Реализация принципа метапредметности в работе кружка «Русский язык и немецкий язык – друзья»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Каждый педагог на определённом этапе работы сталкивается с проблемой, когда дети не имеют определённой базы для изучения новой темы. Все учителя русского языка и литературы, изучая в 7 классе «Песню про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова знакомят обучающихся с эпохой Ивана Грозного, так как на уроках истории эта тема рассматривается позднее. Вот и у учителя немецкого языка при изучении темы «Виды придаточных предложений» возникает эта проблема. Дети не знают виды придаточных предложений в русском языке, поэтому изучение данной темы в курсе немецкого языка вызывает большие затруднения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bushmeleva_kruzhok_publikatsiya.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация принципа метапредметности в работе кружка
«Русский язык и немецкий язык – друзья»
Бушмелева Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ№7
города Слободского
Каждый педагог на определённом этапе работы сталкивается с проблемой, когда дети не имеют определённой базы для изучения новой темы. Все учителя русского языка и литературы, изучая в 7 классе «Песню про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова знакомят обучающихся с эпохой Ивана Грозного, так как на уроках истории эта тема рассматривается позднее. Вот и у учителя немецкого языка при изучении темы «Виды придаточных предложений» возникает эта проблема. Дети не знают виды придаточных предложений в русском языке, поэтому изучение данной темы в курсе немецкого языка вызывает большие затруднения.
Так и возникла идея создания курса, на занятиях которого обучающиеся 7-8 классов получают необходимые знания по теме «Синтаксис сложного предложения в русском языке», изучаемой в 9 классе.
Пропедевтический курс разработан, для того чтобы дети 7-8 классов легко и с удовольствием изучали немецкий язык, имея необходимые знания по русскому языку. Программа кружка рассчитана на 34 часа.
Программа курса имеет три раздела, в каждом разделе – несколько тем.
Содержание курса
Темы занятий по русскому языку | Темы занятий по немецкому языку | ||
Понятие о предложении | |||
Понятие о предложении в русском языке | 1 | Понятие о предложении в немецком языке | 1 |
Порядок слов в предложении. Инверсия. | 2 | Порядок слов в предложении. | 2 |
Виды сложных предложений | |||
Виды сложных предложений. Строение ССП. Союзы в ССП. | 2 | Виды сложных предложений. Строение ССП. Союзы в ССП. | 2 |
Строение СПП. Союзы и союзные слова в СПП | 2 | Строение СПП. Союзы и союзные слова в СПП | 2 |
Виды придаточных предложений | |||
Придаточное определительное | 2 | Придаточное определительное | 2 |
Придаточное дополнительное | 1 | Придаточное дополнительное | 1 |
Придаточные обстоятельственные. Виды обстоятельственных придаточных. | 1 | Придаточные обстоятельственные. Виды обстоятельственных придаточных. | 1 |
Придаточные причины | 1 | Придаточные причины | 1 |
Придаточные условия | 1 | Придаточные условия | 1 |
Придаточные времени | 1 | Придаточные времени | 1 |
Придаточные цели | 1 | Придаточные цели | 1 |
Придаточные места | 1 | Придаточные места | 1 |
Подведение итогов | 1 | Подведение итогов | 1 |
Материал подаётся таким образом: сначала на занятии тема изучается по русскому языку, а на следующем та же тема рассматривается на немецком.
На каждом занятии составляется памятка (включает теоретический материал). Страницу делим пополам. Левый столбик – материал по русскому языку в виде схем, таблиц; правый столбик – тот же материал по немецкому языку. Обучающиеся сравнивают, сопоставляют. Что общее? Чем отличаются? Используем цветные карандаши (красным выделяем то, чем отличаются схемы, а зеленым выделяем то, на что нужно обратить внимание). После изучения курса у обучающихся в тетради 17 опорных схем, таблиц, которыми удобно пользоваться как на уроках русского, так и немецкого языка. Можно использовать и в других классах при изучении синтаксиса на уроках русского языка и немецкого.
Практическая часть на каждом занятии. Предлагаем составлять предложения, тексты по темам, которые изучаются на уроках немецкого языка. Дети повторяют лексику, изученную на уроках, знакомятся с новыми словами, расширяют словарный запас.
Например, в 7 классе на уроках немецкого языка изучаются темы: «Летние каникулы», «Родина», «Визитная карточка страны», «Жизнь в большом городе» (общение). Дидактический материал подбираем по данным темам. Может возникнуть сложность с подбором материала: в 7 классе дети знают не так много слов на немецком языке. Это учитываем при подготовке дидактического материала.
Работая с предложениями на русском языке, отрабатываем синтаксический разбор предложений, составляем схемы, повторяем части речи и т.д.
На первых занятиях материал для практической работы готовят учителя. На следующих занятиях предлагаем детям составить предложения (текст) по заданной теме, а потом перевести на немецкий. Используя цветные карандаши, ребята самостоятельно выделяют, чем отличаются предложения, на что нужно обратить внимание.
На каждом занятии обучающиеся знакомятся с новыми словами, записывают в словарик.
Кружок даёт возможность использовать традиционные формы обучения и нетрадиционные. Изучение материала идёт легко, свободно. Играем, проводим викторины, решаем ребусы.
Пропедевтический курс «Русский язык и немецкий – друзья» поможет обучающимся на уроках немецкого языка в усвоении сложной темы «Виды придаточных предложений» в 7-8 классах, а по русскому языку облегчит изучение синтаксиса сложного предложения в 9 классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.
В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....
Реализация принципа креативности в процессе подготовки и проведения урока немецкого языка в 11 классе
В данном материале я хотела бы показать свою методику преподавания на отдельных уроках немецкого язык в изучении творчества Р.М.Рильке....
Реализация принципа креативности в процессе подготовки и проведения урока немецкого языка в 11 классе.
В учебнике немецкого языка для 11 классов дается несколько уроков для изучения произведений М.Рильке, но подросткам турдно дается изучение данного материала, с целью улучшения понима...
Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку.
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? ...
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку».
Выступление в рамках метапредметной недели по английскому языку...
Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"
В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету....
Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку"
Данная работа представляет собой теоретические и практические рекомендации для учителя по применению принципа метапредметности при обучении иностранному языку....