Урок русского языка в 5 классе. Написание сочинения по картине Левитана "Осенний день. Сокольники"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Радостина Наталья Борисовна

Программа Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_kl.programma_razumovskoy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5классе

Программа«Русский язык» под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Тема: Сочинение описаний - миниатюр по картине И.И.Левитана “Осенний     день. Сокольники” при групповой форме работы.

Цель урока: написание мини-зарисовок в жанре описания, совершенствование текстов с использованием групповой формы работы.

Задачи урока: кратко ознакомить учащихся с творчеством русского пейзажиста И.И.Левитана; формировать умение выполнения творческого задания в жанре описания; работать над формированием навыков правильной и богатой коммуникативно – целесообразной речи;  совершенствовать навык описания пейзажа в художественном стиле, используя известные выразительные художественные средства; углубление навыков правильного использования различных языковых явлений (однородных членов предложения, сложных предложений); формировать навыки работы учащихся в группе при выполнении творческого задания (отстаивать свое мнение, выслушивать и анализировать чужое мнение, умение дискутировать, выбирать правильный вариант).

Оформление урока:

          1. Репродукция картины И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”

          2. Оформление доски в классе. В центре – тема урока. Внизу эпиграф к уроку:        Как грустны сумрачные дни

                        Беззвучной осени и хладной!

                        Какой истомой безотрадной

                        К нам в душу просятся они!        А.А. Фет

3. На доске – запись слов–синонимов, необходимых при работе над картиной:

работа                        художник                        изобразить

полотно                        живописец                написать        

репродукция                автор                        создать

пейзаж                        мастер                        запечатлеть

шедевр                        создатель                        передать        

4. Дети  разделены на 4 творческие группы, у всех к одежде приколоты разноцветные квадратики: 4 группы – 4 цвета.  В каждой группе выбран руководитель, отвечающий за оценку работы учеников группы. На его квадратике – надпись «Руководитель группы». В группах выбраны ораторы, зачитывающие готовую работу. На их квадратиках надпись «Оратор».

5. Перед работой в группах учитель раздает карточки с темами:

1). Кленовая аллея;

2). Прогулка в одиночестве;

3). Хвойный лес;

4). Осеннее небо.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя о цели урока, его форме и ходе.

2. Вступительное слово учителя о художнике.

        Исаак Ильич Левитан – великий русский художник – пейзажист, живший в 19 веке в России. Где бы он ни был (посещал и жил в разных странах, путешествовал) темы его картин – русская природа в разные времена года.

        За окнами осень, и наш урок посвящен картине, изображающей это время года. Вы будете создавать миниатюры, т.е. маленькие тексты, зарисовки по картине И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”.

        На доске эпиграф к сегодняшнему уроку. Чтение эпиграфа. Так поэт увидел позднюю осень. А как художник сумел ее изобразить?

3. Устная работа  класса по описанию картины И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”.

Вопросы учителя к классу:

- Соответствует ли настроение стихотворения настроению картины?

- Какое настроение вы испытываете, глядя на картину?

- Какое время года изображено на полотне? Почему вы так думаете, по каким приметам определили, что это поздняя осень?

- Какой день изобразил художник?

- Опишите аллею, деревья. Какие краски использовал художник?

-Какие эпитеты, олицетворения вы можете употребить при описании природы?

- Что еще изображено на полотне? Расскажите, используя художественные средства, ваше описание было выразительным, красочным.

- Кто идет по дорожке? Опишите эту одинокую даму, ее одежду, походку.

4. Запись на доске учеником опорных слов и словосочетаний, которые можно использовать при описании природы.

  Золотистые и оранжевые листья; обнаженные деревья,; полусгнившая, ветхая скамейка; темно-зеленый хвойный лес; кленовая аллея; песчаная дорожка; чахлые клены; бледно-фиолетовые облака; свинцовые тучи; засыпающая природа.

5. Творческая работа учащихся в группах. Каждая группа получает свое задание по описанию элементов картины:

  Составьте и запишите зарисовку-миниатюру из 5-6 предложений с описанием следующих элементов картины по темам:

  1 группа – «Кленовая аллея»

  2 группа – «Прогулка в одиночестве»

  3 группа – «Хвойный лес»

  4 группа – «Осеннее небо»

6. Зачитывание ораторами готовых творческих работ.

Выставление руководителями групп оценок за работу учащихся.

Краткий анализ творческих работ учителем. Выделение того, что получилось хорошо, и возможных недостатков.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

        Итак, закончился наш урок с творческим групповым заданием. Вы учились писать миниатюры, т.е.   маленькие тексты на заданную тему: описывали пейзаж, изображенный на картине известного художника. В этой работе вы  показали себя творческими людьми, способными работать в коллективе, в группе, совместно решать общую задачу. В результате работы на уроке были созданы 4 маленькие художественные зарисовки пейзажа,  с использованием художественных средств, таких языковых явлений, как однородные члены предложения и сложные предложения.

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение на тему «Мое отношение к картине». Напишите 6-7 предложений о том, какие чувства вызывает у вас картина  И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс ( написание сочинения)

Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс ( написание сочинения); образцы сочинений,советы по написаию сочинений, проекты соинений....

Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...