Правописание частиц НЕ и НИ, повторение темы "Предлог"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Повторение материала о разграничении частиц НЕ и НИ, обощающее повторение темы "Предлог", закрепление навыков об определении производных и непроизводных предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок правописания частиц НЕ и НИ | 36.26 КБ |
Урок повторения темы "Предлог" | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой
«Правописание частиц НЕ и НИ» (повторение)
Цели:
- Образовательная – закрепить основные правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи; формировать практические навыки; совершенствовать умение употреблять частицы в собственной речи учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, навыков работы с информационными ресурсами, в том числе и с электронными.
- Развивающая – продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, умение анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания;
- Воспитательная – продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров.
- Средства активизации: живое слово учителя, ТСО, практическая работа, творческое задание, самостоятельная работа.
- Формы работы на уроке: беседа по вопросам, самостоятельная работа, работа в группах.
- Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: «Теория» Бабайцевой, презентация, карточки с пословицами и фразеологизмами, пилотки, тест
Ход урока
1.Орг.момент. Запись числа, темы урока.
Подготовка к восприятию темы: цели урока в упрощенном варианте заранее формируются как слайд.
Ученикам задается вопрос:
-Ребята, тема нашего урока: Правописание частиц НЕ и НИ (СЛАЙД 1)
Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня должны поставить перед собой? Что мы должны узнать, повторить ?
Затем сравниваются цели учащихся и цели на слайде. Учеников благодарят за сообразительность.
2.Работа с эпиграфом. (СЛАЙД 2)
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.
Учитель: Когда будет от учения “радостно и победно”?
- Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.
Вы правы. Вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.
3. Игра «Собери пазл» (Работа с карточками)
Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами. Ребята должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту по одному пазлу в конверте.
Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком- торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь , а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки.
На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни матери , ни отца.
Учитель: - Ребята, в каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков?
(ответ ребят)
Сделаем вывод: в каких случаях используется частица НИ?
4. Словарная работа.(СЛАЙД 3-4)
Солда́т (от лат. Soldus, Solidus — монета или от итал. Soldo — монета, жалование)
первичное, младшее, нижнее, воинское звание рядовой в армиях многих государств;
категория военнослужащих и военнообязанных в Вооружённых Силах ряда государств; Впервые название солдат появилось около 1250 года в Италии[3], где так называли воинов-наёмников, получавших жалование за военную службу.
Слово произошло от названия монеты солид, которой платилось жалованье римским воинам времён Септимия Севера. Воины эти назывались Solidarius; отсюда произошло фр. Soldat, нем. Söldner и польск. żołnierz — жолнёры.
Генера́л (от лат. generalis «общий, главный») — воинское звание (или чин) высшего офицерского состава в армии. Генералами также называют глав монашеских и рыцарских орденов.Впервые чин генерала появился во Франции в XVI веке
Адмира́л (нидерл. admiraal, от арабск. амир аль — повелитель (чего либо), сокращение от араб. أمير البحر амир аль бахр — повелитель моря) — воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах (силах).
Иллюстративный материал к словарным словам: солдат, адмирал, генерал
5.Работа с учебником.
Упр. 901. Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор орфограммы.
6. Слово учителя:
Ребята, найдите в конверте пословицу, в которой говорится о солдате.
(Плох тот солдат, который не хочет быть генералом). Кто сказал эти слова? Чьи они?
Учитель:
Эти слова принадлежат русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.
С детства любознательный, он со страстью предался чтению, преимущественно книг военного содержания. Вынеся из родительского дома уважение в науке и жажду знаний, он и на службе, чуть не до конца жизни, постоянно пополнял свое многостороннее образование. Идеи Суворова, как военного педагога, и поныне еще не применены во всей полноте. Результаты суворовского воспитания и образования войск сказались в ряде блестящих побед, какого не имеет ни один из русских полководцев. Сам он в течение своего долголетнего военного поприща ни разу побежден не был.
От подчинённых требовал грамотности и сообразительности, не терпел «леноумия» и «немогузнайства».
( выписать эти слова на доске)
Современники говорили о Суворове: Ни разу не побежденный
-Как вы думаете, что означает эта фраза? (ответы ребят)
-Хотите ли вы, чтобы и о вас сказали точно так же?
-Давайте прочитаем некоторые изречения Суворова и постараемся понять, каким великий полководец хотел видеть русского солдата.
- Солдат не разбойник.
- Стоянием города не берут.
- За ученого трех неученых дают.
- Ученье свет, а неученье - тьма.
- Деньгам по-пустому лежать не надлежит.
- Два хозяина в одном дому быть не могут.
- Никакой баталии в кабинете выиграть не можно.
- Негоден тот солдат, что отвечает "Не могу знать".
- Служба и дружба - две параллельные линии не сходятся.
- Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
- Голова хвоста не ждет.
Учитель: - Обратите внимание, как пишутся в этих пословицах и поговорках частицы НЕ и НИ?
