Употребление Ъ и Ь
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме
План-конспект урока по русскому языку в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum_chast_a.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 11 классе.
Составила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 Г.Агрыз РТ Галеева Л.В.
Тема: «Употребление Ъ и Ь».
Тип урока: Урок повторения и закрепления изученного материала.
Вид урока: Урок-практикум.
Обучающие цели:
1) Обобщить и систематизировать знания об основных правилах правописания приставок и употреблении Ъ и Ь на основе заданий ЕГЭ.
2) Совершенствование умения применять правописные навыки при выполнении тестов ЕГЭ.
Воспитательная цель: воспитание интереса к урокам русского языка и уважения к языку и к себе как его носителю.
Развивающие цели:
- Развитие языкового чутья.
- Развитие умения применять знания на практике.
- Развивать творческий подход к решению поставленных задач.
- Развивать уверенность в себе.
- Развивать умение действовать самостоятельно при подготовке к ЕГЭ.
- Формирование языковых, лингвистических, коммуникативных компетенций в ходе работы с текстами ЕГЭ.
Ход урока.
- Организационный момент.
- А.Орфографическая разминка. Работа по вариантам. Решение теста «Основные правила употребления приставок». Карточка № 1.(По образцу заданий А 13, А14 КИМов ЕГЭ)
1 вариант. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква
А) Бес …ильный,ро…сказни, бе…шумный.
Пр…вязать, пр…закрыть, пр…красный
Пред…юньский, дез..нфекция, контр…гра
Б) Пр…вести, пр…кормить,пр…бабушка
Р…списать,р…змножить, р…здать
О…блеск, по…писать, на…стройка
2 вариант
А) Роз…грыш, пред…стория, с…грать
Во…становить, ра…пробовать, и…брать
О…дать, о…гадка, на…вязать
Б) Пр…морский, пр…клеить, пр…мудрый
Пр…язык, пр…бабка, пр…бежка
Во…произвести, ра…секретить, ра…пылить
Фронтальный анализ работы.
Ш Б.Индивидуальные задания по изученным темам.
Подберите родственные слова с различными приставками
Имя, индустриальный, известный, интеллигентный, итог, искусный, инспектор, угол.
IV Актуализация прежних знаний.
Закрепление правила «Употребление Ъ и Ь».
Работа по учебнику ( Выполнение упражнений № 155( 3 ученика работают у доски- 3 проверяют).
- Словарная работаю. Интерьер – (тэ), -а, м.(спец). Внутреннее помещение в здании. Примечание ( в литературе - деталь, характеризующая характер героя (Обломов, Плюшкин, Собакевич)
Составить сложное предложение со словом интерьер.
№157(1 ученик работает у доски – ученики проверяют, используя сигнал «Здорово!», « Подумай!») , №158(учащиеся самостоятельно находят значения иноязычных приставок и выполняют задание с попутным комментированием)
Карточка 2.
1)В огромном городе ездим ноч..ю. 2)Осен..ю вальдшнепы часто держат..ся в старинных липовых садах. 3) Кучер в..езжает в настеж.. открытые ворота. 4) Звер..ский мороз заставил нас бежать.5) Лошадей безжалостно били плет..ми на под..емах. 6) Свар..щик надел плотные рукавицы.7)Несколько хорошеньких барышен.. рисовали портреты.8) Спряч..те от нас этот холст. 9) Фельд..егерь быстро под..ехал.10) Было принято без..апелляционное решение.11) Двух..ярусные стеллажи уже установлены.
1.Укажите номер предложения, в котором есть слово на правило, где Ъ пишется после иноязычных морфем, близких к приставкам.
2.В предложениях с 1-3 найдите наречие с Ь, оканчивающееся на шипящую.
3.Укажите номер предложения, в котором есть сложное слово с Ь,
4.В предложениях с 4-10 найдите и выпишите слова без Ь.
5.Укажите номера предложений, в котором Ь – разделительный.
Карточка № 3.
2.Распределительный диктант.
