Урок литературы в 5 классе «Знаем ли мы сказки?»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

 

Урок литературы в 5 классе  «Знаем ли мы сказки?»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: игра-путешествие

Педагогические технологии: педагогическая игра (интеллектуальная игра), работа в группе, индивидуальная и дифференцированная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

«Знаем ли мы сказки?»

составлен по материалам УМК: Программа по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого – М.: Мнемозина, 2010.

Тема: Знаем ли мы сказки?

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: игра-путешествие

Педагогические технологии: педагогическая игра (интеллектуальная игра), работа в группе, индивидуальная и дифференцированная работа.

Цель урока: обобщить знания учащихся о жанровых признаках сказки.

Задачи урока:

Образовательная:

– повторить теоретический материал по теме «Сказка»;

– мобилизовать полученные знания к оперативному самостоятельному мышлению.

Воспитательная:

– формирование эстетического вкуса в процессе работы (подбор костюма, инсценировки);

– развивать навык коллективной работы (умение слушать других, предлагать свои версии, нести ответственность за работу в группе).

Развивающая:

– развитие художественных способностей, творческого воображения, образного мышления, эмоциональной отзывчивости при восприятии художественного текста.


Оснащение урока:

Доска: на доске написано название игры «Путешествие в сказку»;

– представлена выставка книг, оформленная учащимися (книги из домашних библиотек);

– карта-схема «путешествия», на магнитах эмблемы трёх команд участниц: «Золотая рыбка», «Волшебники», «Падающие звёзды».

На отдельном столе лежат предметы: яблоко, яйцо, туфелька, тарелка с кашей, горошина, верёвка, роза, покрытые расписной скатертью.

У доски – шкатулка с карточками-заданиями.

ТСО: магнитофон (аудиозаписи отрывков из сказок, «Песня о сказке» В. Шаинский, Ю. Энтин), карточки с заданиями.

Подготовка к уроку

Учащиеся класса поделены на три группы по 7–8 человек.

В качестве домашнего задания повторен теоретический материал по теме «Сказки», перечитаны изученные сказки, подготовлены инсценировки отрывков из сказок и вопрос-задание соперникам.

Пояснение: за каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны, по количеству которых определяется победитель, и в конце урока выставляются оценки.


Ход урока

I. Начало урока (3 мин)

1. Ученики размещаются за столами.

2. Приветствие.

3. Мотивация – звучит мелодия В. Шаинский, Ю. Энтин «Песня о сказке».

Цель: привлечь внимание учащихся к работе в необычной форме.

Учитель (поворачиваясь вокруг себя, накинув на плечи шаль):

— За тёмными лесами, за синими морями поселилась сказочная тайна. И никто не мог разгадать её…

Откуда ни возьмись появились отважные пятиклассники: «Разгадаем эту тайну»,— сказали они…

(Пауза)

Учитель:

— Ну как, ребята, откроем тайну сказки? Покажем, как мы знаем сказки?

Ученики:

— Да! Да!

Учитель:

— Раз!.. Два!.. Три!.. (подходит к карте) Смотри! (указывая на схему) Что это, ребята?

Ученики:

— Дорога…

— В сказках герой часто отправляется в дорогу…

— А в пути преодолевает препятствия…

Учитель:

— Так давайте и мы отправимся в дорогу.

Учитель размещает на доске значки команд, объясняет правила игры. Отвечая на вопросы викторины, команды продвигаются вперёд.

II Основная часть

1. Актуализация знаний (4 мин)

1 этап игры – разминка

Цель: подготовить учащихся к воспроизведению учебного содержания.

Учитель:

— Что такое сказка?

Ученики:

— Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

— В сказках фантастика переплетается с реальностью.

— В сказках торжествует справедливость, а добро побеждает зло.

Учитель:

— А кто создавал сказки?

Ученики:

— У фольклорных сказок коллективный автор – народ. Сказки передавались из уст в уста и имели варианты.

— Автором литературной сказки является конкретный человек, писатель.

— Литературные сказки сохраняются в письменной форме.

Учитель:

— Кто знает, на какие группы делим традиционно народные сказки?

Ученики:

— Народные (фольклорные) сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.

По итогам разминки «значки» команд перемещаются по карте.


2. Включение в систему имеющихся знаний.

Цель: тренировать использование полученных знаний в новых ситуациях.

2 этап игры (3 мин)

Учащиеся достают из шкатулки карточки с заданием по теории народной сказки.

1 карточка: Отличительные особенности волшебной сказки.

2 карточка: Особенности сказок о животных.

3 карточка: Особенности бытовых сказок.

Посовещавшись в группе, один из учеников отвечает.

3 этап игры (2,5 мин)

Прослушивается отрывок из сказки «Лисичка-сестричка и волк».

1 задание:

– Какая это сказка?

– К какой группе относится?

– Почему? (сказка о животных)

2 задание: Какие качества людей высмеивает сказка?

Учитель:

— Чтобы не сбиться в дальнейшей дороге, надо быть очень внимательным. Проверим!

 Физкультминутка. Игра «Шишки-мишки». (1 мин)

Подводятся итоги предыдущих этапов игры.

4 этап игры – конкурс капитанов (2 мин)

Капитаны выбирают из шкатулки карточки с заданиями «Найди лишнее».

1 карточка: Калинов мост, Иван-царевич, речка Смородина, солдат.

2 карточка: Князь, княгиня, белая уточка, Иван–царевич, белая берёза.

3 карточка: Кай, бабушка, маленькая разбойница, Олень, Чудо-Юдо.