7. Работа в группах.( на парте у каждого лежит пилотка)
Учитель: Ребята, давайте теперь разделимся на взводы, как в армии Суворова, и постараемся добиться таких же побед, как и Александр Васильевич. Наденьте пилотки. Начинаем подготовку к сражению.
(демонстрация таблицы СЛАЙД 5)
1 задание: Работа с таблицей «Слитно - раздельно».
(не)красивый плащ |
|
(не)лепое поведение |
|
(не) веселый, а грустный напев |
|
Далеко (не)легкая задача |
|
(не)кого спросить |
|
(не)дорогой, но красивый подарок |
|
(не)взлюбил с первого взгляда |
|
(не)сказав ни слова |
|
( один представитель из каждого взвода читает ответ)
2 задание: Тематический диктант.
Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ- СЛАЙД 6:
неприятель, невежа, неваляшка, неволя, невзгоды, непоседа, небылица, невежда, невезение, невольник, неумеха)
- 1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка (небылица)
- 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка)
- 3. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
- 4. Необразованный, малосведущий человек (невежда)
- 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то (невезение)
- 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды)
- 7. Раб, обычно из пленников (невольник)
- 8. Отсутствие свободы, рабство. (неволя)
- 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа)
- 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо(неумеха)
- 11. Военный противник, враг (неприятель)
3 задание. Поисковая работа в Интернете Работа с блогом учителя.
8. Словарная работа ( СЛАЙД 7)
Майо́р (исп. mayor — больше, сильнее, значимее) — первое звание старших офицеров.
- Звание возникло в 18 веке. Майор нёс ответственность за караул и питание полка
Ветеран — (лат. veteranus — от vetus — старый), в Древнем Риме солдат, отслуживший срок в армии.
- В античном Риме ветеранами назывались солдаты, которые отслужили срок минимум в 20 лет и были уволены или оставались при войске
Участник- Тот, кто участвует, участвовал в чем-н. Например: участник войны. Государства -участники международного форума.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, какой юбилей будет праздновать наша страна в этом году? (65-летие Победы над фашистской Германией)
-Как вы понимаете слова : «Никто не забыт, ничто не забыто»? (СЛАЙД 8) ( (ответы учащихся)
-Можно ли сказать, что мы забыли подвиги Суворова?(нет)
-А можно ли сказать, что мы забыли подвиги солдат Великой Отечественной войны?(нет)
Учитель: Когда-то Суворов написал:"Потомство мое, прошу брать мой пример!.."(А.В.Суворов)
-Жизнь этого человека является примером для каждого из нас. Суворов ни разу не был побежден. Давайте и мы будем одерживать в учении пусть маленькие, но победы. И в знак нашей сегодняшней победы разрешите мне вручить вам орден Суворова.
9.Домашнее задание: разноуровневое:
1. на «5»: Мини- сочинение «Никто не забыт, ничто не забыто».
2. на «4»: ТЕСТ (контроль знаний)
А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
- (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
- Передо мной был (не)враг, а друг.
- (Не)известности уже не было.
- Мы остановились в (не)доумении.
- С годами у него появилась (не)решительность.
А2 НЕ пишется слитно:
- Это (не)правда, а откровенная ложь.
- (Не)правду я не потерплю.
- Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
- Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
- (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
- Удивила (не)зависимость и резкость.
- Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
- С (не)ряхой мало кто общается.
- (Не)счастье, а горе постигло нас.
- Человек – творец счастья и (не)счастья.
А4 Слово с НЕ пишется слитно
- Вовремя письмо (не) отправили.
- Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
- Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
- Мне сегодня (не)здоровится.
- (Не)нависть – плохой советчик.
А5. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?
- (ни)кто не обратил внимания, (ни)когда не жалел.
- (ни)в чем не обвинял, (ни)как не возьму в толк.
- (ни)ответа (ни)привета
А6.В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?
Рисовать Егор (1)н…умел и (2)н…разу в жизни (3)н…видел (4)н…одной картины.
- 1,2,3 2) 1,3 3) 2,4
- на «3»: Индивидуальная карточка
Напишите не с глаголами слитно или раздельно
Несдобровать, _взвидеть, _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.
- Друг познаётся в несчастье.
- Красна дружба не лестью, а правдой и честью.
- У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
- Головня на шесток упала – нечаянный гость.
- Небольшой дождишко, а лодырям отдышка.
- И зубы есть, да нечего есть.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Не гордись званием, а гордись знанием.
- Лёжа хлеба не добудешь.
- Лодырю всегда нездоровится.
- Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
- Несподручно волку с лисой промышлять.
- Не давши слова – крепись, а давши – держись.
- Не убив медведя, шкуры не дели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...
Презентация « Правописание частицы не с глаголами».
Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс...
правописание частиц не и ни (7 класс)
разработанный урок для 7 класса по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"...
Повторение правописания частицы НИ в VII классе
Разработка урока русского языка для 7 класса...
Презентация на тему "Правописание частиц НЕ и НИ"
В этой презентации я рассказжу о правилах написания частиц НЕ и НИ. На примерах обьясню раздельное и слитное написание....
Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....