Урок-игра по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект обобщающего урока - игры по теме "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra_leksika.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Слайд 2.Тема урока: «Лексика».
Цели:
· систематизировать знания по теме «Лексика»;
· развивать логическое и образное мышление учащихся;
· воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карта города, красочно оформленная, кроссворд, записи на доске, лото антонимов компьютерная презентация, мультимедийный проектор.
Учитель: ребята, сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие в страну Русского Языка.
Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица.) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Лексика. Именно в нём нам предстоит побывать для того, чтобы в результате нашего сегодняшнего путешествия мы с вами разгадали заветное слово, которое обозначает несметные богатства, которыми хотел бы владеть каждый человек на земле. Ну что, вперёд? Сначала давайте вспомним, что нам известно о словах, о лексике.
Слайд 3.
Вопросы:
- Что такое лексика?
- Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
- Что такое антонимы?
- Что такое синонимы?
- Что такое омонимы?
- В каком значении употреблены слова золотой, железный, свинцовый в словосочетаниях золотые руки, железная воля, свинцовые слёзы?
Учитель: Молодцы, ребята, вы так хорошо отвечали, что у самых ворот города нам дали первую букву нашего заветного слова. Это буква Я.
Пока вы отвечали на эти вопросы, дорога привела нас в город Лексика. Но попасть туда сразу нельзя: он надёжно охраняется. У ворот стражники – однозначные и многозначные слова. Они дают нам несколько словосочетаний. Вы должны изменить записанные словосочетания так, чтобы зависимые слова в них приобрели переносное значение.
Слайд 4
На экране слова: для 1 варианта : золотые кольца, чёрствый хлеб, для 2 варианта: железный гвоздь, колючий ёж. Ученики составляют словосочетания, например, чёрствая душа, золотые руки, железные нервы, колючий взгляд. Учитель: Ребята, вы снова оказались на высоте и сразу после начала приключений мы с вами заработали вторую букву –Н!
Вы успешно справились с заданием и нас пропустили в город. Здесь живут слова. Мы сразу с вами очутились на площади Омонимов. Здесь записаны загадки. Давайте попробуем их отгадать. (слайды 5,6,7)
1. Право, я причёска - чудо!
Заплести меня не худо. (Коса)
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (Коса)
2. Я и шуба длинная до пят,
И в катании фигурном меня увидеть каждый рад. (Тулуп)
3. Я и приправа хорошая к столу
И в цель могу пустить певучую стрелу. (Лук)
Учитель: И снова вы молодцы, потому что у меня в руках 3-я буква –А!
С площади Омонимов мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись «Переулок Синонимов». Ребята, а зачем нам нужны синонимы?(ответы) Действительно, синонимы помогают нам избегать повтора слов и делают речь более точной и выразительной. Давайте попробуем это доказать. Перед вами предложения. Внесите в них необходимые исправления и запишите в тетради.
Жёлтый лист оторвался от ветки. Лист медленно упал на землю.
Катя играла в мяч. Мяч укатился за калитку.
Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились и заработали 4 –ую буковку -И! Но мы не можем найти выход, для этого нам нужно разгадать кроссворд.
Нужно записать синонимы к словам:
Торопиться – (спешить),
Учить – (изучать),
Бежать – (нестись),
Осилить – (одолеть),
Известие – (новость),
Удивить – (изумить),
Фантазировать – (мечтать).
На доске получается следующая запись.
с | п | е | ш | и | т | ь |
и | з | у | ч | а | т | ь |
н | е | с | т | и | с | ь |
о | д | о | л | е | т | ь |
н | о | в | о | с | т | ь |
и | з | у | м | и | т | ь |
м | е | ч | т | а | т | ь |
Учитель: Теперь мы можем продолжить путешествие, ведь у нас есть ещё одна буква –Н! Мы пришли на проспект Антонимов. Давайте посмотрим и подумаем, почему, говоря об антонимах, я предлагаю вам посмотреть на героев 8 слайда? Слайд 8.
Задание: Посмотрите внимательно на рисунки и учащиеся 1 варианта запишут в своих тетрадках пары слов-антонимов, которые изображены на рисунках, а ученики 2 варианта составить с этими словами предложения.
