Деловая игра "Эксперт"
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Урок-деловая игра "Эксперт" проводится с применением интерактивного практикума. Материал представляет описание проведения игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_uroku.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направление работы: факультативный курс по русскому языку, 11 кл.

Тема урока: «Критерии оценивания задания с развернутым ответом». К1. Понимание содержания исходного текста (ИТ).  К3. Отражение позиции автора ИТ.

Характеристика класса: количество обучаемых – 12 (подгруппа); физико-математический класс; уровень мотивации на предмет – средний; уровень рефлексии – высокий; уровень развития – средний.

Программа, используемая в работе: модифицированная  программа для 10-11 классов Пахновой Т.М. «Основы редактирования», опубликованная в сб. «Программно-методические материалы. Русский язык. 10 – 11 кл.\ Сост.Рыбченкова Л.М.. – 2-е изд.» (М.: Дрофа, 1999)

Количество часов: 2ч/н,  всего – 70 часов.

Представленный урок – ролевая игра «Эксперт» с использованием авторского интерактивного практикума по подготовке к ЕГЭ (Задание с развернутым ответом).

Интерактивный практикум:

1. знакомит учащихся с критериями оценок развернутого ответа, что позволяет учащемуся самостоятельно провести диагностику предлагаемых сочинений или собственного рассуждения;

2. осуществляет условие занимательности и наглядности. Наряду с этим у учащихся появляется возможность решать свои образовательные задачи, приобретать определённые компетенции;

3. в интерактивном режиме позволяет работать  с ключевыми понятиями критериев оценивания, провести экспертирование сочинений-рассуждений по балльной шкале;

4. закрепляет  навыки работы с компьютером (позволяет самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).

Авторская обучающая мультимедийная программа «Русский язык. Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание с развернутым ответом» является составной частью учебно-методического комплекса по подготовке учащихся к ЕГЭ, в который входят программа факультативного курса «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности» (для учащихся 10-11 классов) и учебно-методическое пособие, выпущенное издательством ТПУ для ЦДП ТПУ «Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С)».

Игра «Эксперт» дает представление учащимся  о работе  профессиональных экспертов, о тех особенностях и, главное, трудностях, с которыми неминуемо сталкивается член экспертной комиссии. Обретенные в ходе ролевой игры учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования  позволят в будущем учащимся более ответственно подойти к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, осознать свою заинтересованность в том, чтобы быть максимально и адекватно понятыми тем человеком, от которого  будет зависеть дальнейшая судьба всей экзаменационной работы. Следует заметить, что знакомство с критериями даст экзаменуемому также возможность при необходимости попытаться отстоять свою правоту на апелляционной комиссии.

Урок строится по следующему плану, который может быть использован при проведении подобных занятий и по другим учебным темам факультатива «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности».

План урока (в плане урока представлены этапы ролевой игры)

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия (эксперт, экспертиза, экспертная комиссия; критерии, какова их роль?). Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Знакомство с электронным тренингом. Объясняется ход работы. Напоминаются задачи проверки задания с развернутым ответом – сочинения-рассуждения. Отрабатывается по электронному тренингу совместно первый критерий (К1).

3. Проведение игры. 

1 этап. Учитель организует проведение игры. Далее роль тьютора группы выполняет электронное пособие. Учащиеся делятся на группы. Далее работа проводится уже самостоятельно по предложенному алгоритму в группах. Результаты заносятся в индивидуальный лист эксперта. Обсуждение результатов  - в группах. Выявленные проблемы, расхождение результатов, несогласие с мнением других экспертов – все фиксируется на отдельных листах (идет подготовка к общему обсуждению). Учащиеся т.о. знакомятся с критерием третьим (К3) и отрабатывают определенные умения по проверке фрагментов сочинений.

Общее обсуждение; рефлексия.

2 этап. Зачетное задание дается каждой группе – оценить полный текст ученического сочинения по критериям К1 и К3 (по исходному тексту С. Казначеева, тексты сочинений №№4, 5, 6). Условие: каждый ученик выставляет в листок эксперта свои баллы по критериям; затем проходит обсуждение полученных результатов; затем результаты сверяются с мнением профессиональных экспертов. Возможна корректировка результатов, но при этом требуется письменное объяснение исправлений. Листки экспертов сдаются учителю.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Обсуждение проделанной работы; рефлексия.

Домашнее задание: написать по предложенным исходным текстам свои сочинения с учетом ошибок, допущенных в экспертируемых работах. Провести взаимопроверку сочинений – рассуждений.

При подведении итогов игры участникам были предложены вопросы для обсуждения (рефлексии) и получены следующие результаты, приведенные ниже:

Вопросы

«Да»

«Нет»

Следует ли, на ваш взгляд, знакомить учащихся с критериями оценивания сочинения- рассуждения по исходному тексту?

100%

-

Считает ли вы знакомство с работой членов экспертной комиссии значимой, полезной для себя?

100%

-

Продуктивной оказалась  для вас работа в интерактивной форме?  (сравните ту же работу в обычном режиме, например по учебно-методическому пособию)

100%

-

Кроме того, следует отметить, что в общем качественный показатель (22-15 баллов) выполнения задания с развернутым ответом среди выпускников гимназии вырос: 2005 – 51%; 2006 – 59%; 2008 – 64%; 2010 – 65%, т.к. подготовка к выполнению задания части С КИМов с 2007г. велась по программе факультатива и учебно-методическому пособию, изданному в ТПУ, а с 2008г. – с применением электронного практикума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

Деловая речь. Деловое общение.

Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....