№п/п №урока | Тема урока | Виды деяте-льности учащихся и учителя | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Вид контроля | Домаш-нее задание | Примеча-ние |
|
|
|
|
| Компетенции |
|
|
|
|
|
|
|
| Учебно-познавательная | Информационная |
|
|
|
|
|
|
| Базовый уровень | Продвинутый уровень |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Функции русского языка в современном мире 1ч | беседа, работа с книгой | Знать функции рус. яз. в совр. мире Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально культурным компонентом (Я), (К) Продуктивный | Уметь написать мини-сочинение «Что значит любить рус. язык» (Я), (К) Продуктивный | Владение монологической и диалогической речью | Фронталь-ный опрос |
|
|
Повторение изученного в 5-7 классах (6ч +2ч – развитие речи) Задачи изучения раздела: -систематизация и обобщение изученного в 5-7 классах материала ; -закрепление знаний, умений, навыков., полученных при изучении данного материала. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2, 3, 4. 5, 6
5ч | 1.Комплексное повторение (анализ текста). 2.Комплексное повторение (части речи). 3.Комплексное повторение (члены предложения). 4.Комплексное повторение (орфография, морфология). 5.Комплексное повторение ( лексика, состав слова) | Беседа, работа с книгой, текстом организация совместной учебной деятель-ности | Знать части речи, члены предложения Уметь проводить разные виды разбора, соблюдать в практике письма осн. правила орфографии (Я), (К) Продуктивный | Уметь анализировать текст с точки зрения богат-ства и вырази-тельности рус. языка , сост. словарный диктант на повторение орфограммы (Я), (К) Продуктивный | Использование различных видов чтения (просмотровое, поисковое), перфокарты и др. | Фронталь-ный опрос, тестирова-ние, письмен-ный опрос, самостоя-тельная работа | 1.упр.4(у) 9(п), с.7-8 2.словар-ные слова; упр.13, с.10 3.упр.15. с.11 4.упр.19, 20,с. 12 5.упр.33 (у),36(п), с.17-19
|
|
7 | Повторение пройденного в 5-7 классах. Контрольная работа | Тренинг, практикум | Знать осн. нормы рус. лит. языка Уметь применять изученные орфограммы (Я), (Р) Продуктивный | Опережающий тест по теме (Я), (Р) Продуктивный | Выбор и исполь- зование изученных орфограмм |
|
|
|
8-9 р\р | 1.Стили речи. Строение текста. 2.Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии» | Проблем-ные задания | Знать отличит. особенности стилей речи Уметь создавать тексты разных стилей и жанров (К) Творческий | Осуществлять речевой самоконтроль, анализировать текст с т.з. ИВС (К) Творческий | Анализ текста с т.з. функциональной разновидности языка , умение вступать в речевое общение | Сообще-ния, опрос | 1.упр.53(п)55(у; с.28-29 2.допи-сать сочи-нение по картине В.В.Меш-кова |
|
Синтаксис и пунктуация Словосочетание (2ч) Задачи изучения темы: -повторить пройденный в 5 классе материал; -познакомить учащихся с видами связи слов в словосочетании, видами словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; -учить правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении; -учить использовать в речи синонимические по значению словосочетания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | Повторение пройден-ного о словосочета-нии в 5 классе. Связь слов в словосочета-нии: согласование, управление, примы-кание | Беседа, проблемные задания | Знать строение словосочетаний, их отличие от слова и предложе-ния, виды связи в словосочетании Уметь вычленять их из предложе-ния, делать разбор (Я), (К) Продуктивный | Уметь составить самостоятель-ную работу по теме для соседа по парте и оценить её (Я), (К) Продуктивный | Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге | Решение проблем-ных заданий | П.7; упр.62,65; слов.сло-ва на стр.32-42 |
|
11 | Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова | Беседа, проблемные задания | Знать виды связи в словосочетании по морфологическим свойствам главного слова Уметь определять по вопросу способ подчинительной связи (Я), (К) Продуктивный | Уметь использо-вать в речи синонимические по значению словосочетания, анализировать текст с лексико- орфографичес-ким заданием (Я), (К) Продуктивный | Использование для решения познавательных задач разных источников информации | Фронталь-ный опрос, тестирова-ние | Стр.38-41 (правило) упр.72,74 |
|
