Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Зайцева Татьяна Михайловна

 

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса).

Тема: Сказки и речевой этикет.

Цели: 1. Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

2. Формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших.

3. Знакомство с особенностями клавишных и струнных инструментов.

4. Развитие навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки.

Методы: соревнование пятиклассников и первоклассников и групповые работы.

Тип урока: интегрированный (музыка, литература, русский язык).

Оборудование: гитара, маски сказочных героев, пианино, тексты песен «Давайте восклицать …», «Салажата», грамзаписи.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационные моменты (5 -10 минут).

Объявляется тема урока.

Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова, доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, вежливо отказывать в просьбе, если не хотели или не можем её выполнить, поучимся утешать товарища, когда ему трудно, а  также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета.

Слушают.

Записывают в тетрадь: Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

II. АОЗ – 10 минут.

Эпиграф к уроку:

Учителя под гитару исполняют первый куплет Б.Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»

Первоклассники хором:

Если кто – то загрустит,

Ты его не оставляй,

Добрым словом, добрым делом

Утешай и помогай!

Пятиклассники:

Среди невезенья иного,

Среди невесёлого дня

Скажите мне доброе слово,

И слово утешит меня.

Класс делится на команды, в каждой из которой поровну пятиклассников и первоклассников. Представляем участникам капитанов (V классов) и юнг (I класс).

III. ФНЗ – 30 минут (с каждого урока)

1-й конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»

Ребята, представьте мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Выберете из комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова.

Отвечать будете все при помощи карточек с цифрами:

(просчитываются сначала все комплименты, затем – по одному, а дети сигнализируют карточками ответы).

Жюри состоит из сказочных героев (в масках – Кащей, Баба Яга и Золушка).

Кащей -1, Баба яга -2, Золушка – 3.

(-)  - не подходит

Группа оценивается по количеству правильных ответов в группе.

Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь (2).

Наверно, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая (3).

Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться (-).

Ты так долго живешь на свете, и ты наверняка много видел (1).

2-й конкурс «Вежливая критика»

Представьте себе, что героев сказки «Лиса и журавль»

2-й конкурс «Утешители»

Представьте, что от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись. А ему до них дела нет. Дед с бабкой очень огорчились.

Вам надо утешить их. Для этого подберите подходящую пословицу и показать её номер.

1.Горе не беда – с кем не была

2. Нет худа без добра

3. Наши лепёшки тоже поели кошки

Ученик поёт песенку Колобка и танцует.

В сопровождении пианино дети поют 1 куплет песни «Салажата»

Объявляют конкурс «Юнг»

Конкурс Юнг

Дорогие юнги – салажата, к вам попала записка для ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда записка порвалась, вам нужно собрать её.

1. Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!

2.Полно печалиться, дело поправиться.

3. Стоит ли переживать из-за таких пустяков!

4. Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдем твою потерю.

5. Нечего искать иголку в стоге сена.

Из какой сказки Иа-Иа?

Кто её автор?

На доске юнги записывают через запятую номера записки, а все в тетрадях.

Правильный ответ: 1, 2, 4

«Винни Пух и все, все, все».

А.Милн.

Дети поют песню в сопровождении пианино, 1 куплет «Капитаны КВН»

Конкурс капитанов.

Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались  у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях. Но вы не хотите. Какой из вариантов отказа вы выберете?

1) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!

2) О подводный царь! Я бы с  удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ,  но никак не могу остаться в твоём царстве.

3) благодаря тебе, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, так как ждут меня на земле друзья и невеста.

№3 – верный ответ

А теперь поговорим о музыкальных инструментах.

Вопросы:

-Какие музыкальные инструменты звучали сегодня на уроке?

- К какому виду инструментов относятся они?

_ Какой струнный старинный инструмент сегодня упоминался?

- Как называли людей, исполняющих музыкальные произведения на пианино и гитаре?

- Как называли людей, игравших на гуслях?

- Как образовались слова баянист, пианист? Привидите примеры.

- Что получиться, если объединить музыкальные инструменты разных видов?

Звучит грамзапись «Полька Карабас». Все танцуют под музыку в кругу.

Гитара, пианино

Гитара – струнные

Пианино-клавишные

Гусли

Пианист, гитарист

Гусляры

-ист-

Баянист, тракторист

Оркестр, ансамбль

Музыкальный конкурс.

Прослушаем музыкальные вступления к песенкам сказочным героев и по характеру музыки попытаемся определить, чью песню мы слышим.

А теперь последнее, внеконкурсное задание.

Представте, что каждый из вас – Красная шапочка. Вы с подарком идёте к бабушке на день рождения, напевая веселую песенку.

Пятиклассникам раздаются задания (индивидуальные), они должны обвести  О предложения, которые больше всего подходят для поздравления.

Кроме того, нужно вставить пропущенные в словах буквы и пояснить орфограммы.

Жюри подводит итого, ставятся оценки за пояснение орфограмм.

1 – Мальвина

2 – Лиса Алиса

3. Черепаха Тортила

Ученица в сопровождении пианино исполняет песню Красной Шапочки.

1 класс в это время рисует поздравительные открытки.

IV Итоги (10 минут)

Сегодня на уроке мы научились вежливо обращаться друг с другом, познакомились с жанром музыкальной сказки, вспомнили орфограммы, узнали значение и правописание слов:

Мы убедились, что можем думать, фантазировать,  помогать друг другу в общем деле.

Жюри объявляет результаты.

На прощание:

Слушают.

Хором произносят по слогам: этикет, комплимент, пианист, гитарист, гусляр.

Поют песню из мультфильма «Приключения кота Леопольда», которая учит добру и умению дружить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».

Интегрированный  урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции». Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное ...

Интегрированный урок музыки и английского языка для 2 класса. Тема «Инструменты симфонического оркестра».

Интегрированный урок музыки и английского языка для 2 класса. Тема «Инструменты симфонического оркестра».Цели урока:образовательные:·...

Интегрированный урок английский язык и изобразительное искусство. 7 класс. Тема "Весна"

Здесь представленны технологическая карта урока,  конспект урока, презентация....

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»

Урок направлен на установление межпредметной связи  с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также  на у...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок технологии и английского языка в 5 классе Тема урока: «Сервировка стола к завтраку. Правила этикета»

Цели урока:Образовательные: обобщение знаний обучающихся по приготовлению блюд для завтрака; организация деятельности обучающихся по приобретению умений сервировать стол; расширение активного словаря ...