Повторение правописания частицы НИ в VII классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Разработка урока русского языка для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_pravopisaniya_chasticy_ni_v_vii_klasse.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение правописания частицы НИ в VII классе
Когда приступаем к повторению написания частицы НИ, необходимо напомнить учащимся сведения об утвердительных и отрицательных предложениях, что поможет им сознательно усвоить различные случаи употребления частицы НИ.
1.Частица НИ употребляется для усиления отрицания в отрицательных предложениях, где отрицание уже выражено стоящей перед сказуемым частицей НЕ или словом НЕТ, НЕЛЬЗЯ. Примеры:
Редактор не изменил в рукописи ни одного слова. Искусство не терпит ни малейшей фальши. У меня нет ни минуты свободного времени.
Следует обратить внимание учащихся на употребление усилительной частицы НИ также в причастных и деепричастных оборотах, если перед причастием или деепричастием стоит отрицательная частица НЕ:
Отличных результатов достиг спортсмен, не пропустивший ни одной тренировки. Мы шли, не останавливаясь ни на минуту.
Далее следует напомнить, что в отрицательных предложениях с однородными членами НИ повторяется перед каждым членом в качестве отрицательного союза, усиливая отрицание. Примеры:
Тишина не нарушалась ни движением, ни звуком. По этой дороге нельзя ни проехать, ни пройти.
При этом надо предостеречь учащихся от неправильного употребления ни в сказуемых с двойным отрицанием.
Учащиеся должны хорошо понимать, что при двойном отрицании сказуемое в целом приобретает утвердительный смысл: не мог не рассказать (т.е. рассказал), не могу не упомянуть (т.е. должен упомянуть) и т.п.
2.Частица НИ употребляется в придаточных предложениях, имеющих обобщающее, усилительное и уступительное значение, при подчинительных союзах и союзных словах (в сочетаниях как ни, кто ни, какой ни, где ни, куда ни, сколько ни, когда ни, и т.д.) для усиления утвердительного смысла сказуемого. Например:
Каких бы сторон жизни ни касался Горький, он всегда говорил правду. Как ни смел мой отец, но в этот миг и он перепугался. Сколько ни тренировалась команда, она не смогла занять первое место.
Ход мысли учащихся при анализе таких примеров должен быть таким:
1.Определяем, какого типа данное предложение, например: Куда ни обращаю взор, кругом синеет тёмный бор. (Повествовательное, сложноподчинённое).
2.Находим сказуемое придаточного предложения (обращаю). Определяем, утвердительное это или отрицательное сказуемое. (Утвердительное.)
3.Уясняем, имеет ли придаточное обобщающее или уступительное значение. Сочетание частицы НИ с союзным словом куда (куда ни ) синонимично обороту во все стороны, т. е. налицо обобщающий характер придаточного.
Значит, в рассматриваемом придаточном предложении пишется частица НИ.
Здесь же необходимо подчеркнуть, что в независимых утвердительных предложениях с обобщающим значением (обычно восклицательных или вопросительных) могут быть только сочетания типа как не, где не, что не, когда не, какой не, куда не и т.д. Примеры:
Чего только он не предпринимал, чтобы разыскать своих родственников.(Сочетание чего не входит в состав независимого, главного, а не придаточного предложения.)
Куда только он не обращался! (Сочетание куда не в простом предложении.)
После того, как ученики повторят основные случаи употребления частицы НИ и различия между обобщающими утвердительными предложениями с НИ и НЕ, целесообразно остановиться на более частных случаях. Таково одиночное или двойное НИ в устойчивых оборотах: какой бы то ни было, какой ни на есть, во что бы то ни стало, ни рыба ни мясо, ни то ни сё, ни жив ни мёртв и др.
Устойчивые сочетания какой бы то ни было и какой ни на есть синонимичны выражениям всякий, любой, какой угодно, имеющим обобщающее, усилительное значение.
Устойчивый оборот во что бы то ни стало синонимичен выражению при любых условиях: Во что бы то ни стало я добьюсь хороших результатов.
В устойчивых сочетаниях: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, ни жив ни мёртв, ни веет ни заря, ни пава ни ворона, ни два ни полтора, ни дать ни взять – повторяющаяся частица НИ употребляется для усиления неопределённости высказывания:
И так он (Евгений) свой несчастный век Влачил, ни зверь ни человек, Ни то ни сё, ни житель света ни призрак мёртвый. (Пушкин). (Практический приём выбрасывания частицы НИ при невозможности выбросить частицу НЕ, используемый для проверки правописания, в устойчивых оборотах речи неприемлем: это застывшие, цельные выражения с частицей НИ.)
В заключение полезно остановиться на таких примерах, как: Альпинисты поднялись на горную вершину, куда не ступала ещё нога человека.
В таких предложениях сказуемое придаточного предложения отрицательное (ступала или не ступала?- не ступала); придаточное не имеет ни обобщающего, ни уступительного оттенка значения; отбрасывание частицы приводит к бессмыслице (…куда ступала ещё нога человека); следовательно, надо писать НЕ.
Полезно рассмотреть также такие парные примеры:
Когда он ни приходит, мы играем в волейбол.
Когда он не приходит, мы играем в волейбол.
Смысловое различие анализируемых предложений – омонимов выражается интонацией: для первого предложения характерно резкое повышение голоса в начале придаточного предложения, при произношении сочетания когда ни;
для второго – повышение голоса к концу придаточного.
В правописании частицы НИ учащиеся часто допускают ошибки, поэтому работа над повторением случаев употребления этой частицы требует большой внимательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...
правописание частиц не и ни (7 класс)
разработанный урок для 7 класса по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"...
Правописание частиц НЕ и НИ, повторение темы "Предлог"
Повторение материала о разграничении частиц НЕ и НИ, обощающее повторение темы "Предлог", закрепление навыков об определении производных и непроизводных предлогов....
Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме: "Значение и правописание частиц"
Тип урока: повторительно-обобщающийЦели:Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи:Показат...
Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс
Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....