Элективный курс "Ономастика. История имен и названий"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 города Кызыла.
Элективный курс
Ономастика. История имен и названий.
8 класс общеобразовательных школ
(для дополнительного образования учащихся).
Солагай Елена Монгуновна,
учитель русского языка и
литературы 1 категории
МБОУ СОШ № 2 города Кызыла.
КЫЗЫЛ - 2012
Программа элективного курса.
Ономастика. История имен и названий.
16 часов. 8 класс.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Ономастика. История имен и названий» рассчитан на 16 часов. Данный курс предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательных тувинских школ.
Это межпредметный курс, что обусловлено, прежде всего, особенностями самой науки, возникшей на стыке лингвистики, географии и истории. Также курс тесно связан с тувинской топонимикой. При изучении некоторых тем привлекается литературная ономастика.
Данный элективный курс требует серьезной работы учителя, поскольку предлагаемый материал либо отсутствует в программе средней школы, либо изучается в очень малом объеме. В основном курс охватывает два наиболее интересных и обширных раздела ономастики — антропонимику и топонимику. Темы, касающиеся местной топонимии, дают возможность творчески подойти к отбору материала. Каждый учитель может использовать при изучении этих тем микротопонимию своего района (работа со знакомыми названиями для школьников наиболее увлекательна, так как, во-первых, предполагает их непосредственное участие в сборе ономастического материала, а во-вторых, позволяет взглянуть на известные факты по-новому).
ЦЕЛИ:
- углубление знаний учащихся о малоизвестной для них области лингвистики, осмысление места ономастики в системе русского языка;
- совершенствование умения видеть внутреннюю форму слова.
Курс также помогает в освоении некоторых грамматических и орфографических норм русского и тувинского языка.
ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с ономастикой как наукой, с ее областями, показать связь ономастики с другими предметами (историей, географией);
- формировать навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации материала;
- дать учащимся список основных научных и справочных изданий по данной теме;
- познакомить с разнообразием и системностью названий, с классификацией различных типов ономастического материала и методами сбора названий ( в том числе на практических занятиях);
- научить определять внутреннюю форму наименований на основе этимологического и словообразовательного анализа; закрепить знания о правописании и употреблении имен собственных.
В первой части списка литературы предложены популярные издания, написанные доступно для учащихся. Эти источники могут быть использованы и учениками, и учителем для подготовки к занятиям. Во второй раздел списка включены монографии и другая специальная литература, рекомендуемая для более глубокого изучения темы учителем. Этот список далеко не исчерпывающий, каждый может дополнить его по своему усмотрению.
(в частности обратившись к журналам «Русский язык в школе» и «Русская речь», где регулярно публикуются статьи, посвященные анализу топонимов и антропонимов).
Основными формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения курса ученики должны получать представления об основных разделах ономастики, владеть основной ономастической терминологией, ориентироваться в специальной литературе и самостоятельно находить нужную информацию по теме. Учащиеся должны иметь знание о принципах словообразования и словообразовательных моделях в ономастике, отличать народную этимологию от истинного происхождения названия, в некоторых случаях уметь определять мотивированность или немотивированность названия, находить системные связи между наименованиями. Также учащиеся должны знать происхождение отдельных топонимов и антропонимов, уметь определять роль значимых имен и названий в литературных произведениях, владеть навыками правильного написания и употребления в речи имен собственных.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
ТЕМА 1. ОНОМАСТИКА КАК НАУКА.
Имена собственные и нарицательные, переход слов из одного разряда в другой.
Области ономастики (антропонимика, топонимика, зоонимика, астронимика и др.). Межпредметные связи (с географией, историей, краеведением). Роль внеязыковых факторов в развитии ономастики.
Практикум по правописанию собственных имен. Прописная и строчная буква в именах собственных.
ТЕМА 2. АНТРОПОНИМИКА.
Происхождение личных имен. Дохристианские славянские имена, их близость к нарицательным, Имена-обереги.
Святцы. Греческие и латинские заимствования. Исконно славянские имена.
«Красные святцы» - пример словотворчества в русской антропонимии.
Происхождение русских фамилий и отчеств.
Происхождение тувинских имен.
Исконно-тувинские имена. Тибетские имена. Монгольские имена.
Имятворчество в послереволюционное время. Современные тувинские имена.
Фамилии и отчества тувинцев. Их происхождение.
Функционирование имен в речи. (неофициональные, «домашние» имена). Прозвища.
ТЕМА 3. ТОПОНИМИКА КАК ОБЛАСТЬ ОНОМАСТИКИ.
Возникновение топонимики. Виды топонимов. Исторические и географические методы изучения топонимов. Принципы номинации. Городская и сельская топонимика.
Местные географические термины и их роль в образовании топонимов.
Наиболее древние названия географических объектов (гор, рек). Топонимическая топонимия.
ТЕМА 4. НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ НА КАРТЕ РОССИИ.
Наиболее продуктивные способы номинации населенных пунктов, Суффикс -ск_ в русской топонимии, правописание названий с суффиксом -ск-. Происхождение отдельных названий.
ТЕМА 5. ТОПОНИМИЯ ТУВЫ.
Собственно тувинские топонимы. Тувинские топонимы древнетюркского, монгольского и самодийского происхождения.
Аппелятивы.
ТЕМА 6. ТОПОНИМИЯ КЫЗЫЛА И БЛИЗЛЕЖАЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ.
