Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Расширение круга имен собственных: названия рек, озер".
план-конспект урока

Стригунова Марина Владимировна

Цель: расширить знания о правописании большой буквы в именах собственных.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с правописанием большой буквы в названиях рек и озер;

- формировать навык правописания большой  буквы в именах собственных.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, аналитико-синтетическую деятельность;

- расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению;

- способствовать воспитанию любви к родному краю, своей малой родине.

Работать над формированием БУД:

личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком , мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания;

познавательные: формирование познавательной цели, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, выбор оснований для классификации, доказательство;

регулятивные: постановка учебной задачи, контроль, оценка (осознание качества и уровня усвоения)

коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли, инициативное сотрудничество в парах, группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

Конспект урока

русского языка в 4 классе

по теме: «Расширение круга имен собственных: названия рек, озер".

Подготовила:  Стригунова М.В. – учитель начальных классов.                                                                    

Тема: Расширение круга имен собственных: названия рек, озер.

Цель: расширить знания о правописании большой буквы в именах собственных.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с правописанием большой буквы в названиях рек и озер;

- формировать навык правописания большой  буквы в именах собственных.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, аналитико-синтетическую деятельность;

- расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению;

- способствовать воспитанию любви к родному краю, своей малой родине.

Работать над формированием БУД:

личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком , мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания;

познавательные: формирование познавательной цели, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, выбор оснований для классификации, доказательство;

регулятивные: постановка учебной задачи, контроль, оценка (осознание качества и уровня усвоения)

коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли, инициативное сотрудничество в парах, группах

Оборудование:

- карточки с текстами;

- наборы букв для составления названия рек;

- названия рек, озера;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация;

- физическая карта Краснодарского края;

- магнитная доска;

- тренажер для зрительной гимнастики;

- цветные фишки;

- карточки с домашним заданием.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение и пусть наш урок принесет вам всем успех!

А чтобы наша работа была успешной, вспомним некоторые правила успешной работы на уроке:

Игра: «Доскажи словечко».

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон.

- Это школа №8? Четвертый класс?  Значит я по адресу – вам письмо.

Детям предлагается открыть конверт: они обнаруживают послание – в нем   говорится, что злой волшебник стер с карты нашего края названия рек и озер. «Ключом» от злых чар будут правильно написанные задания;

- Готовы ли вы ребята помочь восстановить названия рек и озер?

(Слайд 2)

II. Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика

–Подготовим пальчики для письма. 

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинный,

Этот пальчик сильный,

Этот пальчик большачок,

А все вместе – кулачок!

Работа в тетрадях:

Минутка чистописания.

- Ребята, пропишите на первой строке свою фамилию, а на второй имя.

На доске образец:

Первая строка - фамилия  Семенова

Вторая строка - имя Маша

- С какой буквы вы напишите фамилию и имя? (С большой буквы)

- Почему мы пишем имя и фамилию с большой буквы? ( Это имена собственные)

Анализируем написанное. (Самооценка « зеленая фишка»)

III. Сообщение темы урока:

На магнитной доске слова:

Краснодар, Армавир, Москва, Курганинск, Белореченск( Физическая карта Краснодарского края с обозначением городов)

- Что такое Краснодар, Армавир, Москва? Как их можно назвать, одним словом? (Города)

- Запишите названия городов, но прежде вспомним, с какой буквы вы будете их писать? (С большой буквы)

Докажите, что заглавная буква в словах  употреблена правильно. (Названия городов относятся к именам собственным.Имена собственные пишутся с большой буквы).

- Зачем городам нужны названия? (Различать друг друга)

- Какое слово из шести здесь «лишнее» и почему? ( Лишнее слово – Москва, т.к. все города находятся на территории Краснодарского края, а Москва – нет) (Слайд 3)

 Название, какого города можно было бы добавить? (Название нашего города –Лабинск)

 Запишите это название. С какой буквы записали название города? (С большой буквы)

 Физминутка для глаз.

