урок русского языка в 3 классе "Учимся писать письма"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Ефименко Лариса Сергеевна

 

Цели:

1)  познакомить детей со структурными компонентами письма,  понятием  «обращение» и со способом его оформления на письме;

2)  обобщить знания детей о возникновении письма, уточнить представления детей о значении писем для человека в общении,

3)  развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей,

4)  воспитывать  культуру написания письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Тбилисский район

Ст. Нововладимировская

МБОУ «СОШ № 10»

Учитель начальных классов

Ефименко Лариса Сергеевна

2009 год

Тема: Учимся писать письма.

Цели:

  1. познакомить детей со структурными компонентами письма,  понятием  «обращение» и со способом его оформления на письме;
  2. обобщить знания детей о возникновении письма, уточнить представления детей о значении писем для человека в общении,
  3. развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей,
  4. воспитывать  культуру написания письма.

Оборудование: презентация урока, компьютер, проектор, экран, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся, пожелаем не зевать,

Все  к уроку мы готовы  – будем думать, отвечать.

  1. Сообщение темы и целей урока. Мотивация урока.

Кто приходит по утрам и приносит письма нам? Правильно, почтальон. Как вы думаете, для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф, Интернет?

Ответы детей:  С помощью писем  люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддержива-ют в трудные минуты и разделяют радость. А вы когда-нибудь писали письма? Прочитайте тему урока (на экране). Сегодня я расскажу, как правильно написать письмо, какие бывают письма, из чего состоит письмо, о чём нельзя забывать, когда пишешь его.

3. Актуализация ранее изученного материала.

- Что такое письмо? - Письмо это лист бумаги с написанным текстом, который один человек может послать другому. Ещё это предмет в школе, в 1 классе, где мы осваиваем первые навыки письма. Правильно, слово «письмо»  имеет несколько значений. Вы назвали два из них. Ещё письмо – это система графических знаков, которые используются для написания. И сегодня на уроке мы будем говорить о письме, как о системе графических знаков, которые человек использует для записи своих мыслей. А о каких знаках я говорю?   - Это буквы.

4. Чистописание.

пи ип иг ги пр ри

Пишут не пером, а  умом. (дети работают в тетрадях, учитель следит за посадкой при письме)

- Как вы думаете, люди писали письма до возникновения азбуки?  Да, рисовали на скалах рисунки, и разные знаки. Давным-давно, в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Для передачи информации они придумали делать небольшие рисунки на камне, а если нужно было передать сообщение, то на дощечке. Ещё в глубокой древности пользовались люди удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду.

Давайте  проведём словарную работу. Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.

 5. Запишите слово для звуко – буквенного анализа.

ПИСЬМО – 2 слога

П (п ) – согл., глух., парн., мяг.

И (и) – гл., безуд.

С (с) – согл., глух., парн., мяг.

Ь (-)

М (м) – согл., звон., непарн., тв.

О (о) – гл., ударн.

____________

6 букв, 5 звуков

Адрес – надпись на конверте, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя.

Подбери однокоренные слова.

Адресок, адресная, адресовать, адресат. Разберите слова по составу. Адресат– тот, кому адресовано письмо, почтовое отправление. Это человек. Запишите предложение, разберите его по членам предложения:

Адресат получил важное письмо.4

Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

Почтовый конверт готов (к) отпра(в,ф)ке.  Как исправить? Ответы детей.  Давайте проверим, как мы написали. 

Отправитель – лицо, учреждение, посылающее письмо.

Адрес отправителя написан на конверте правильно? Для чего это очень важно? Можно ли чёркать, исправлять, писать кривыми буквами? Почему? Письма носит почтальон, и он может отнести по неправильному адресу. Возьмите в руки конверт. Найдите слово: КОМУ. Это вопрос какого падежа? Так как письмо вы будете писать мне, подписываем все вместе. Найдите слово: КУДА. Здесь записывают адрес, тот куда вы пишите письмо. Записываем вместе. Ниже, в рамке написано: индекс места назначения. Сюда впишем мой индекс 352376. Образец написания цифр надо посмотреть сзади конверта.  Поле, где пишется от кого письмо, и ваш адрес вы заполните дома.

6. Физкультминутка.

О письме мы много знаем, и его мы изучаем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.

Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,

и присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз.

Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.

7. Закрепление изученного материала.

Любое письмо – это текст. Из каких структурных частей состоит текст?   - Текст имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. 

- Вместе с тем письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присуща диалогическая форма общения: приветствие, прощание, обращение. 