Предложение Простое предложение (3ч +1ч – развитие речи) Задачи изучения раздела: -обобщить сведения о простом предложении, известные учащимся по курсу 5-7 классов; -формировать умения осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения, средство выражения мысли; -дать понятие о грамматическом значении предложения, порядке слов в предложении; -учить интонационно правильно произносить предложения ; выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 | Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения | Беседа, работа с книгой, демонстра-ция | Знать о грамма-тическом значении предложения Уметь употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания (Я), (К) Продуктивный | Уметь работать с художествен-ными текстами изучаемых литературных произведений (Я), (К) Продуктивный | Использование для решения познавательных и коммуникативных задач разных источников информации | Фронталь-ный опрос, выполне-ние упраж-нений | Стр.45-46 (правило) упр.84 (п) |
|
13 | Особенности связи подлежащего и сказуемого | Беседа, работа с книгой | Знать об особенностях связи главных членов предложения Уметь выделять предл по цели высказывания, интонации, по строению (Я), (К) Продуктивный | Уметь анализировать предложения с точки зрения их грамматического строения | Уметь обосновы-вать суждения, давать определе-ния, приводить доказательства, примеры | Опрос, Самостоя-тельная работа | По таблице подг. рассказ о предложе-нии; упр.81,96, с.43,53 |
|
14 | Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение | Проблем-ные задания | Знать основные единицы языка, их признаки Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять важное слово, выразительно читать текст(Я),(К) Продуктивный | Уметь использовать поэтические тексты, работать со стихотворе-нием (Я),(К) Продуктивны | Использование различных видов чтения, владение монологической и диалогической речью | Решение проблем-ных заданий | П.9,10; упр.93, 106 (у); словар-ные слова, с.50-58 |
|
15р/р | Описание архитек-турного памятника как вид текста; структура текста, его языковые особенности | Самостояте-льное планирова-ние и проведение исследова-ния | Знать признаки текста и его функционально-смысловые типы Уметь свободно излагать свои мысли в письм. форме, редактировать свой текст (К),(ЦО) Продуктивный | Уметь подбирать эпиграфы к сочинениям, составлять рабочие материалы (К), (ЦО) Продуктивный | Владение монологической и диалогичес-кой речью, свободная работа с текстом | Проверка составле-ния плана | Написать сочине-ние |
|
Двусоставные предложения Главные члены предложения (6ч +2ч – развитие речи) Задачи изучения раздела: -обобщить сведения о главных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; -формировать умения выделять главные члены предложения, определять способы их выражения, уметь правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; -познакомить с видами сказуемых и способами их выражения; -учить интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием; -учить пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 | Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстра-ция | Знать основные единицы языка их признаки Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения, согласовывать подлежащее со сказ (Я),(К) Продуктивный | Уметь работать с текстом изучаемого литературного произведения, выписывать предложения с разными способами выражения подлежащего (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Беседа по вопросам, решение проблем-ных задач | П.11; упр. 116(п), 119(у); с.64-65 |
|
17-18
| Повторение прой-денного о сказуемом. Составное глаголь-ное сказуемое. | Упражне-ния, тренинг, практикум, работа с книгой | Знать основные признаки выражения сказуемого Уметь различать виды сказуемых, определять способы выражения именной части составного сказуемого (Я),(К) Продуктивный | Уметь определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с разными типами сказуемых (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Выполне-ние прак-тических заданий, тестирова-ние, самос-тоятельная работа | 1.П.12; упр.124; 2. повт. сл.слова, с.66-68 |
|
|
|
|
|
|
|
| Упр.137, словар-ные слова |
|
19 | Составное именное сказуемое. |
|
|
|
|
| П.14; упр. 143, 145 (п); 152 (у);, с.74-76; подг. к контр. слов. диктанту |
|
20-21 р/р | Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности | Проблем-ные вопросы | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (К), (ЛС) Творческий | Уметь самостотельно редактирровать и творчески перерабатывать собственный текст(К),(ЛС) Творческий | План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание в сжатом виде. |
| Дописать сочине-ние |
|
22-23 | 1.Тире между подлежащим и сказуемым 2.Синтаксические синонимы главных членов предложения; их текстообразую-щая роль | Организа-ция совместной учебной деятель-ности | Знать основные нормы РЛЯ Уметь находить подлежащее и сказуемое, ставить между ними знаки препинания (Я),(К) Продуктивный | Уметь писать мини-сочинения с грамматичес-ким заданием: использование тире (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Тестирова-ние, опрос, самостоя-тельная работа | 1.п.15; рассказ по схеме; упр.155. с.80-81 2.упр.159(у); 157, 160 (п); с.82-84 |
