Урок русского языка в 5 классе. Написание сочинения по картине Левитана "Осенний день. Сокольники"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Программа Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_kl.programma_razumovskoy.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5классе
Программа«Русский язык» под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
Тема: Сочинение описаний - миниатюр по картине И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники” при групповой форме работы.
Цель урока: написание мини-зарисовок в жанре описания, совершенствование текстов с использованием групповой формы работы.
Задачи урока: кратко ознакомить учащихся с творчеством русского пейзажиста И.И.Левитана; формировать умение выполнения творческого задания в жанре описания; работать над формированием навыков правильной и богатой коммуникативно – целесообразной речи; совершенствовать навык описания пейзажа в художественном стиле, используя известные выразительные художественные средства; углубление навыков правильного использования различных языковых явлений (однородных членов предложения, сложных предложений); формировать навыки работы учащихся в группе при выполнении творческого задания (отстаивать свое мнение, выслушивать и анализировать чужое мнение, умение дискутировать, выбирать правильный вариант).
Оформление урока:
1. Репродукция картины И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”
2. Оформление доски в классе. В центре – тема урока. Внизу эпиграф к уроку: Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они! А.А. Фет
3. На доске – запись слов–синонимов, необходимых при работе над картиной:
работа художник изобразить
полотно живописец написать
репродукция автор создать
пейзаж мастер запечатлеть
шедевр создатель передать
4. Дети разделены на 4 творческие группы, у всех к одежде приколоты разноцветные квадратики: 4 группы – 4 цвета. В каждой группе выбран руководитель, отвечающий за оценку работы учеников группы. На его квадратике – надпись «Руководитель группы». В группах выбраны ораторы, зачитывающие готовую работу. На их квадратиках надпись «Оратор».
5. Перед работой в группах учитель раздает карточки с темами:
1). Кленовая аллея;
2). Прогулка в одиночестве;
3). Хвойный лес;
4). Осеннее небо.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя о цели урока, его форме и ходе.
2. Вступительное слово учителя о художнике.
Исаак Ильич Левитан – великий русский художник – пейзажист, живший в 19 веке в России. Где бы он ни был (посещал и жил в разных странах, путешествовал) темы его картин – русская природа в разные времена года.
За окнами осень, и наш урок посвящен картине, изображающей это время года. Вы будете создавать миниатюры, т.е. маленькие тексты, зарисовки по картине И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”.
На доске эпиграф к сегодняшнему уроку. Чтение эпиграфа. Так поэт увидел позднюю осень. А как художник сумел ее изобразить?
3. Устная работа класса по описанию картины И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”.
Вопросы учителя к классу:
- Соответствует ли настроение стихотворения настроению картины?
- Какое настроение вы испытываете, глядя на картину?
- Какое время года изображено на полотне? Почему вы так думаете, по каким приметам определили, что это поздняя осень?
- Какой день изобразил художник?
- Опишите аллею, деревья. Какие краски использовал художник?
-Какие эпитеты, олицетворения вы можете употребить при описании природы?
- Что еще изображено на полотне? Расскажите, используя художественные средства, ваше описание было выразительным, красочным.
- Кто идет по дорожке? Опишите эту одинокую даму, ее одежду, походку.
4. Запись на доске учеником опорных слов и словосочетаний, которые можно использовать при описании природы.
Золотистые и оранжевые листья; обнаженные деревья,; полусгнившая, ветхая скамейка; темно-зеленый хвойный лес; кленовая аллея; песчаная дорожка; чахлые клены; бледно-фиолетовые облака; свинцовые тучи; засыпающая природа.
5. Творческая работа учащихся в группах. Каждая группа получает свое задание по описанию элементов картины:
Составьте и запишите зарисовку-миниатюру из 5-6 предложений с описанием следующих элементов картины по темам:
1 группа – «Кленовая аллея»
2 группа – «Прогулка в одиночестве»
3 группа – «Хвойный лес»
4 группа – «Осеннее небо»
6. Зачитывание ораторами готовых творческих работ.
Выставление руководителями групп оценок за работу учащихся.
Краткий анализ творческих работ учителем. Выделение того, что получилось хорошо, и возможных недостатков.
7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
Итак, закончился наш урок с творческим групповым заданием. Вы учились писать миниатюры, т.е. маленькие тексты на заданную тему: описывали пейзаж, изображенный на картине известного художника. В этой работе вы показали себя творческими людьми, способными работать в коллективе, в группе, совместно решать общую задачу. В результате работы на уроке были созданы 4 маленькие художественные зарисовки пейзажа, с использованием художественных средств, таких языковых явлений, как однородные члены предложения и сложные предложения.
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение на тему «Мое отношение к картине». Напишите 6-7 предложений о том, какие чувства вызывает у вас картина И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег». 5 класс
Урок развития речи по картине...
Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс ( написание сочинения)
Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс ( написание сочинения); образцы сочинений,советы по написаию сочинений, проекты соинений....
Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)
Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...
Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"
Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...