Гидронимы Енисей, Каа-Хем, Пий-Хем, Кундустуг, Тос-Булак, Серебрянка, Донмас-Суг. Их происхождение и значение.
Оронимы Догээ, Хербис, Ондум, Боом, Кок-Тей. Их происхождение и значение.
ТЕМА 7. УРБАНОНИМИЯ
(названия более мелких городских объектов - магазинов,остановочных пунктов и т. п.)
Основные принципы номинации. Современные тенденции развития урбанонимии, их сходство с дореволюционными традициями называния.
Нарушение норм русского языка при образовании названий (неблагозвучие, избыток аббревиатур). Одноименность как причина снижения различительной функции имени.
Неофициальные названия, причина их появления, употребление их в речи.
ТЕМА 8. «ЛИТЕРАТУРНАЯ ОНОМАСТИКА».
Псевдонимы. Антропонимы и топонимы в литературных произведениях (из курса русской литературы 5-8 класса).
ТЕМА 9. Итоговая работа.
Подготовка учащимися собственных исследований на выбранную тему и защита реферата на заданную тему.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1 | Ономастика как наука | 2 | Лекция, составление конспекта, работа со справочной литературой. Подбор материала. |
2 | Антропонимика | 2 | Лекция, составление конспекта, работа со справочной литературой. Исследовательская деятельность. Подбор и анализ материала, Доклады и сообщения учащихся, их обсуждение. |
3 | Топонимика как область ономастики | 2 | Лекция, составление конспекта. Работа со справочной литературой, Подготовка докладов и сообщений, их обсуждение. |
4 | Названия городов на карте России | 1 | Лекция, составление конспекта. Работа со справочной литературой. Подбор и анализ материала. Сообщения и доклады учащихся, их обсуждение. |
5 | Топонимия Тувы | 2 | Лекция, составление конспекта. Работа со справочной литературой. Исследовательская деятельность. Сообщения и доклады учащихся. Обсуждение. |
6 | Топонимия Кызыла | 2 | Исследовательская деятельность. Сообщения и доклады. Обсуждение. Экскурсия по Кызылу. |
7 | Урбанонимия | 2 | Составление конспекта, Подбор, анализ материала. Экскурсия по Кызылу. Доклады и сообщения учеников. |
8 | Литературная ономастика | 2 | Работа со справочной литературой. Исследовательская деятельность. Анализ литературных произведений. Доклады и сообщения учеников. |
9 | Итоговая работа | 1 | Подготовка исследовательских работ, их защита. |
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих
формах:
- Защита реферата.
- Участие в семинаре, конференции. (доклад, исследовательская работа).
- Создание проекта.
ЛИТЕРАТУРА.
Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М. , 1983.
Введенская Л. А. Колесников Н. П., От собственных имен к нарицательным.М., 1981.
Горбаневский М. В. Происхождение географических названий. М., 1983.
Горбаневский М. В. Города России, Энциклопедия. М., 1994
Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 1974.
Мурзаев Э. М. География в названиях. М., 1982.
Никонов В. А. Введение в топонимику. М., 1965.
Никонов В. А.,Ономастика, М.,1969.
Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы, Кызыл, 2008.
Ондар Б. К. Монографический сборник. Тувинская топонимика. Сопоставительный анализ топонимии Тувы с топонимией Южной Сибири и другой тюркоязычной территорией, Кызыл, 2008.
Петровский Н. А. Словарь русских личных имен, 5 изд. Доп., М. 1996.
Попов А. И. Географические названия: Введение в топонимику, М., 1965.
Потанихина И. Н. Городская неофициальная топонимика/ РЯШ, 2008-№10.
Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь, М., 1998.
Сат Ш. Ч. Формирование и развитие тувинского национального языка, Кызыл, 1973.
Сердобов Н. А. Историческое формирование тувинской нации, Кызыл, 1971.
Суперанская А. В. Что такое топонимика? М., 1985.
Татаринцев Б. И. О некоторых древних топонимах тюркского происхождения., /Вопросы тувинского языкознания, Кызыл, 1993.
Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Граница между Европой и Азией. Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России.
Граница между Европой и Азией.Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России....
История Когалыма в названиях улиц.
Городу Когалыму нет ещё и 30 лет. Но у него уже есть своя история. Кто строил наш город? Почему первопроходцы улицы назвали так, а не иначе... Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательн...
История отдельных местных названий. Нечерезий.
В работе описывается происхождение названия аула Нечерезий, рассуждение ожизни жителей аула....
"История села в названиях улиц"
Исследовательская работа по изучению истории улиц села Шибертуй. Работа удостоена диплома 2 степени республиканской конференции "Серебряная альфа"...
История страны в названиях улиц и площадей
Статья о названиях улиц и площадей р.п. Средняя Ахтуба, имеющих отношение к истории страны....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Расширение круга имен собственных: названия рек, озер".
Цель: расширить знания о правописании большой буквы в именах собственных.Задачи:Образовательные:- познакомить с правописанием большой буквы в названиях рек и озер;- формировать навык правописания...
Реферат на тему: История ВОв в названии улиц г. Ессентуки. «Улица имени Овчинникова Н.Т.»
Имена Героев Советского Союза-ессентучан присвоят трём улицам в квартале индивидуальной жилой застройки в районе улицы Никольская. В годы войны это высокое звание получили 11 ессентучан. По иници...