Элективный курс "Ономастика. История имен и названий"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Солагай Елена Монгуновна

История имен и названий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                              Средняя общеобразовательная школа №2 города Кызыла.

                      Элективный курс

              Ономастика.  История имен и названий.

 

                     8 класс общеобразовательных школ                        

             (для дополнительного  образования учащихся).

                                                                                                   Солагай Елена Монгуновна,

                                                                                                   учитель русского языка и

                                                                                                   литературы 1 категории

                                                                                                   МБОУ СОШ № 2 города Кызыла.

                                                                КЫЗЫЛ - 2012

                         

                                     Программа элективного курса.  

               

            Ономастика. История имен и названий.

                            16 часов. 8 класс.

           Пояснительная записка.

   Элективный курс «Ономастика. История имен и названий» рассчитан на 16 часов. Данный курс предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательных тувинских школ.

   Это межпредметный курс, что обусловлено, прежде всего, особенностями самой науки, возникшей на стыке лингвистики, географии и истории. Также курс тесно связан с тувинской топонимикой. При изучении некоторых тем привлекается литературная ономастика.

   Данный элективный курс требует серьезной работы учителя, поскольку предлагаемый материал либо отсутствует в программе средней школы, либо изучается в очень малом объеме. В основном курс охватывает два наиболее интересных и обширных раздела ономастики — антропонимику и топонимику. Темы, касающиеся местной топонимии, дают возможность творчески подойти к отбору материала. Каждый учитель может использовать при изучении этих тем микротопонимию своего района (работа со знакомыми названиями для школьников наиболее увлекательна, так как, во-первых, предполагает их непосредственное участие в сборе ономастического материала, а во-вторых, позволяет взглянуть на известные факты по-новому).

  ЦЕЛИ:

  1. углубление знаний учащихся о малоизвестной для них области лингвистики, осмысление места ономастики в системе русского языка;
  2. совершенствование умения видеть внутреннюю форму слова.

     Курс также помогает в освоении некоторых грамматических и орфографических норм русского и тувинского языка.  

        ЗАДАЧИ:

  1. познакомить учащихся с ономастикой как наукой, с ее областями, показать связь ономастики с другими предметами (историей, географией);
  2. формировать навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа  и классификации материала;
  3. дать учащимся список основных научных и справочных изданий по данной теме;
  4. познакомить с разнообразием и системностью названий, с классификацией различных типов ономастического материала и методами сбора названий ( в том числе на практических занятиях);
  5.  научить определять внутреннюю форму наименований на основе этимологического и словообразовательного анализа; закрепить знания о правописании и употреблении имен собственных.

     В первой части списка литературы предложены популярные издания, написанные доступно для учащихся. Эти источники могут быть использованы и учениками, и учителем для подготовки к занятиям. Во второй раздел списка включены монографии и другая специальная литература, рекомендуемая для более глубокого изучения темы учителем. Этот список далеко не исчерпывающий, каждый может дополнить его по своему усмотрению.

(в частности обратившись к журналам «Русский язык в школе» и «Русская речь», где регулярно публикуются статьи, посвященные анализу топонимов и антропонимов).

   Основными формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  В результате изучения курса ученики должны получать представления об основных разделах ономастики, владеть основной ономастической терминологией, ориентироваться в специальной литературе и самостоятельно находить нужную информацию по теме. Учащиеся должны иметь знание о принципах словообразования и словообразовательных моделях в ономастике, отличать народную этимологию от истинного происхождения названия, в некоторых случаях уметь определять мотивированность или немотивированность названия, находить системные связи между наименованиями. Также учащиеся должны знать происхождение отдельных топонимов и антропонимов, уметь определять роль значимых имен и названий в литературных произведениях, владеть навыками правильного написания и употребления в речи имен собственных.

   СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ТЕМА 1. ОНОМАСТИКА КАК НАУКА.

  Имена собственные и нарицательные, переход слов из одного разряда в другой.

  Области ономастики (антропонимика, топонимика, зоонимика, астронимика и др.).                                 Межпредметные связи (с географией, историей, краеведением).    Роль внеязыковых факторов в развитии ономастики.

  Практикум по правописанию собственных имен. Прописная и строчная буква в именах собственных.

ТЕМА 2. АНТРОПОНИМИКА.

   Происхождение личных имен. Дохристианские славянские имена, их близость к нарицательным, Имена-обереги.

  Святцы. Греческие и латинские заимствования. Исконно славянские имена.

  «Красные святцы» - пример словотворчества в русской антропонимии.

   Происхождение русских фамилий и отчеств.

   Происхождение тувинских имен.

    Исконно-тувинские имена.  Тибетские имена.    Монгольские     имена.

   Имятворчество в послереволюционное время. Современные тувинские имена.

   Фамилии и отчества тувинцев. Их происхождение.

   Функционирование имен в речи. (неофициональные, «домашние» имена). Прозвища.

ТЕМА 3. ТОПОНИМИКА КАК ОБЛАСТЬ  ОНОМАСТИКИ.

   Возникновение топонимики. Виды топонимов. Исторические и географические методы  изучения топонимов. Принципы номинации. Городская и сельская топонимика.

   Местные    географические термины и их роль в образовании топонимов.

   Наиболее древние названия географических объектов (гор, рек). Топонимическая топонимия.

   

ТЕМА 4. НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ НА КАРТЕ РОССИИ.

Наиболее продуктивные способы номинации населенных пунктов, Суффикс  -ск_ в русской топонимии, правописание названий с суффиксом -ск-. Происхождение отдельных названий.

       

ТЕМА 5. ТОПОНИМИЯ ТУВЫ.

