Подготовка к итоговой государственной аттестации
тест по русскому языку (9 класс) по теме
Данный материал можно использовать на уроке русского языка при подготовке к итоговой аттестации. Текст, взятый из произведения Чингиза Айтматова "Материнское поле", имеет большое воспитательное значение: помогает глубоко понять все пережитое народом в годы Великой Отечественной войны. Как в реальном контрольно-измерительном материале ГИА, представлены задания В1-В14 с решением. Задания к одному и тому же тектсу даны в двух вариантах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания В1-В14 ГИА | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(1)После того как проводили Касыма, неделю спустя пришло письмо от Маселбека. (2)В первом письме он писал, что его с товарищами по учёбе призвали в армию, местопребывание пока там же, в городе. (3)Он просил не печалиться, что не пришлось увидеться, попрощаться – кто мог знать, что так случится, жалеть об этом не надо, самое главное – вернуться с победой. (4)Второе письмо он прислал уже из Новосибирска. (5)Писал, что учится там в командирском училище, и фотокарточку свою прислал. (6)Эта карточка и сейчас висит под стеклом, потускнела уже. (7)Красивая фотография: военная форма ему идет, густые волосы зачёсаны назад, а глаза смотрят чуточку печально, задумчиво. (8)Таким он мне и снится до сих пор… (9)Алиман только раз видела Маселбека, когда он приезжал на денёк на свадьбу брата.
(10)- Смотри, мама, а Маселбек наш красивый парень, оказывается, - говорила она, разглядывая фотографию. – (11)В тот раз я его и не разглядела толком из-за занавесок, неудобно мне было, невесте, пялить оттуда глаза, постеснялась. (12)Вот хорошо было бы, если бы он вернулся и нашел себе девушку, такую же образованную, как он сам, и красивую. (13)Правда, хорошо было бы, да, мама?
(14)Я соглашалась и сама начинала мечтать об этом дне.
(15)До середины зимы более или менее спокойно было у меня на душе, письма получала от сыновей и довольствовалась этим. (16)Но тут пришло письмо от Касыма, что направляются они в сторону фронта. (17)И затаился в душе страх, сердце замирать стало. (18)А тут ещё Суванкула начали то и дело вызывать по повесткам в военкомат. (19)Что ни день – то на комиссию, то на учёт, то на переучёт. (20)Он прямо извёлся, разрываясь между поездками в военкомат и бригадирскими делами в колхозе. (21)Я почему-то не думала, что Суванкула возьмут в армию. (22)Ведь без бригадира в колхозе всё равно что без рук. (23)Однако призвали и его. (24)Узнала я об этом на току, где мы домолачивали прихваченный снегом хлеб. (25)Я как узнала – уткнула вилы в солому, прислонилась лицом к холодному черенку и стояла так, с мыслями не могла собраться. (26)Как быть, как жить дальше? (27)Двое сыновей уже там, теперь муж уходит туда же, на фронт…
*Айтматов Чингиз Торекулович (1928-2008) – киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках. Одна из замечательных фигур советской литературы, художник, мыслитель, писатель-гуманист. Автор повестей и романов «Первый учитель», «Джамиля», «Прощай, Гульсары», «Материнское поле», «И дольше века длится день…» и др.
Вариант 1.
Задания В1-В14 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям записываются словами или цифрами.
В1. Замените словосочетание пялить глаза из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 16-20 выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной в корне.
В3. Из предложений 15-18 выпишите слово, образованное присоединением основ.
В4. Из предложений 7-12 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В кратких формах причастий пишется одна буква Н».
В5. Определите вид придаточного в предложении 24.
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В первом письме он писал,(1) что его с товарищами по учёбе призвали в армию,(2) местопребывание пока там же,(3) в городе.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами.
Красивая фотография:(1) военная форма ему идет,(2) густые волосы зачёсаны назад,(3) а глаза смотрят чуточку печально,(4) задумчиво.
В8. Из предложения 2 выпишите словосочетание с несогласованным определением.
В9. Из предложения 21 выпишите грамматические основы.
В10. В предложениях 6-10 найдите страдательное причастие. Выпишите его.
В11. Среди предложений 10-13 найдите предложение с приложением. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.
В13. Среди предложений 15-18 найдите бессоюзное(-ые) сложное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого предложения.
В14. Найдите в последнем абзаце текста предложения с придаточным определительным. Напишите номера этих предложений.
Ответы.
В1. Рассматривать, разглядывать.
В2. Сердце, повесткам, поездками.
В3. Военкомат.
В4. Зачёсаны.
В5. Придаточное определительное.
В6. 1, 2.
В7. 4.
В8. С товарищами по учёбе.
В9. Я не думала; возьмут.
В10. Зачёсаны.
В11. 11.
В12. 4.
В13. 15,17.
В14. 16, 24.
Вариант 2.
Задания В1-В14 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям записываются словами или цифрами.
В1. Замените слово довольствовалась из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 15-18 выпишите слово, в корне которого имеется чередующаяся гласная.
В3. Из предложений 3-7 выпишите слова, приставки в которых всегда пишутся одинаково (не изменяются на письме).
В4. Из предложений 21-27 выпишите слово, которое имеет только множественное число.
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при приложении.
В тот раз я его и не разглядела толком из-за занавесок,(1) неудобно мне было,(2) невесте,(3) пялить оттуда глаза,(4) постеснялась.
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
Красивая фотография: военная форма ему идет,(1) густые волосы зачёсаны назад,(2) а глаза смотрят чуточку печально,(3) задумчиво.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Вот хорошо было бы,(1) если бы он вернулся и нашел себе девушку,(2) такую же образованную,(3) как он сам,(4) и красивую.
В8. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью согласование.
В9. Из предложения 15 выпишите грамматические основы.
В10. Среди предложений 10-13 найдите предложение(-я) с обращением. Напишите номер(-а) предложений(-я).
В11. Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
В13. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение, одна из частей которого соединена бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
В14. Найдите в последнем абзаце текста предложение(-я) с придаточным изъяснительным. Напишите номер(-а) этого (этих) предложения(-ий).
Ответы.
В1. Была удовлетворена.
В2. Замирать.
В3. Попрощаться, потускнела, зачёсаны, задумчиво.
В4. Вилы.
В5. 2, 3.
В6. 1.
В7. 1, 3, 4.
В8. Эта карточка.
В9. Было спокойно; получала и довольствовалась.
В10. 10, 13.
В11. 10.
В12. 6.
В13. 7.
В14. 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...
Программа подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации
программа психологического сопровождения при подготовке выпускников в ЕГЭ...
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ.
Из опыта работы подготовки к ГИА....
Выступление на РМО иностранного языка По проблеме «Методика проверки и подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации 9-х классов в новой форме ГИА и 11-х Классов в форме ЕГЭ по английскому языку».
«Особенности современной оценки качества образования»....
Условия и факторы сохранения здоровья детей при подготовке к итоговой государственной аттестации
Особую значимость и актуальность проблема здоровьесбережения учащихся приобретает в выпускных классах средних общеобразовательных школ....
Методика подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку обучающихся 9 класса
методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ...
Использование различных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы как способ успешной подготовки к итоговой государственной аттестации обучающихся
Учителя на уроках русского языка и литературы для того, чтобы урок был эффективным, чтобы заинтересовал детей, используют различные методы и приёмы. О некоторых методах и приёмах речь идёт в этой стат...