg)
Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".
Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/06/picture-241369-1367844412.jpg)
Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-250794-1445886973.jpg)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...