Какую роль играют письма в жизни человека?   Письмо имеет большое значение. Людям хочется общаться даже на расстоянии. Какие же бывают письма?  Почему так важно правильно обратиться и проститься в письме? Прочитайте, как обращался  в письмах к родным М. Горький.

«Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький».

Это письмо – пожелание. Ответьте на вопрос: как вы обратитесь в письме друг к другу, к учителю, к бабушке? 

«С Днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий ваш дедушка Коля». Это письмо – поздравление.

А вот письмо – информация. Оно отражает настроение писавшего:

 «Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория «Лесная сказка». Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучился по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти мне кроссовки и мои любимые книги.

Целую. Ваш сын Владик».

15 основных правил искусства написания писем:

•  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).
•  Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат) .
•  Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.

•  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
•  Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
•  Письмо следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.
•  Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
•  Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!

Давайте рассмотрим структуру письма.

  1. Обращение.

Дорогие мама и папа!

Любимая бабушка!

Уважаемый учитель!

Привет, Юлька! 

Здравствуйте, мои дорогие! 

Уважаемый Андрей Петрович! 

  1. Начальная фраза о состоянии переписки.

Получил ваше письмо.

Давно не получала писем.

Очень захотелось вам написать.

  1. Основное содержание письма.

Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо.         В семье никто не болеет. Все работают. Коля, Таня, Ира и Владик учатся на «хорошо» и «отлично».

У нас в «Огоньке» весело и мне очень нравится!

  1. Вопросы адресату:
  1. Как ваше здоровье?
  2. Какие новости?
  3. Как живёте?
  1. Просьбы. Приветы.
  1. Я прошу вас прислать мне интересную книгу о животных.
  2. Передайте привет моим бабушке и дедушке, друзьям...
  1. Прощание.
  1. До свидания!
  2. До скорой встречи!
  3.  Ну, пока! 
  4. Обнимаю вас.

  1. Концовка. (подпись, дата)
  1. Целую. Скучаю. Жду приезда.
  2. Ваш сын … Ваш внук ...
  3. Твой надёжный друг ...
  4. 14 марта 2009 г. 
  1. Информация о домашнем задании.

Напишите письмо. Не забудьте все правила написания писем! Для этого ещё раз прочтите внимательно памятку.

Утром, по дороге в школу, бросьте его в почтовый ящик.

Подведение итогов урока.  

  1. - Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома? 
  1. Как могут доставляться письма? Какие особенности имеет письмо в отличие от обычного рассказа? 
  1. - Что можете сказать о своей работе на уроке? Как оцениваете себя за урок? Где  могут пригодиться эти  знания и умения? 

Литература:

Учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 3 класса, изд. «Дрофа», 2009 год
О. И. Босая «Поурочные планы по учебнику Рамзаевой», Волгоград, 2002г.
О. Д. Дмитриева, Е. П. Фефилова «Поурочные разработки по русскому языку», «ВАКО», Москва, 2004год.



Предварительный просмотр:

Кроссворд называется «Почта»

1П  

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

3

 

Ч

 

 

 

 

 

4

 

 

Т

 

 

 

 

5

 

 

 

А

 

 

 

 

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

2. Синоним слова «почтальон»

3. Бумага для писем или вагон для перевозки почты.

4. Главное почтовое учреждение города .

5. Разносчик почты, корреспонденции по адресам .


15 основных правил искусства написания писем

•  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона) .
•  Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки) .
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат) .
•  Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.

•  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
•  Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
•  Письмо следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.
•  Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю) .
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время) .
•  Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

15 основных правил искусства написания писем:

•  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).
•  Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат) .
•  Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.

•  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
•  Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
•  Письмо следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.
•  Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
•  Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!

15 основных правил искусства написания писем:

•  Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).

Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.

•  Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время. Его следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.

Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!

15 основных правил искусства написания писем:

•  Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).

Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.

•  Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время. Его следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.

Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!

15 основных правил искусства написания писем:

•  Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).

Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.

•  Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время. Его следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.

Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!

15 основных правил искусства написания писем:

•  Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).

Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.

•  Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время. Его следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.

Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

В процессе урока ребята знакомятся со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

Данный урок знакомит ребят со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Письмо"

Презентация предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Письмо"...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"

Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский   язык. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...

Развитие критического мышления на уроках русского языка через чтение и письмо.Подготовка к ОГЭ.

Данный материал может использоваться на уроке русского языка в 9 классе при подготовке Основного Государственного Экзамена.Работа с текстом....