|
Второстепенные члены предложения (6ч +2ч –развитие речи) Задачи изучения раздела: -обобщить сведения о второстепенных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; -формировать умения определять способы выражения второстепенных членов; -использовать в речи как средство выразительности; -использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение | Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи | Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия Уметь отличать второстепенные члены предложения друг от друга, находить в тексте, определять способ выражения (Я),(К) Продуктивный | Зачёт по теме | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, схема, текст | Проблем-ное изложение, тестирова-ние | П.16; упр.167, 169; с.87-88 |
|
25 | Несогласованное определение |
|
|
|
|
| П.17; с.89; упр. 173,176; подг. к контр. слов диктанту |
|
26 | Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении |
|
|
|
|
| Работа со слов. Словами учебника;с.9-88 упр.180 (п), 185 (у); |
|
27 | Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступки) |
|
|
|
|
| 1.п.19; с.96-98 упр.190 2.упр.194,195; контр. вопросы на стр.104 |
|
28 р/р | Ораторская речь, её особенности | Знакомство с приёмами ораторской речи | Знать смысл понятия «ораторская речь» Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией общения |
| Владеть монологической и диалогической речью |
| Конспект |
|
29 | Сравнительный оборот; знаки препинания при нём | Работа с учебником, упражнения | Знать правила обо-собления сравни-тельных оборотов уметь выявлять условия обособ-ления: правильно обособлять инто-национно и на письме (Я),(К) Продуктивный | Уметь конст-руировать предложения с определённым грамматическим заданием (Я),(К), Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | Комменти-рованное письмо | С.100, правило, упр.197 |
|
30 | Второстепенные члены предложения. Контрольная работа | Тренинг, практикум | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме (Я), (Р) Продуктивный | Уметь писать контрольный диктант, выполнять грамматическое задание (Я) Продуктивный | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | Письмен-ные задания |
|
|
31 р/р | Публичное выступление об истории своего края | Составле-ние плана, беседа по вопросам | Знать признаки публичного выступления, принцип построения данного текста Уметь извлекать информацию из различных источников, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; владеть различными видами монолога | Интеграция с уроками литературы и истории | Умение перефразировать мысль, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Устное высказыва-ние | Подгото-вить текст публич-ного выступ-ления на заданную тему |
|
Простые односоставные предложения ( 9ч + 2 ч – развитие речи) Задачи изучения раздела: -познакомить учащихся с группами односоставных предложений; -учить пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами; пользоваться назывными предложениями для обозначения времени и места; -учить выразительно читать предложения заданного типа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
32-33 | Группы односос-тавных предложе-ний. Односоставные предложения с главным членом сказуемым -определённо-личные 2ч | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстра-ция | Знать основные единицы рус. языка их признаки Уметь опознавать их, проводить разные виды анализа, различать виды односоставных предложений (Я),(К) Продуктивный | Интеграция с уроками литературы Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений (Я),(К) Продук-тивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | Выполне-ние инди-видуаль-ных заданий, тестирова-ние | 1.п.21; упр.208 (у); 205 (п); с.105-108 2. подо-брать из стих-ий 5-6 опр.-личных предложе-ний
|
|
34 | Односоставные предложения с главным членом сказуемым -неопределённо-личные 1ч
| Проблем-ные задания | Знать различия м/у односоставными и двусоставными предложениями Уметь находить НЛП в тексте, использовать НЛП в разных стилях речи, заменять двусоставное аналогичными односоставными определённо-личными (Я),(К) Продуктивный | Интеграция с уроками литературы. Рассуждения на тему «Почему в рассказах И.С.Тургенева много НЛП?» (Я), (К) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Владение монологической и диалогической речью. | Работа в тетради справоч-ных мате-риалов | П.22; упр.216, с.108-110 |