Мягкий знак | Без ь С ъ Без ъ | ||
Глагол | Существительное 3 склонения | Наречие |
Прилеч.., под..езд, горячая печ.., ноч.., меч.., грош.., идеш.., нож.., сплош.., бреш.., молодеж..,, еж.., читаеш.. задумаеш..ся, не плач.., детский плач.., не плач..те, товарищ.., извлеч.., мощ.., хвощ.., луч.., много туч.., ад..ютант, сто тысяч.., отреж..те, ин..яз, еш.., можеш..,от..езд, тиш.., растолоч.., контр..ярус, мыш.., стереч.., сторож.., проч.., глуш.., чушь.., пахуч..,, печ.., контр..удар, печ..ка, трех..язычный,печ..ной, с..экономить, картеч.., вещ.., мощ..ный, ландыш.., навзнич.., жгуч.., мелоч.., сто душ.., лиш.., настеж.., отреж.., замуж.., падеж.., упряж.., рубеж.., чертеж.., смееш..ся.
3.Контроль за усвоением знаний.(тест)
Тренинговые задания уровня А.
1 вариант.
1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) хвощ.. 3) нян..чить
2) восем..надцать 4) сплош..
2. В каком примере на месте пропуска не пишется Ь?
1) гуаш.. 3) много встреч..
2) вскач.. 4) отреж..те
- В каком ряду на месте пропуска пишется Ь?
1) не проч.., пройде..ся, пустош..
2) то..ко, каприз..ничать, подсеч..
3) назнач..те, вещ..мешок, паял..ник
4)сел..дь, подвинеш..ся, галдёж..
- В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
- отправ..те, взять на абордаж.., спрячеш..ся
- надсеч.., горюч.., милых барышен..
- проч.., разбираеш..ся, девят..сот
- звер..ский, впряч.., реч..
- В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?
1) ад..ютант, в..юга, без..участный
2) из..ян, двух..ярусный, суб..ект
3) в..едливый, двух..этажный, под..ем
4) обез..яна. с..емка, сверх.. ёмкий
6. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска
пишется Ь?
- Искакиевский собор находит..ся в Санкт-Петербурге.
- Волков боят..ся – в лес не ходить.
- Дедушке сегодня не спит..ся.
- Не разруш..те ваше счастье.
- А,Б 2)Б,В 3)Б,Г 4)В,Г
2 вариант.
1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) плющ.. 3) клян..чить
2)пят..сот 4) настеж..
2. В каком примере на месте пропуска не пишется Ь?
1) рож.. 3) много удач..
2) вскач.. 4) спряч..те
3.В каком ряду на месте пропуска пишется Ь?
1) занавес..те, стакан вишен.., пустош..
2) вол..номыслие, ухаживаеш.., из старинных чаш..
3) уйдеш.., из темных чаш.., бел..чонок
4) вафел..ница, пренебреч.., какая-то суш..
- В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
- выспиш..ся, кар..ера, корзин..щик
- глад..те, белых яблон.., наотмаш..
- проч..ный, шест..сот, лиш..
- тюмен..ский, п.ет.., ключ..
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?
1) об..кт, об..яснение, без..обидный
2) без..ядерный, под..езд, контр..аргумент
3) нераз..ясненный, кон..юктивит, фельд..егер.
4) б..ющийся, пред..утренний, неот..емлемый
6. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска
пишется Ь?
- Чудным звоном заливает..ся колокольчик.
- Ссорит..ся по пустякам могут только неумные люди.
- Нам не удаст..ся сегодня попасть на спектакль.
- За ветром не угониш..ся.
- А,Г 2) Б,В 3) Б,В,Г 4) Б,Г
Вывод: Условия выбора правописания ъ и ь знаков.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: инд.работа по карточкам, составить тест части А (10 заданий на правописание приставок, проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, чередующиеся гласные в корне слова, употребление ь и ъ знаков), упр. №154 по вариантам (1-с ь или ъ, 2- без ь или ъ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Употребление числительных в речи"
Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...
Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".
Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...
Игровые технологии для отработки употребления глагола can на уроке английского языка во 2 классе.
Данные игровые технологии способствуют активной работе учащихся при отработке глагола can, тем самым обеспечивая прочное усвоение изучаемого грамматического материала....
Система упражнений на употребление The Past Simple Tense
Публикация содержит различные тренировочные упражнения на употребление The Past Simple Tense. Упражнения расположены по степени усложнения....
Разработка урока русского языка в 6 классе: "Употребление фразеологизмов"
Данный материал содержит разработку урока по теме: " Употребление фразеологизмов", образец рабочего листа для учащихся и дополнительный материал к уроку....
Глагол и его формы. Особенности выбора и употребления
Презентация по теме "Глагол и его формы", предназначенная для использования при подготовке учащихся к ЕГЭ....