История Когалыма в названиях улиц.
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Городу Когалыму нет ещё и 30 лет. Но у него уже есть своя история. Кто строил наш город? Почему первопроходцы улицы назвали так, а не иначе... Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково – исследовательский характер. Общепризнано, что краеведческие знания имеют большое образовательно – воспитательное значение, становятся наиболее важными при решении проблемы патриотического воспитания молодежи. Воспитание любви к своей Родине начинается, прежде всего, с воспитания любви к своей «малой родине» – своему родному краю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_istoriya_moego_goroda_v_nazvaniyakh_ulits.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «История города Когалыма в названиях улиц».
Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Актуальность проектной деятельности: ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково – исследовательский характер. Общепризнано, что краеведческие знания имеют большое образовательно – воспитательное значение, становятся наиболее важными при решении проблемы патриотического воспитания молодежи. Воспитание любви к своей Родине начинается, прежде всего, с воспитания любви к своей «малой родине» – своему родному краю.
Обучающиеся 7 класса обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У них появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно – патриотических чувств необходимо ставить перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, округа, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора. О воспитании у школьников любви к родному краю писали В.С. Сухомлинский, С.А. Козлова.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Процесс приобщения школьников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно – ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.
Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей любви к родному краю. Технология проектного обучения является одним из типов развивающего обучения. Организация обучения истории по методу проектов предполагает превращение учащихся в субъектов деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: творческий, исследовательский.
По времени проведения: долгосрочный (год)
По характеру контактов: в рамках ОУ; работа в социуме.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Цели работы:
- формирование у детей ключевых компетенций;
- установление связей между историей города и названиями улиц;
- сбор и систематизация материалов об истории города;
- воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
- воспитание чувства гордости за город, в котором живем;
- расширение кругозора.
Задачи:
- формирование представления детей о родном крае и родном городе;
- закрепление знаний о знакомых улицах, где находится дом, школа, пути следования от дома до школы;
- воспитание умения видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей;
- формирование общих представлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;
- воспитание чувства гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
Проблемные вопросы:
- Сколько улиц в нашем городе?
- Откуда берутся названия улиц?
- Самые особенные улицы в нашем городе?
- Как названия улиц связаны с историей города?
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. | Консультируют в оформлении отчета. |
Источники информации — энциклопедии и другие книги о родном крае. Интернетресурсы. Экскурсии.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини – конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно – групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новы учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• обучатся правилам написания исследовательских работ;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов;
• сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем;
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
№ п/п | Тема занятия | Кол – во часов |
1. Погружение в проект | ||
1. | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.) | 1 |
2. Планирование деятельности | ||
2. | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 1 |
3. | Организация группы; распределение амплуа в группах; планирование деятельности по решению задач проекта; обсуждение возможных форм презентации результатов. | |
4. | Знакомство с методами поиска научной информации, работы в библиотеке. | 1 |
5. | Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». | 1 |
6. | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 1 |
7. | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 1 |
8. | Практическое занятие. Организация исследования. | 1 |
9. | Культура мышления. | 1 |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | ||
10. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 |
11. | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 |
12. | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 1 |
13. | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. | 1 |
14. | Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». | 1 |
15. | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ. | 1 |
16. | Поиск информации в Интернете. | 1 |
4. Оформление результатов | ||
17. | Начало оформления проекта. Начало оформления творческих работ. | 1 |
18. | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | 1 |
19. | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. | 1 |
20. | Работа по составлению эссе, очерков, заметок. Работа с респондентами. | 1 |
21. | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ. | 1 |
22. | Поиск информации в Интернете. | 1 |
23. | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ. | 1 |
24. | Работа с респондентами. | 1 |
25. | Оформление проекта. | 1 |
26. | Оформление проекта. | 1 |
27. | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 |
5. Презентация результатов | ||
28. | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 |
29. | Практическое занятие. Подготовка к защите. | 1 |
30. | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 |
31. | Презентация результатов. Выступление на школьной НПК. | 1 |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | ||
32. | Обобщение и анализ полученных результатов. Подведение итогов обучения. | 1 |
33. | Оценивание умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. | 1 |
34. | Акцентирование внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 1 |
35. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Микротопонимия города Балакова. (История названия улиц)
Данный материал предназначен для проведения урока краеведения по теме "Микротопонимия города Балакова". Урок проводится на основе использования проекта ГлобалЛаб. Он активизирует поисковую, проектную...
Программа проектной деятельности по истории «История поселка Степное в названиях улиц»
С целью развития у ребят нравственно – патриотических чувств необходимо ставить перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, поселка, к событиям прошлых лет, обобщить и с...
"Легендарная топонимика. История названия улиц села Ермоловка".
Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не спросил себя почему именно так, а не иначе названы его родные деревня или город, речка, текущая под оврагом, улица, на которой он живет. Я предпол...
"История села в названиях улиц"
Исследовательская работа по изучению истории улиц села Шибертуй. Работа удостоена диплома 2 степени республиканской конференции "Серебряная альфа"...
История страны в названиях улиц и площадей
Статья о названиях улиц и площадей р.п. Средняя Ахтуба, имеющих отношение к истории страны....
Урок "История города в названиях улиц"
Разработка урока по краеведческому компоненту. В конспекте представлен результат исследовательской работы учащихся....
Реферат на тему: История ВОв в названии улиц г. Ессентуки. «Улица имени Овчинникова Н.Т.»
Имена Героев Советского Союза-ессентучан присвоят трём улицам в квартале индивидуальной жилой застройки в районе улицы Никольская. В годы войны это высокое звание получили 11 ессентучан. По иници...