|
35р/р | Рассказ на свободную тему | Самостоя-тельная работа с планом на заданную тему | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать свой текст (К), (ЦО), Продуктивный | Уметь подбирать эпиграфы к сочинению, составлять рабочие материалы (К), (ЦО), Продуктивный | Свободная работа с текстами художественных и публицистических произведений. Владение монологической и диалогической речью | Письмен-ная работа | Дописать рассказ |
|
36-37 | Односоставные предложения с главным членом сказуемым -безличные предложения 2ч | Проблем-ные задания | Знать различия м/у односос-тавными предложениями; признаки безличных предложений Уметь находить их в тексте по значению и структурным особенностям, употреблять в речи (Я), (К) Продуктивный | Уметь писать мини-сочинения с использова-нием безличных предложе-ний (Я), (К) Продуктивный | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Свободная работа с текстами художественных произведений | Фронталь-ный опрос, самостоя-тельная работа | 1.п.23; с.112-114 упр.225 2.упр.238 или написать фрагмент текста, передающего состояние человека |
|
38 | Односоставные предложения с главным членом подлежащим - назывные предложения 1ч | Проблем-ные задания | Знать различия м/у типами односоставных предложений, признаки назывных Уметь находить в тексте, определять их роль, использовать в речи (Я), (К) Продуктивный | Уметь использовать поэтические тексты ; писать мини-сочинения с использова-нием назывных предложений (Я),(К) Продуктивный | Свободная работа с текстами художественных произведений | тестирова-ние | П.24; с.120-122; упр.242 (п); 247 (у); инд. задания |
|
39 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль 1ч |
|
|
|
|
| Повто- рить правила |
|
40 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» | Проблем-ные задания | Знать различия м/у типами односоставных предложений, признаки каждого из них Уметь определять тип односос-тавного предло-жения, составлять предложения по схемам(Я),(К) Продуктивный | Контрольный зачёт по теме (второй урок) уметь составлять текст по теме (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах Свободная работа с текстами художественных произведений | тестирова-ние | 1.упр.245 или сочи-нение-миниа-тюра
|
|
41 | Односоставные предложения. Контрольная работа | Контроль-ные задания | Знать осн. нормы рус. лит. яз. Уметь применять изученный мате-риал при решении грамматических задач, осущест-влять само-контроль, нахо-дить ошибки (Я),(Р) Продук-тивный
|
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа |
|
|
|
42р/р | Сочинение по картине К.Ю. Юона «Мартовское солнце» | Знакомство с творчест-вом худож-ника, рабо-та с репро-дукцией картины | Знать структуру описания в художественном стиле по картине Уметь составлять текст-описание по картине (К),(ЛС) Продуктивный, творческий | Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст (К),(ЛС) Продуктивный, творческий | Анализ с точки зрения функциональной разновидности языка. Создание текстов разных стилей и жанров | Письмен-ная работа | Дописать сочине-ние |
|
Неполные предложения (2ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
43-44 | 1.Понятие о неполных предложениях 2.Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Проблем-ные задания | Знать особенности и функции неполных предложений Уметь находить их в тексте, заменять полными, проводить виды разбора (Я),(К) Продуктивный | Знать особенности и функции неполных предложений Уметь находить их в тексте, заменять полными, проводить виды разбора (Я),(К) Продуктивный | Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | Использо-вание неполных предложе-ний в диалоге и сложном предложе-нии | 1.п.25; с.125-128; упр.255 (п); 258 (у); слова п.23-25 – выучить 2.по образцу описания картины «Март» написать текст о любой картине с использованием неполных предл-ий |
|
Однородные члены предложения(12ч +2ч – развитие речи) Задачи изучения раздела: -обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; -формирование умений в различении однородных и неоднородных членов предложения; -умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
45 | Повторение изученного об однородных членах предложения | беседа, работа с книгой, демонстра-ция | Знать основные единицы русского языка, их признаки Уметь опознавать языковые единицы, анализировать их, правильно ставить знаки препинания (Я),(К) Продуктив-ный | Интеграция с уроком литературы Уметь «видеть» однородные члены предло-жения в рас-сказе (Л.Тол-стой «После бала»), опре-делять их роль (Я),(К) Продуктивный | Извлекать информацию из разных источников. Свободно пользоваться лингвистиче-скими словарями, справочной литературой | Опрос, Выполне-ние упраж-нений | П.26 – стр.129-130; упр. 261(п); 262(у) |
