Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Расширение круга имен собственных: названия рек, озер".
план-конспект урока
Цель: расширить знания о правописании большой буквы в именах собственных.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правописанием большой буквы в названиях рек и озер;
- формировать навык правописания большой буквы в именах собственных.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, аналитико-синтетическую деятельность;
- расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- способствовать воспитанию любви к родному краю, своей малой родине.
Работать над формированием БУД:
личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком , мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания;
познавательные: формирование познавательной цели, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, выбор оснований для классификации, доказательство;
регулятивные: постановка учебной задачи, контроль, оценка (осознание качества и уровня усвоения)
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли, инициативное сотрудничество в парах, группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска
Конспект урока
русского языка в 4 классе
по теме: «Расширение круга имен собственных: названия рек, озер".
Подготовила: Стригунова М.В. – учитель начальных классов.
Тема: Расширение круга имен собственных: названия рек, озер.
Цель: расширить знания о правописании большой буквы в именах собственных.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правописанием большой буквы в названиях рек и озер;
- формировать навык правописания большой буквы в именах собственных.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, аналитико-синтетическую деятельность;
- расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- способствовать воспитанию любви к родному краю, своей малой родине.
Работать над формированием БУД:
личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком , мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания;
познавательные: формирование познавательной цели, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, выбор оснований для классификации, доказательство;
регулятивные: постановка учебной задачи, контроль, оценка (осознание качества и уровня усвоения)
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли, инициативное сотрудничество в парах, группах
Оборудование:
- карточки с текстами;
- наборы букв для составления названия рек;
- названия рек, озера;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация;
- физическая карта Краснодарского края;
- магнитная доска;
- тренажер для зрительной гимнастики;
- цветные фишки;
- карточки с домашним заданием.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение и пусть наш урок принесет вам всем успех!
А чтобы наша работа была успешной, вспомним некоторые правила успешной работы на уроке:
Игра: «Доскажи словечко».
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон.
- Это школа №8? Четвертый класс? Значит я по адресу – вам письмо.
Детям предлагается открыть конверт: они обнаруживают послание – в нем говорится, что злой волшебник стер с карты нашего края названия рек и озер. «Ключом» от злых чар будут правильно написанные задания;
- Готовы ли вы ребята помочь восстановить названия рек и озер?
(Слайд 2)
II. Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика
–Подготовим пальчики для письма.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Этот пальчик большачок,
А все вместе – кулачок!
Работа в тетрадях:
Минутка чистописания.
- Ребята, пропишите на первой строке свою фамилию, а на второй имя.
На доске образец:
Первая строка - фамилия Семенова
Вторая строка - имя Маша
- С какой буквы вы напишите фамилию и имя? (С большой буквы)
- Почему мы пишем имя и фамилию с большой буквы? ( Это имена собственные)
Анализируем написанное. (Самооценка « зеленая фишка»)
III. Сообщение темы урока:
На магнитной доске слова:
Краснодар, Армавир, Москва, Курганинск, Белореченск( Физическая карта Краснодарского края с обозначением городов)
- Что такое Краснодар, Армавир, Москва? Как их можно назвать, одним словом? (Города)
- Запишите названия городов, но прежде вспомним, с какой буквы вы будете их писать? (С большой буквы)
- Докажите, что заглавная буква в словах употреблена правильно. (Названия городов относятся к именам собственным.Имена собственные пишутся с большой буквы).
- Зачем городам нужны названия? (Различать друг друга)
- Какое слово из шести здесь «лишнее» и почему? ( Лишнее слово – Москва, т.к. все города находятся на территории Краснодарского края, а Москва – нет) (Слайд 3)
- Название, какого города можно было бы добавить? (Название нашего города –Лабинск)
- Запишите это название. С какой буквы записали название города? (С большой буквы)
Физминутка для глаз.
На указке картинка с изображением бабочки.
- Давайте «полетим» за бабочкой.
IV. Сообщение темы урока.
Мотивация учебной деятельности.
- Посмотрите внимательно на доску. (На доске написаны слова Лаба, Кукса, Чамлык, Белая)
- Вам знакомы эти названия? Что они называют? (Они называют реки)
- Скажите, с какой буквы вы будете писать эти слова? (С большой)
- Почему? (Это названия рек)
- Ребята, какое правило, мы с вами вспомнили, записывая названия городов?
(Слайд 4)
- А как вы думаете, название рек относится к именам собственным? (Да)
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Имена собственные» и узнаем, что названия рек и озёр тоже пишутся с большой буквы. (Слайд 5)
V. Наблюдение за именами собственными.
- У вас на партах карточки с текстом, каждый возьмёт себе карточку и прочитает текст:
На уроке Кубановедения мы изучали карту Лабинскогорайона. Я учусь ею пользоваться. Нашел свой городЛабинск. Увидел, где находятся реки Лаба, Кукса, Чамлык. Узнал, что всоседнем районе есть озера – это Круглое и Черное . (Слайд 6)
Найдите в первом предложении имя собственное (Лабинский).
Почему это слово написано с заглавной буквы? (Это имя собственное, название района)
- Какие названия рек встретились в тексте? С какой буквы они написаны?
- О главной реке Лабинскогорайона вам расскажет (Ф. И. ученика).
Сообщение 1. Река Лаба (приложение) (Слайд 7)
- Теперь снова вернёмся к нашему тексту.
- Название, какого озера встретилось в тексте? (Круглое)
- Про это озеро вам расскажет (Ф. И. ученика).
Сообщение 2. Круглое озеро (приложение) (Слайд 8)
- Попробуйте сформулировать правило о том, какие еще слова кроме имен, фамилий, названий городов относятся к именам собственным.
- Продолжите: (Слайд 9)
Названия рек, озер – это тоже имена….. (собственные)
Эти слова пишутся с …… (с большой буквы)
- Прочитайте правило в учебнике на с. 115.
- Прочитаем вместе.
ФИЗМИНУТКА
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Закрепление нового материала.
- Давайте вспомним, из текста, какие реки протекают вЛабинскомрайоне? Составьте из предложенных букв названия этих рек (работа в парах, каждой паре даётся одно название, дети составляют слова; один из пары выходит к доске и записывает получившееся название)
- А теперь запишите все названия рек в первый столбик (дети записывают; учитель вывешивает на магнитную доску карточки с названиями рек)
- С какой буквы вы написали названия рек? (С большой буквы)
- А во второй столбик запишите название озера, которое встретили в тексте (вывешиваю карточку с названием озера)
Самостоятельная работа.
- Работа с учебником. (Слайд 10)
-Добавьте новые названия рек и озёр в ваши столбики в тетрадях.
Реки Озёра
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Если работа выполнена, верно, нарисуйте красный кружок, если есть ошибка, нарисуйте желтый.
- Названия, каких рек и озер встретились?
- Какое правило вспомнили, когда писали эти названия?
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Давайте ещё раз вспомним, как пишутся названия рек и озёр? (Слайд 11)
- В нашем крае много других рек и озер. О них мы не успели поговорить на этом уроке, но обязательно познакомимся с ними на уроках Кубановедения..
- Ребята, вы выполнили все задания. Названия восстановлены.
(Слайд 13)
Рефлексия:
- на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились – показываете фишку зеленого цвета;
- на уроке было всё понятно, но некоторые задания вызвали затруднение, - желтого;
- на уроке было скучно, все задания были трудными,– красного).
- Благодарю вас за то, что вы были собранными, дружными, внимательно слушали друг друга и справились со всеми заданиями. Молодцы!
VIII. Домашнее задание (дифференцированное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...