Собственно тувинские топонимы. Тувинские топонимы    древнетюркского, монгольского и самодийского  происхождения.  

Аппелятивы.

ТЕМА 6. ТОПОНИМИЯ КЫЗЫЛА И БЛИЗЛЕЖАЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ.

 Гидронимы Енисей, Каа-Хем, Пий-Хем, Кундустуг, Тос-Булак, Серебрянка, Донмас-Суг.  Их происхождение и значение.

Оронимы Догээ, Хербис, Ондум, Боом, Кок-Тей. Их происхождение и значение.

ТЕМА 7. УРБАНОНИМИЯ 

(названия более мелких городских объектов - магазинов,остановочных пунктов и т. п.)

       Основные принципы номинации. Современные тенденции развития урбанонимии, их сходство с дореволюционными традициями называния.

       Нарушение норм русского языка при образовании названий (неблагозвучие, избыток аббревиатур). Одноименность как причина снижения различительной функции имени.

      Неофициальные названия, причина их появления, употребление их в речи.

ТЕМА 8. «ЛИТЕРАТУРНАЯ ОНОМАСТИКА».

      Псевдонимы.  Антропонимы и топонимы в литературных произведениях (из курса русской литературы 5-8 класса).

ТЕМА 9. Итоговая работа.

      Подготовка учащимися собственных исследований на выбранную тему и защита      реферата на заданную тему.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

          ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Ономастика как наука

2

Лекция, составление конспекта, работа со справочной литературой. Подбор материала.

2

Антропонимика

2

Лекция, составление конспекта, работа со справочной литературой. Исследовательская деятельность. Подбор и анализ материала, Доклады и сообщения учащихся, их обсуждение.

3

Топонимика как область ономастики

2

Лекция, составление конспекта. Работа со справочной литературой, Подготовка докладов и сообщений, их обсуждение.

4

Названия городов на карте России

1

Лекция, составление конспекта. Работа со справочной литературой. Подбор и анализ материала. Сообщения и доклады учащихся, их обсуждение.

5

Топонимия Тувы

2

Лекция, составление конспекта. Работа со справочной литературой. Исследовательская деятельность. Сообщения и доклады учащихся. Обсуждение.

6

Топонимия Кызыла

2

Исследовательская деятельность. Сообщения и доклады. Обсуждение.

Экскурсия по Кызылу.

7

Урбанонимия

2

Составление конспекта, Подбор, анализ материала. Экскурсия по Кызылу. Доклады и сообщения учеников.

8

Литературная ономастика

2

Работа со справочной литературой. Исследовательская деятельность. Анализ литературных произведений. Доклады и сообщения учеников.

9

Итоговая работа

1

Подготовка исследовательских работ, их защита.

 

      ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

      Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих

     формах:

  1. Защита реферата.
  2. Участие в семинаре, конференции. (доклад, исследовательская работа).
  3. Создание проекта.

                                          ЛИТЕРАТУРА.

Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М. , 1983.

Введенская Л. А. Колесников Н. П., От собственных имен к нарицательным.М., 1981.

Горбаневский М. В.  Происхождение географических названий. М., 1983.

Горбаневский М. В.  Города России, Энциклопедия. М., 1994

Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 1974.

Мурзаев Э. М. География в названиях. М., 1982.

Никонов В. А. Введение в топонимику. М., 1965.

Никонов В. А.,Ономастика, М.,1969.

Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы, Кызыл, 2008.

Ондар Б. К. Монографический сборник. Тувинская топонимика. Сопоставительный анализ топонимии Тувы с топонимией Южной Сибири и другой тюркоязычной территорией, Кызыл, 2008.

  Петровский Н. А. Словарь русских личных имен, 5 изд. Доп., М. 1996.

Попов А. И. Географические названия: Введение в топонимику, М., 1965.

Потанихина И. Н. Городская неофициальная топонимика/ РЯШ, 2008-№10.

Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь, М., 1998.

Сат Ш. Ч. Формирование и развитие тувинского национального языка, Кызыл, 1973.

Сердобов Н. А. Историческое формирование тувинской нации, Кызыл, 1971.

Суперанская А. В. Что такое топонимика? М., 1985.

Татаринцев Б. И. О некоторых древних топонимах тюркского происхождения., /Вопросы тувинского языкознания, Кызыл, 1993.

Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Граница между Европой и Азией. Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России.

Граница между Европой и Азией.Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России....

История Когалыма в названиях улиц.

Городу Когалыму нет ещё и 30 лет. Но у него уже есть своя история. Кто строил наш город? Почему первопроходцы улицы назвали так, а не иначе... Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательн...

История отдельных местных названий. Нечерезий.

В работе описывается происхождение названия аула Нечерезий, рассуждение  ожизни жителей аула....

"История села в названиях улиц"

Исследовательская работа по изучению истории улиц села Шибертуй. Работа удостоена диплома 2 степени республиканской конференции "Серебряная альфа"...

История страны в названиях улиц и площадей

Статья о названиях улиц и площадей р.п. Средняя Ахтуба, имеющих отношение к истории страны....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Расширение круга имен собственных: названия рек, озер".

Цель: расширить знания о правописании большой буквы в именах собственных.Задачи:Образовательные:- познакомить с правописанием большой буквы в названиях рек и озер;- формировать навык правописания...

Реферат на тему: История ВОв в названии улиц г. Ессентуки. «Улица имени Овчинникова Н.Т.»

Имена Героев Советского Союза-ессентучан присвоят трём улицам в квартале индивидуальной жилой застройки в районе улицы Никольская. В годы войны это высокое звание получили 11 ессентучан. По иници...