Программа кружка русского языка
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы ещё не можем уделить должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.
Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Юный филолог" | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните! (Е. Весник)
Программа кружка русского языка
«Юный филолог»
(7 -8 классы)
Составила: учитель русского языка и литературы
Кузнецова И.А.
Уляхино 2012 год
Пояснительная записка:
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно – историческому опыту человечества.
Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у учащихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы ещё не можем уделить должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.
Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Цель: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
Задачи:
-- привитие интереса учащихся к русскому языку;
-- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-- воспитание коммуникативной культуры школьников;
-- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
-- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
-- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
-- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
-- повысить общую языковую культуру;
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания:
- о русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.
Тематическое планирование.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Значение языка в жизни общества. | 1 | ||
2. | Лингвистика – наука о языке. Ученые-лингвисты. | 1 | ||
3. | Этимология – наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарём. | 1 | ||
4. | Лексическое богатство русского языка. | 1 | ||
5-6. | Лексическое значение слова Способы определения значения слова Слова однозначные и многозначные | 2 | ||
7-8. | «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Работа с толковым словарём. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. | 2 | ||
9. | Омонимы, их отличие от многозначных слов. | 1 | ||
10. | Синонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | ||
11. | Антонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | ||
12. | Почему мы так говорим? (Фразеологизмы, их выразительность.) | 1 | ||
13. | Практическая работа с фразеологическим словарём. | 1 | ||
14. | Культура речи – необходимое качество образованного человека. | 1 | ||
15. | Орфоэпические нормы. | 1 | ||
16. | Лексические нормы. | 1 | ||
17. | Грамматические нормы. | 1 | ||
18. | Синтаксические нормы. | 1 | ||
19. | Орфоэпические нормы. | 1 | ||
20. | Типы орфоэпических ошибок. | 1 | ||
21. | Ударение в словах и формах слов. | 1 | ||
22. | Произношение согласных. | 1 | ||
23. | Произношение гласных. | 1 | ||
24-25. | Изобразительно-выразительные средства языка. | 2 | ||
26. | Текст. Смысловые отношения между предложениями текста. | 1 | ||
27. | Микротема. | 1 | ||
28. | Работа с текстом. Выявление микротем. | 1 | ||
29. | Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. | 1 | ||
30. | Анаграммы. | 1 | ||
31. | Логогрифы. | 1 | ||
32. | Шарады. | 1 | ||
33. | Метаграммы. | 1 | ||
34. | Итоговое занятие. | 1 |
Список литературы:
1.Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // РЯШ. – 2004. - №2.
2.Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.
3. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.
4. Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.
5.Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии/С.Ю.Михайлова.-М.: Просвещение,2006
6. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
7. Пашкова Г.И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиям при обучении орфографии. // РЯШ. – 2004. - №5.
8. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.
9.Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1966.Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
10. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2.
11.Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
12.Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.
13.Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы/ Н.А.Шапиро.-М.:
Первое сентября.2002.
14.Ясинская С.Г. Система уроков развития речи на основе книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». // РЯШ. – 2005. - №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Русские узоры"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
программа кружка Русское слово
программа кружка...
Программа кружка русского языка "В мире этимологии" для учащихся 5 класса
Методическая разработка программы кружка по русскому языку "В мире этимологии" предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 1 час в неделю....
Программа кружка «Русское слово» «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение по...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Реализация принципа метапредметности в работе кружка «Русский язык и немецкий язык – друзья»
Каждый педагог на определённом этапе работы сталкивается с проблемой, когда дети не имеют определённой базы для изучения новой темы. Все учителя русского языка и литературы, изучая в 7 классе &l...
Календарно-тематическое планирование по кружку «Русский язык и культура речи в 11 классе».
laquo;СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕГЭ»...