|
46,47,48 | Однородные члены, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией 3ч | Организа-ция совместной учебной деятель-ности | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами Уметь ставить знаки препинания (Я), (К) Продуктивный | Уметь писать мини-сочинения с использова-нием предложе-ний с однород-ными членами (Я), (К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах Владение монологической и диалогической речью. | Проверка умения составлятьсхемы расстанов-ки знаков препина-ния при однород-ных членах | 1.п.27, правило на стр.136; упр.272; составить схемы предл-ий; слов. слова 2.упр.278, с.139 3.упр.280,с.141 |
|
49-50 | 1.Однородные и неоднородные определения 1ч 2.Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами 1ч | Проблем-ные задания | Знать правила постановки знаков препин при однородных членах Уметь составлять схемы предло-жений (Я),(К) Продуктивный | Тестирование на знание правил постановки знаков препинания. Использование текстов худо-жественной литературы | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | опорные записи, провероч-ная работа | 1.правило на стр. 131-132; упр.266 (у); 267(п) 2.упр.269, |
|
51,52,53 | 1.Обобщающие слова при однородных членах 1ч 2.Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложе-ниях 1ч 3.Вариативность постановки знаков препинания | беседа, работа с книгой | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами Уметь их ставить в предложении (Я),(К) Продуктивный | Уметь раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложение) (Я), (К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | Проверка умения составлятьсхемы постановки знаков пре-пинания при обоб-щающих словах при однород-ных членах | 1.п.28; упр.283 (ч.2); сл. слова. с.142-143 2.подг.к контр. слов. диктанту; упр.286. с.145 3.упр.289. с.146 |
|
54р/р | Сочинение по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг» | Знакомство с творчест-вом худож-ника, рабо-та с репро-дукцией картины | Знать структуру описания в художественном стиле по картине Уметь составлять текст-описание по картине (К),(ЛС) Продуктивный, творческий | Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст (К),(ЛС) Продуктивный, творческий | Анализ с точки зрения функциональной разновидности языка. Создание текстов разных стилей и жанров | Письмен-ная работа | Написать сочине-ние |
|
55-56 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». |
| Знать правила постановки знаков препинания Уметь разбирать предложения, составлять схемы (Я),(К) Продуктивный | Проверочная работа | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | Провероч-ная работа | 1.сочине-ние-миниатюра в раз-ных стилях (по выбо-ру) 2.упр.292 или 293 (по выбо-ру), с.147 |
|
57р/р | Сочинение –рассуж-дение на основе литературного произведения | Самостоя-тельное планирова-ние и про-ведение исследова-ния | Знать признаки текста и его функционально-смысловые типы Уметь свободно излагать свои мысли в письмен-ной форме на тему «Моё отношение к героям повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», редакти-ровать свой текст (К),(ЦО) Продуктивный | Уметь подбирать эпиграфы к сочинениям, составлять рабочие материалы (К), (ЦО) Продуктивный | Владение монологической и диалогической речью, свободная работа с текстом | Письмен-ная работа | Написать сочине-ние |
|
58 | Однородные члены предложения. Контрольная работа | Решение проблем-ных заданий | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь применять изученный мате-иал при решении грамматических задач, осущест-влять само-контроль, нахо-дить ошибки (Я),(Р) Продуктивный |
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | Диктант с граммати-ческим заданием |
|
|
Обращения, вводные слова и междометия (9ч+2ч – р/р) Задачи изучения темы: -повторить и закрепить сведения об обращении; -формировать умения находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации; -выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию; -правильно ставить знаки препинания при обращении. - дать понятие вводных слов и предложений; -формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях заданного типа, различать вводные слова и вводные предложения; -учиться интонационно правильно произносить предложения заданного типа, уметь пользоваться в речи синонимическими вводными словами; -употреблять как средство связи предложений и частей текста. |
|
|
|
|
|
|
|
|
