Методическая разработка урока "Правописание союзов"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Кадобная Ольга Юрьевна

Урок направлен на формирование универсальных учебных действий у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravopisanie_soyuzov.docx31.57 КБ
Файл urok.pptx861.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Правописание союзов»

10 класс

Цели:  

  1.  Образовательная: повторить, обобщить,  систематизировать  знания о союзах и правописании  союзов.
  2. Развивающая: развить навыки продуктивного типа мышления через разнообразные формы организации учебной деятельности.
  3. Воспитательная: воспитать коммуникативную культуру учащихся через  разные  формы работы; духовно-нравственные ценности.

Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран,  компьютер, презентация.

Ход урока:

Организационный момент. Рефлексия.

-  Здравствуйте!  Садитесь.

-  Для начала я хочу, чтобы вы посмотрели на слайд и сказали, что вы там видите? (Двери) Скажите, какие ассоциации у Вас возникли к  слову «дверь».  

(Дверь – препятствие, которое нужно преодолеть.

 Дверь - вход, открытие.)

I. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

Преодолев препятствие,  узнаете тему нашего урока.

                (тема прикрыта ребусом)

  1. Существительное, образованное способом сложения от слов «правильный» и «писать»
  2. Часть речи, имеющая корень  -юз-

- Молодцы, тема нашего урока - «Правописание  союзов».

- Итак, над чем мы сегодня будем работать? Какова цель нашего урока?  (повторить, обобщить,  систематизировать  знания о союзах и повторить и закрепить навыки  правописания союзов.)

II. Обобщение и систематизация знаний.

Повторение теории (работа в группах). Задача каждой группы представить свой ответ в виде таблицы.

В каждой группе есть лидер. Его задача координировать работу группы и оценить самого активного участника по критериям:

  1. правильность
  2. доступность изложения
  3. логика изложения
  4. речь
  5. эмоциональность

1 группа: Дать определение союза. На какие  группы делятся союзы по значению, строению и происхождению?

2 группа: Как пишутся союзы?  

Есть ли в русском языке союзы-синонимы, союзы-омонимы, союзы-антонимы?

 ( союзы-синонимы – да=и, да=но, зато=но, или=то есть; союзы-омонимы –

« да» в значении «и», «да» в значении «но».)

3 группа: Какие союзы соотносятся с другими частями речи? Как отличить союз от созвучных слов других частей речи? Составьте алгоритм.

Рубрика «Это интересно».

 Выступление  учащегося на тему «Происхождение союзов».

   Союз – слово пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Слово «союз» было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать, узы.  Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и словосочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия. Составные союзы появились в языке в 18 веке, и сразу же возникли трудности с их правописанием.

III. Работа с текстом.

Текст читает учитель, чтение сопровождается показом слайдов с изображением храма в Гелати.

«Чтобы боль каждого...»

1. В глубине Грузии есть местечко Гелати.  2. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.

    3. Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. 4. Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как нбесное пространство, времена.

    5. Все замерло и остановилось в Гелати. 6. Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.

    7. Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться Богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.
    8. В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

    9. Медленно и тихо ступил я в собор. 10. Он был темен от копоти. 11. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. 12.  В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок.  13. И то проступал скорбный глаз пресвятой Матери-Богородицы, то окровавленная нога распятого Спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.
    14. Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. 15. Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. 16. От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. 17. Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный Бог.

    18. Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели. 19. Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. 20. Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце. 21. Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей. 22. На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. 23.  Иные буквы и слова уже стерты ступнями человеческими. 24. Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-то антиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.  

   25. На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...».

   26. Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.

  1. Какие  чувства и мысли вызвал  у вас этот текст?

2. Как вы понимаете высказывание: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...»?

2. Работа в группах.

I группа: Определите стиль и тип речи текста. В предложениях  12-20 найдите  метафору.

II группа: Выпишите все союзы, дайте их характеристику.

III группа: Найдите в тексте производные союзы. Придумайте предложения с омонимичными частями речи.

Каждая группа работала очень хорошо. Задания были выполнены в полном объёме.

IV.  Переходим к следующему этапу работы.  Работа в парах.

Данные предложения поделить на 2 группы: с союзами и омонимичными ч/р.

   1- Выписать предложения с союзами.

   2-  Выписать  предложения с омонимичными  ч/р.

Проверить работу соседа и оценить.

  1. Что(бы) ни г…ворили, а я выполню эту работу.
  2. Мои спутники то(же) осматривали берег, но (в)виду имели совсем другое.
  3. Что сходит с рук в…рам, за(то) в…ришек бьют.
  4. Ружье – вещ… благ…родная, при(том) и укр..шение в комнате приятное.
  5. Все громко заг..ворили, при(чем) старались перекричать друг друга.
  6.  При(том) материале прил..гается справка.

V. Устно. Работа с учебником. Выполнить упр. 336(305). Учебник «Русский язык 10-11 класс», автор Н.Г. Гольцова.  

VI. Задание «Проверь себя».                                                                                              Запишите предложения  под диктовку, а затем сверить с предложениями на экране.

