Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кухаренко Валерия Валерьевна

Повторение  и обобщение  изученного о причастии и деепричастии, о причастных и деепричастных оборотах,  закрепление  умения  находить  и использовать их в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_prichastiy_i_deeprichastiy.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение лицей № 33

План урока

Тема «Употребление причастий и деепричастий».

Учитель: Кухаренко В.В.

Класс: 6

Профиль обучения: непрофильный

Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова.

 (базовый уровень)

       

г. Таганрог

2013г

 

                                                   Употребление причастий и деепричастий в речи.

Цель:

Повторить и обобщить изученное о причастии и деепричастии, о причастных и деепричастных оборотах; закрепить умение находить  и использовать их в письменной речи.

Задачи:

Развивающая – вывести критерий правильности употребления причастий и деепричастий в речи в соответствии с нормами языка;

Обучающая - уметь распознавать глагольные формы; уметь включать  глагольные формы в текст; самостоятельно составлять предложения и связного текста с использованием причастий и деепричастий.

Воспитательная – уметь формулировать собственное мнение; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Методы работы: словесные, наглядные.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парная.

                                                                                         Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. (упр.515 +ЗСП-12)

3.Формулировка учащимися темы и цели урока (проблемная ситуация).

Пылает небо, разбужая ветер,

 Проснулся гомон птичьих голосов –

 Проклинывая всё на белом свете,

 Я вновь бегу в спасительность лесов.

 Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

 Приветливыми лапками маша,

 Я среди них пробуду целый вечер,

 Бессмертные творения пиша.

 Но, выбравши на миг из тины зыбкой,

 Болотная коричневая тварь,

 Совая мне с заботливой улыбкой,

 Большой Орфографический словарь.

У:Вы улыбаетесь? Почему?

у:неправильно употреблены деепричастия.

У:Итак, как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?....Молодцы! (запись даты,кл.р.,и темы урока в тетрадь.)

А какую цель мы себе поставим? (Что мы должны вспомнить на уроке?)

у:Повторить и обобщить изученное о причастии и деепричастии, о причастных и деепричастных оборотах; закрепить умение находить  и использовать их в письменной речи.

4. Обобщение и систематизация.

Продолжить предложения.

Причастие ( деепричастие) – это…

Причастие ( деепричастие) – обладает признаками…

Признаки глагола у причастия ( деепричастия) – …

Признаки прилагательного у причастия (наречия у деепричастия) – …

Причастие (деепричастие) с НЕ пишется …

Причастный (деепричастный) оборот – это…

Причастный (деепричастный) оборот обособляется…

Причастный (деепричастный) оборот не обособляется…

Составление кластера(схемы, отображающей основные признаки изучаемого понятия)

5. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

-Откройте учебник на странице 237, упражнение 519. Прочитайте выразительно стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».

Используя текст этого стихотворения, покажем способность причастий являться выразительными средствами в художественном тексте.

 Назовите слова, которые помогают нарисовать пейзаж, создать настроение.

 Это прилагательные и причастия.

Прилагательные(1 вариант):                                                                Причастия(2 вариант):

весенней  (сыростью)                                                          разбуженный (лес)

круглые   (бубенчики)                                                         объят  (лес)

плотны     (бубенчики)                                                         закрыты (бубенчики)

зеленый    (лист)                                                                   спеленутый (цветок)

прохладен (цветок)                                                               завернутый (цветок)

хрупок     (цветок)                                                                 нетронутой (глуши).

душист    (цветок)                                                                              

раннею    (весною)

счастливую (тоску)

горькому (цветку).

-Какова роль прилагательных?

    ( Называют постоянные, не изменяющиеся во времени признаки предметов.

     Придают речи выразительность. Помогают полнее раскрыть отличительные признаки предмета).

-Какова роль причастий?

   (Причастия придают речи образность, помогают передать настроение автора. Причастия разбуженный, спеленутый, завернутый употреблены в переносном значении.  Разбуженный - это о лесе, как о человеке, спеленутый, завернутый – это о цветке, как о ребенке. Это олицетворение).

-Объясните употребление причастия «спеленутый».

(Рифмуется со словом «нетронутой»).

   - Объясните написание причастия РАЗБУЖЕННЫЙ  - (это страдательное причастие прошедшего времени с приставкой РА З -, совершенного вида) и НЕТРОНУТОЙ (НЕ- приставка, т. к. нет пояснительных слов.

- Можно сделать вывод о том, что в художественных текстах часто используются прилагательные и причастия для создания большей выразительности и образности речи.

6.ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

-Теперь давайте проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте заменить причастия  прилагательными в отрывке из стихотворения  М.Лермонтова «Родина».

Сначала запишем строки М. Лермонтова (1 ученик работает у доски).

До замены:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Заменим причастия прилагательными.

После замены:

Люблю дымок паленой жнивы,

В степи ночной обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белых берез.

-Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения (не считая ритма) ?

Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной.

-Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Почему?

        -Авторский текст  обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, меняется во времени. Особую выразительность художественной речи придают причастия, которые называют признаки, изменяющиеся во времени.

7. Работа с предложениями(слайд №6-9)Расставить знаки препинания.

1)Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.

2)И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.

3)Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, чуть дышит ветерок, уснувший на листах.

4)Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.

8.ВЫВОД(слайд №10).

Завершая урок, подведем итог: глагольные формы часто использовались и используются писателями и поэтами при написании художественных произведений как средства выразительности.

Причастия обладают «выразительной краткостью», помогают передать свойства предмета во временном развитии. Деепричастия помогают создать живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное к основному действие.

9. Домашнее задание(слайд №11).

10.Синквейн(слайд №12).

СИНКВЕЙН.

 Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах -  важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

 Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

 Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, истории города, ПДД, ОБЖ.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Опорный конспект по теме "Причастие и деепричастие"

Данная разработка:1)представляет собой учебные элементы по теме "Причастие и деепричастие" в наглядной форме ( в виде ключевых слов, фраз, схем и таблиц).2)создает целостную систему знаний о...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

6 класс,  программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...