59-60 | 1.Повторение изучен-ного об обращении. Распространённое обращение 2.Выделительные знаки препинания при обращениях | Упражне-ния, тренинг, практикум | Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора Уметь находить обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации; ставить правильно знаки препинания (Я), (К) Продуктивный | Интеграция с уроками литературы. Уметь находить обращения в художествен-ных произведе-ниях 19-20 веков, опреде-лять их роль (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах |
| 1.п.32; с.179-182; упр.358 или работа со стихами А.Пуш-кина (см.тетр) 2.таблицаупр.361. с.183 |
|
61 | Вводные слова. Вводные предложения | Беседа, работа с книгой | Знать вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания (Я),(К) Продуктивный | Уметь находить в художествен-ных произве-дениях предложения с вводными словами, выписывать их. Делать разные виды разбора этих предложений (Я),(К) Продуктивный | Свободная работа с текстами художественных и публицисти-ческих произведе-ний . Владение монологической и диалогической речью. |
| Правило на стр.183-184; упр.372 |
|
62,63 | 1.Вставные конструкции. Междометия в предложениях. 2.Одиночные и парные знаки препинания при вводных словах и предложениях | Беседа, работа с книгой | Знать основные единицы языка, их признаки Уметь правильно ставить знаки препинания, находить в тексте; использовать выразительные интонации(Я),(К) Продуктивный | Уметь составлять диалоги с использова-нием вставных конструкций (Я),(К) | Владение монологической и диалогической речью | Самостоя-тельная работа | 1.п.34; с.189-190 упр.376 2. прави-ло на стр. 190; упр.383; контр. вопросы на стр. 197 |
|
64,65,66 | Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях | Беседа, работа с книгой | Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания (Я),(К) Продуктивный | Уметь находить в художествен-ных произве-дениях предложения с вводными словами, выписывать их. Делать разные виды разбора этих предложений (Я),(К) Продуктивный | Свободная работа с текстами художественных и публицисти-ческих произведе-ний . Владение монологической и диалогической речью. |
| 1.п.33, правило на стр.185; упр.367 2.упр.369. с.187-188 3.упр.373, с.189 |
|
67 | Вводные слова и предложения. Контрольная работа | Решение проблем-ных заданий | Знать основные нормы РЛЯ (орфографические и пунктуа-ционные) Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки (Я),(Р) Продуктивный |
| Поиск информации по заданной теме в источниках различного типа | Контроль-ная работа |
|
|
68,69 р\р | 1.Подготовка публичного выступления на общественно значимую тему 2.Сочинение-рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения | Самостоя-тельное планирова-ние и проведение исследова-ния | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; принцип построения текста Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; владеть различными видами монолога | Интеграция с уроками литературы. Написание сочинения на тему «Книга – советчик и друг» | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Письменная работа | Написать сочине-ние |
|
Предложения с обособленными членами (18ч + 2ч – развитие речи) Задачи изучения раздела: - дать понятие обособления, показать, что оно является одним из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; -формировать умения правильной постановки знаков препинания в предложениях с обособлением; -уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами; -уметь использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
70 | Понятие об обособлении 1ч | беседа, работа с книгой | Знать основные единицы языка, их признаки Уметь их опознавать, проводить раз-личные виды анализа, пра-вильно ставить знаки препинания, выделять инто-национно обо-собленные члены (Я),(К) Продук-тивный | Интеграция с уроками литературы Уметь находить примеры обособлений в изучаемом художествен-ном произведении (Я), (К) Продуктивный | Извлекать информацию из разных источников. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | схемы, таблицы | Правило на стр.149; упр.300 |
|
71-72 | Обособленные определения и обособленные приложения 2ч
| Рассказ, беседа, работа с книгой | Знать правила обособления Уметь правильно обособлять интонационно и на письме ; про-водить синони-мическую замену обособленных членов (Я),(К) Продуктивный | Составление плана параграфа. Выборочная работа из текстов художествен-ной литературы (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | опорные записи | 1.п.29; стр. 151-155; упр.303, 304 2.правило на стр. 157-158; упр.311 |
|