Смотрите, нам предлагают сыграть в лото.
( Для лото вырезаются карточки по количеству учеников. Карточки расчерчиваются на 6 клеточек. В каждую клетку записывается слово, у которого есть антоним. Затем по количеству клеток, которые вычерчиваются на картах лото, готовятся карточки (размером с клетку лото каждая). На каждой из карточек записываются антонимы к словам. Всё нумеруется.
Карты лото раздаются ученикам, а карточки перемешиваются. Учитель, поднимая карточку, называет слово. Играющий ищет антоним к этому слову на своей карточке. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет карточками все клетки данной карты. Ему предоставляется право потребовать от всех учащихся составления словосочетаний с теми словами - антонимами, которые оказались ещё не включенными в игру.)
Слова для записи на картах лото.
1) Беда 21)Бесславие
2) Бездарный 22) Ближний
3) Белый 23) Больше
4) Будущее 24)Красавец
5) Вверх 25)Мало
6) Вечером 26)Неправда
7) Внешний 27)Обвинять
8) Война 28)Отвергать
9) Вперёд 29) Первый
10) Вражда 30)Плохой
11) Встреча 31)Подъём
12) Глупец 32)Правда
13) Горький 33)Противник
14) Грубость 34)Радость
15) Грязь 35) Свет
16) Да 36)Сильный
17) Дёшево 37)Тишина
18) Жестокий 38) Умный
19)Здоровый 39)Лучше
20)Истина 40) Хороший
Слова для записи на карточках.
1) Удача 21) Мягкий
2) Талантливый 22) Нездоровый
3) Чёрный 23)Ложь
4) Прошлое 24) Урод
5) Дальний 25)Хуже
6) Меньше 26)Много
7) Прошлое 27)Правда
8) Вниз 28)Оправдывать
9) Утром 29)Соглашаться
10) Внутренний 30)Последний
11) Мир 31)Хороший
12) Назад 32)Спуск
13) Дружба 33)Сторонник
14) Разлука 34)Горе
15) Мудрец 35)Тьма
16) Сладкий 36) Слабый
17) Нежность 37)Шум
18) Чистота 38) Глупый
19) Нет 39) Плохой
20) Дорого 40)Слава
Учитель: Поиграли? А теперь продолжим наше путешествие, потому что нас ждёт самый ответственный момент – поиск последней буквы нашего заветного слова. Вот мы оказались в парке. Вам предлагают ответить на несколько шуточных вопросов.
Ø Какую строчку нельзя прочесть? (швейную)
Ø Какая земля не старится? (Новая)
Ø Какой болезнью никто на земле не болеет? (морской)
Ø Когда зрячий человек бывает слепым? (когда он неграмотный)
Ø Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
Ø Какой год продолжается всего один день? (Новый)
Ø Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)
Ø В каких лесах не водится дичь? (в строительных)
Ø Какую воду и в решете можно носить? (лёд)
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на слайды 9,10,11,12,13 и скажем, о каких лексических явлениях идёт речь?
Учитель: Незаметно мы с вами оказались в переулке Загадок, чтобы продолжить путешествие надо всего лишь ответить на шутливые вопросы Время загадок. Слайд 15
Учитель: И последняя улочка, под весёлым названием Грамотейская. Видите, именно на этой улочке спряталась последняя буква нашего заветного слова. Давайте по вариантам выполним задание, предложенное в 16 слайде. Слайд 16.
Учитель: Как здорово, что сегодня со мной такие спутники, с таким учениками можно отправляться не только в путешествие но и в разведку! И последняя буква –З!
Слайд 17. Ребята! Скажите, пожалуйста, какое же это слово, которое обозначает несметные богатства, которыми хотел бы владеть каждый человек на земле.
Правильно – ЗНАНИЯ! Вы – молодцы.
Вот и кончилось наше путешествие в страну Русского Языка. Понравилось ли вам оно? Хотелось бы вам совершить ещё подобное путешествие? Что больше всего вам понравилось? Были ли трудности? С чем они связаны?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...
Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...