Учитель:

— Раз!.. Два!.. Три!.. Сказка, оживи!

Домашнее задание группы «Падающие звёзды» – инсценировка отрывка из сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак. (2 мин)

Вопрос любой команде-сопернице: Что необычного в форме литературной сказки «Двенадцать месяцев».

5 этап игры (4 мин)

Вопросы классу

Вопросы из шкатулки. Понаблюдаем над особенностями языка сказки. Каждая группа достает задание.

1 карточка

– Подберите к данным словам постоянные эпитеты. Их особенность?

стрелы – (острые)

молодец – (добрый)

солнце – (ясное)

леса – (дремучие)

море – (синее)

девица – (красна)

2 карточка

– Приведите примеры сказочных зачинов.

Ответы учеников:

…В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

Жили-были…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Особенность сказочных зачинов – не указывают конкретные географические названия.

3 карточка

– Приведите примеры сказочных повторов, присказок.

Ответы учеников: Долго ли коротко…

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

Не в сказке сказать, не пером описать…

Подведение итогов этапа игры.

Учитель:

— Раз!.. Два!.. Три!.. Сказка, оживи!

Домашнее задание группы «Золотая рыбка» – инсценировка отрывка из сказки «Царевна-лягушка». (2 мин)

Вопрос любой команде-сопернице: Фольклорная или литературная сказка? Кто автор?

6 этап игры

Индивидуальное задание. По иллюстрации, сделанной учениками, узнать сказку и озвучить диалог. (2 мин)

Работа в группах. (2 мин)

Задание:

– Выбрать на столе любые 2 предмета.

– О какой сказке напоминают?

Ученики:

Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин.

Туфелька – «Золушка» Ш. Перро.

Розочка – «Снежная королева» Х.К. Андерсен.

Зеркальце – Пушкин «Сказка о мёртвой царевне».

Каша в глиняной миске – русская народная сказка «Каша из топора».

Яйцо – русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Верёвка – «Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкин.

Зеркальце – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин.

Горошина – «Принцесса на горошине» Х.Г. Андерсен.

Подведение итогов.

Учитель:

— Раз!.. Два!.. Три!.. Сказка, оживи!

Домашнее задание группы «Волшебники» – инсценировка отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». (2 мин)

Вопрос любой команде-сопернице: Какое сказочное число упомянул Пушкин?

 Физкультминутка. Игра «Море волнуется – раз…». (1 мин)

7 этап игры – индивидуальный (2,5 мин)

Учитель:

— Ой, ребята. Что это?! (читает про себя)

– Сказка рассыпалась.

Учитель раздаёт карточки с текстом.

Цепи, дуб, на, у, кругом, так, лукоморья, и, всё, и, дубе, днём, учёный, по, кот, зелёный, цепь, ходит, ночью, златая. («Руслан и Людмила» А.С. Пушкин)

Учитель:

— Кто первым соберёт и угадает сказку.

III. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов (6 мин)

Учитель:

— Вот мы и прошли весь сказочный путь! А тайну сказки разгадали?

Ученики:

— Да! Мы вспомнили всё о сказке.

— Вспомнили те сказки, которые читали в классе и самостоятельно.

— И наше путешествие похоже на волшебную сказку: герои-участники трёх групп встречали препятствия.

— Был помощник – сказочница, указывала дорогу.

— У путешественников была цель – разгадать тайну сказки как особого жанра.

— И волшебство было. На наших глазах оживали сказки.

Учитель:

— А что в сказке самое главное. Сказка ложь, да в ней… (намёк).

— Попробуем и мы понять намёк Андерсена в сказке «Соловей».

Один ученик читает своё сочинение-миниатюру «Чему учит сказка «Соловей».

Учитель:

— Герой, достигнув цели, получал вознаграждение. Вот и оцените свою работу.

В группах идёт подсчёт полученных жетонов.

Учитель:

— Наше путешествие завершится дома.

Учитель комментирует дифференцированное домашнее задание, по выбору учащихся.

Домашнее задание (1 мин):

Поделитесь своим пониманием сказки «Снежная королева». Сочинение-миниатюра «О ком сегодня мы можем сказать «У него ледяное сердце»

– А кто захочет, может рассказать в сочинении-миниатюре «Чем запомнилось наше путешествие?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»

мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....

Олимпиадные задания 5-7 класс "Знай и люби свой край"

Олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...

Программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение)

В работе представлена программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение) в соответствии с концепцией предпрофильного обучения в 9 классах. Поскольку учебный предмет «...

Внеклассная работа по географии, 7 класс «Знай свою малую Родину. Река Имиз».

Данный материал является примером внеклассной работы по географии для 7 класса. Работа зключается в изучении и описании бассейна рек на конкретном примере - реке Имиз....

Тематическое планирование занятий спецкурса для 9 класса "Знай и люби русский язык"

Сущность курса  состоит в интеграции двух предметов -  русского языка и литературы ,в освоении знаний об особенностях художественной речи при анализе художественного текста....

Сценарий интеллектуального турнира для учащихся первых классов «Знай-ка»

Сценарий интелектуального турнира включает в себя 5 заданий устных и письменных....

Рабочая программа и контрольно-тематическое планирование факультативного курса для 7 класса "Знаю закон, имею право".

Факультативный курс "Знаю закон,  имею право" разработан для учащихся 7-х классов с углубленным изучения курса обществознания, выходящего за рамки школьного курса 7 класса.Планируемые р...