73 | Обособленные несогласованные определения 1ч | Рассказ, беседа, работа с книгой | Знать правила обособления Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме ; про-водить синони-мическую замену обособленных членов (Я),(К) Продуктивный | Уметь конструиро-вать предложения с определённым грамматичес-ким значением (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | Письменная работа | Упр.309 (у); 310(п), с.155-156 |
|
74 | Обособленные определения и приложения, относящиеся к личному местоимению 1ч | Рассказ, беседа, работа с книгой | Знать правила обособления определений Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять определения интонационно и на письме; графи-чески обозначать условия обособления (Я),(К) Продуктивный | Уметь находить в художествен-ных текстах определения, заключающие в себе эмоцио-нальный характер лица или предмета (выборочная работа) (Я),(К) Продуктивный | Использование различных видов чтения (поисковая). Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Самостоя-тельная работа | П.29; упр.306, 307, с.154-155 |
|
75-76 | Обособленные согласованные приложения 2ч | Рассказ, беседа, работа с книгой | Знать правила обособления приложений Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять приложения интонационно и на письме; графи-чески обозначать условия обособления | Анализ предложений с приложении-ями | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | таблица | 1.правило на стр. 157;прим. п. 2; упр.317, с. 159 2.упр.322(у), 321 (п). с.161 |
|
77,78,79 | Обособленные обстоятельства | Упражне-ния, тренинг, практикум | Знать правила обособления деепричастных оборотов и деепричастий Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств (Я),(К) Продуктивный | Интеграция с уроком литературы. Уметь выписать из изученного художествен-ного произ-ведения 10 предложений по теме .Контрольный зачёт в виде тестирования (Я), (К) Продуктивный | Использование различных видов чтения (поисковый). Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Тестирова-ние, практи-ческие задания | 1.п.30; с.162-163; прим.1; упр.325 2.упр.327. с.164 3.таблицаупр.334; с.167 работа со словами на стр. 150-170 |
|
80,81 | 1.Уточнение как вид обособленного члена предложения. 2.Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения | Рассказ, беседа, работа с таблицей | Знать правила обособления перед союзом КАК. Уметь пользоваться алгоритмом для определения наличия или отсутствия запятой (Я),(К) Продуктивный | Уметь объяснить постановку или отсутствие запятой перед КАК. (Я),(К) Продуктивный | Правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме | Таблица | 1.вы-учить таблицу в тетради справоч-ных мате-риалов 2.правило на стр. 158, прим..п.1; упр.316 |
|
82 | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль | Практикум | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графи-чески обозначать условия обособ-ления (Я), (К) Продуктивный |
|
| Практичес-кая работа | Упр.318. с.160 |
|
83-84р/р | 1.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста; его языковые особенности 2.Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «В жизни всегда есть место подвигу» | Самостоя-тельное планирова-ние и проведение исследова-ния | Знать признаки текста и его функционально-смысловые типы Уметь свободно излагать свои мысли в письменной форме, редактировать свой текст (К),(ЦО) Продуктивный | Уметь подбирать эпиграфы к сочинениям, составлять рабочие материалы (К), (ЦО) Продуктивный | Владение монологической и диалогической речью, свободная работа с текстом | Письмен-ная работа | Написать сочине-ние |
|
85 | Предложения с обособленными и уточняющими членами | Рассказ, беседа, работа с таблицей | Знать правила обособления Уметь выявлять условия обособления; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом.(Я), (К) Продуктивный | Уметь конструировать предложения с использованием производных предлогов, с помощью которых обособляются обстоятельства. (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | схемы, таблицы | Упр.338 (у); с.169; приду-мать предложе-ния на заданную тему, ука-занную в примеча-нии |
|
86-87 | Предложения с обособленными и уточняющими членами 2ч | беседа, работа с таблицей | Знать правила обособления уточняющих членов Уметь выявлять условия обособ-ления уточняю-щих членов; выразительно читать предло-жения с уточняю-щими членами (Я),(К) Продуктивный | Уметь находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на заданную тему.(Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах | таблица | 1.п.31; упр.343, с.172-173 2.контр. вопросы на стр. 179; подг.к зачёту; упр.348 (п); 349(у) |
|