На указке картинка с изображением бабочки.

- Давайте «полетим» за бабочкой.

IV.  Сообщение темы урока.

 Мотивация учебной деятельности.

- Посмотрите внимательно на доску. (На доске написаны слова Лаба, Кукса, Чамлык, Белая)

- Вам знакомы эти названия? Что они называют? (Они называют реки)

- Скажите, с какой буквы вы будете писать эти слова? (С большой)
- Почему? (Это названия рек) 
- Ребята, какое правило, мы с вами вспомнили, записывая названия городов?

(Слайд 4)

- А как вы думаете, название рек относится к именам собственным? (Да)

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Имена собственные» и узнаем, что названия рек и озёр тоже пишутся с большой буквы. (Слайд 5)

V. Наблюдение за именами собственными.

- У вас на партах  карточки с текстом, каждый возьмёт себе карточку и прочитает текст:

На уроке Кубановедения мы изучали карту Лабинскогорайона. Я учусь ею пользоваться. Нашел свой городЛабинск. Увидел, где находятся реки Лаба, Кукса, Чамлык. Узнал, что всоседнем районе есть озера – это  Круглое и Черное . (Слайд 6)

Найдите в первом предложении имя собственное (Лабинский).

Почему это слово написано с заглавной буквы? (Это имя собственное, название района)

- Какие названия рек встретились в тексте? С какой буквы они написаны?

- О главной реке Лабинскогорайона вам расскажет (Ф. И. ученика).

Сообщение 1. Река  Лаба (приложение) (Слайд 7)

- Теперь снова вернёмся к нашему тексту.

- Название, какого озера встретилось в тексте? (Круглое)

- Про это озеро вам расскажет (Ф. И. ученика).

Сообщение 2. Круглое озеро (приложение) (Слайд 8)

- Попробуйте сформулировать правило о том, какие еще слова кроме имен, фамилий, названий городов относятся к именам собственным.

- Продолжите: (Слайд 9)

Названия рек, озер – это тоже имена….. (собственные)

Эти слова пишутся с …… (с большой буквы)

-  Прочитайте правило в учебнике на с. 115.

- Прочитаем вместе.

   ФИЗМИНУТКА

Потрудились – отдохнем,

Встанем глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Закрепление нового материала.

Давайте вспомним, из текста, какие реки протекают вЛабинскомрайоне?  Составьте из предложенных  букв названия этих рек (работа в парах, каждой паре даётся одно название, дети составляют слова; один из пары выходит к доске и записывает получившееся название)

А теперь запишите все названия рек в первый столбик (дети записывают; учитель вывешивает на магнитную доску карточки с названиями рек)

- С какой буквы вы написали названия рек? (С большой буквы)

- А во второй столбик запишите название озера, которое встретили в тексте (вывешиваю карточку с названием озера)

  Самостоятельная работа.

- Работа с учебником. (Слайд 10)

-Добавьте новые названия рек и озёр в ваши столбики в тетрадях.

                                            Реки                                      Озёра

           Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Если работа выполнена, верно, нарисуйте красный кружок, если есть ошибка, нарисуйте желтый.

- Названия, каких рек и озер встретились?

- Какое правило вспомнили, когда писали эти названия?

VII. Итог урока. Рефлексия.

Давайте ещё раз вспомним, как пишутся названия рек и озёр? (Слайд 11)

В нашем крае много других рек и озер. О них мы не успели поговорить на этом уроке, но обязательно познакомимся с ними на уроках Кубановедения..

- Ребята, вы выполнили все задания. Названия восстановлены.

(Слайд 13)

Рефлексия:

- на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились – показываете фишку зеленого цвета;

- на уроке было всё понятно, но некоторые задания вызвали затруднение, - желтого;

- на уроке было скучно, все задания были трудными,– красного).

- Благодарю вас за то, что вы были собранными, дружными, внимательно слушали друг друга и справились со всеми заданиями. Молодцы!

VIII. Домашнее задание (дифференцированное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...