1.О людях надо судить по тому, сколько и как они в жизни сделали.

2.Истина необходима человеку так  же, как слепому поводырь.

3.Мне хотелось бы, чтобы счастье пришло, как заслуга.

4.Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

5.Не будьте равнодушны, потому что равнодушие смертоносно для души человека.

VII. Тест.

Укажите предложение с союзом зато:

1.За(то) сестра Таня всегда отличалась на сцене, играя на разных любительских спектаклях.

2. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.

3. Спрячься за(то) дерево.

 Укажите предложение с местоимением и частицей бы:

1. Все их усилия направлены были на то, что(бы) посеять пшеницу.

2. И что(бы) она ни делала, за что(бы) она ни принималась - всё выходит у неё красиво.
3.Что(бы) вода текла – камень сдвинь руками.

Укажите предложение с союзом также:
1. Не уметь ценить своё время так(же) неудобно, как и не уметь читать и писать
2. Молод тот, кто вечером чувствует себя так(же), как утром.
3. Учился он так(же) хорошо.

 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. Что(бы)  воспитать щенка, необходимо много усилий, за(то) сколько радости он вам доставит!

2. Младший сын так(же) любит книги, как и все в нашей семье, по(этому)  у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

3. Что(бы) рыбка клевала так(же) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

4. Я благодарю Вас, а так(же) Вашего секретаря за(то), что мне дали возможность изучить этот проект.  

Подведение итогов урока.

- Вернёмся к теме нашего урока. Какую цель Вы поставили?  Достигли ли вы цели?

Оценивание.

Лидеры групп оценивают самых активных участников.

Рефлексия.

- Дверь.

Что на уроке  было для вас открытием?

Домашнее задание.

1 вариант - выпишите предложения  с союзами.

2 вариант - выпишите предложения  с омонимичными ч/р.

(из романа  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», I часть.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ребус 1. Существительное, образованное способом сложения от слов «правильный» и «писать». 2 . Часть речи, имеющая корень - юз - .

Слайд 3

Гелати (XII век) Монастырь Гелати основан и построен царём Давидом (Строителем) в 1106 году.

Слайд 6

Фрески

Слайд 10

1.Что бы ни говорили, а я выполню эту работу. 2.Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. 3. При том материале прилагается справка. 1.Мои спутники тоже осматривали берег, но в виду имели совсем другое. 2.Ружье – вещь благородная, притом и украшение в комнате приятное. 3.Все громко заговорили, причем старались перекричать друг друга.

Слайд 11

1.О людях надо судить по тому, сколько и как они в жизни сделали . 2.Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь . 3.Мне хотелось бы, чтобы счастье пришло, как заслуга .

Слайд 12

4.Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим . 5.Не будьте равнодушны, потому что равнодушие смертоносно для души человека.

Слайд 13

Тест I . Укажите предложение с союзом зато: 1.За(то) сестра Таня всегда отличалась на сцене, играя на разных любительских спектаклях. 2. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. 3. Спрячься за(то) дерево. II . Укажите предложение с местоимением и частицей бы: 1. Все их усилия направлены были на то, что(бы) посеять пшеницу. 2. И что(бы) она ни делала, за что(бы) она ни принималась - всё выходит у неё красиво. 3.Что(бы) вода текла – камень сдвинь руками.

Слайд 14

III . Укажите предложение с союзом также : 1. Не уметь ценить своё время так(же) неудобно, как и не уметь читать и писать 2. Молод тот, кто вечером чувствует себя так(же), как утром. 3. Учился он так(же) хорошо. IV . В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно ? 1 . Что(бы) воспитать щенка, необходимо много усилий, за(то) сколько радости он вам доставит! 2. Младший сын так(же) любит книги, как и все в нашей семье, по(этому) у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения. 3. Что(бы) рыбка клевала так(же) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей. 4. Я благодарю Вас, а так(же) Вашего секретаря за(то) , что мне дали возможность изучить этот проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Союз"

Методическая разработка урока русского языка  по теме "Союз" с использованием ИКТ направлена на организацию повторения и обобщения изученного по данной теме в 7 классе....

Учебно-методическая разработка урока русского языка по теме:"Слитное написание союзов".

Данная разработка содержит актуальный материал,призванный помочь учителю более качественно излагать учащимся такой материал,как правописание союзов....

Методическая разработка по теме "Предлоги и союзы времени в простом и сложноподчиненном предложении"

Материал подан в виде презентации для удобства восприятия на обобщающе-закрепляющем уроке. Презентация создана на базе программы "Французский язык, 8 класс" для школ с углубленным изучением французско...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Жизнь-подвиг К.В.Сухова, прославленного лётчика, Героя Советского Союза, выпускника школы № 3 г. Новочеркасска . Методическая разработка

        Данная  работа, связанная с увековечиванием памяти тех, кто ратным и воинским трудом ковал Победу в годы Великой Отечественной войны, способствует воспитанию па...

Друзья мои, прекрасен наш союз! Методическая разработка классного часа

Классный час Тема:  Друзья  мои, прекрасен наш союз! Цели:     -расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина,     -развивать умен...