88 | Обобщающий урок по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» | Организа-ция совместной деятель-ности, инди-видуальная работа | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами Уметь применять знания на практике (Я),(К) Продуктивный | Выборочная работа с тек-стами художе-ственных произведений Уметь составлять связный текст в научном стиле об обстоятель-ствах и уточ-няющих членах предложения (Я),(К) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах Владение монологической и диалогической речью. | Тестирова-ние | Работа со словами на стр.170-177 |
|
89 | Обособленные и уточняющие члены предложения. Контрольная работа | Решение проблем-ных заданий | Знать основные нормы РЛЯ (орфографические и пунктуацион-ные) Уметь применять изу-ченный материал при решении грамматических задач, осущест-влять само-контроль, нахо-дить в работе ошибки (Я),(Р) Продуктивный |
| Поиск информации по заданной теме в источниках различного типа |
|
|
|
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь ( 6ч+1ч – р\р) Задачи изучения раздела: - обобщить сведения о предложениях с прямой речью; -познакомить с понятиями «чужая речь» и «косвенная речь», способами её передачи; -формирование умений выразительного чтения предложений с прямой и косвенной речью; -правильно ставить знаки препинания в предложениях заданного типа; -дать понятие цитаты как разновидности прямой речи; -учить вводить в речь цитаты и правильно ставить знаки препинания при цитировании на письме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
90,91,92 | 1.Повторение изученного о прямой речи и диалоге 2.Способы передачи чужой речи 3.Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью
| Повторение материала, решение проблем-ных заданий | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции (Я) Продуктивный | Уметь определять все способы передачи чужой речи, составлять схемы предложений с прямой речью, использовать данные конструкции в устной и письменной форме | Использование справочной литературы приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | Самостоя-тельная работа | 1.П.35; упр.394; 2.подг. к контр. слов. диктанту 3.сост. текст |
|
93 | Косвенная речь | Повторение изученного, практикум | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции (Я) Продуктивный | Уметь самостоятельно анализировать предложения с косвенной речью в подобранном отрывке, отмечать особенности текста по стилю и типу речи, объяснять трудные случаи языковых явлений | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | Практическая работа с текстом | П.36; упр.402, 403. С.203-205 |
|
94 | Цитата. Знаки препинания при цитировании
| Беседа, работа с текстами | Знать основные способы цитирования Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях (Я) Продуктивный | Уметь аргументиро-вать, анализировать текст с цитатами (по предложен-ным заданиям), объяснять уместность введения цитат в текст | Подбор аргумен-тов, анализ. Формулирование выводов, примене-ние знаний способов цитирования в практике правописания и употребления в речи | Опрос, карточки | П.37; упр.406 (ч.2), с.208-209 |
|
95 | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль | решение проблем-ных заданий | Знать о синтаксических синонимах предложений с прямой речью | Уметь произво-дить синоними-ческую замену предложений с прямой речью, заменяя косвенной | Использование справочной литературы приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | Самостоя-тельная работа |
|
|
96р/р | Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста | Самостоятельное пла-нирование деятельно-сти | Знать план построения характеристики Уметь строить сравнительную характеристику двух лиц (Л) Творческий |
|
| Письмен-ная работа | Написать сочине-ние-характеристику |
|
Повторение пройденного (5ч+1ч – р/р) |
|
|
|
|
|
|
|
|
97р/р | Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения) |
| Знать признаки текста и его функционально-смысловые типы, основные нормы РЛЯ (К), (Р) Продуктивный | Уметь писать сочинения пове-ствовательного характера с эле-ментами описа-ния (рассужде-ния) | Способность передавать содер-жание текста в развёрнутом виде |
|
|
|
98-102 | 1.Повторение пройденного за курс 8 класса. Словосо-четание. Простое предложение 2. Повторение пройденного за курс 8 класса.Простые двусоставные предложения. 3. Повторение пройденного за курс 8 класса. Однород- ные члены предложения 4. Повторение пройденного за курс 8 класса. Обращение. Обособленные члены предложения. 5. Повторение пройденного за курс 8 класса. Рямая и косвенная речь. |
| Знать материал Уметь применять на практике полученные знания | Уметь аргументиро-ванно объяснять то или иное правило | Формулирование выводов |
|
|
|