Об эффективности использования СОТ на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ
статья по русскому языку по теме
В статье рассказывается о современных образовательных технологиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение СОТ в коррекционной школе | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Об эффективности использования СОТ на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В законе РФ «Об образовании» прописано:
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Вследствие неоднородности состава группы для каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку страдают нарушениями психического развития ,что и определяет особую логику построения учебного процесса. Целью специального образования является введение в социум ребенка, по разным причинам выпадающего из него. Достичь этой цели можно, используя особые методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами . В последние годы происходят большие изменения в отечественном образовании. На смену традиционным методам обучения приходят инновационные технологии , другими словами , современные образовательные технологии. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения построен на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения. В последнее время подобное обучение приобретает все большую популярность и начинает с успехом применяться не только в экспериментальных и элитных детских садах и школах, но и в специальных коррекционных учреждениях. Целью личностно-ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного ученика, выдвигать на первый план интересы и потребности ребенка. Учитель должен помнить, что личностно – ориентированное обучение основано на равноправии. Личностно-ориентированный подход к обучению реализуется через внедрение следующих технологий:
- здоровьесберегающие технологии
- игровые технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- педагогика сотрудничества
- проблемное обучение
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
- развитие критического мышления
- система портфолио
- проектный метод обучения
- технология дистанционного обучения
- исследовательские методы
- Сегодня инновационные технологии обнаруживаются во всех областях образовательного процесса. «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». В современных требованиях оценки уровня профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения на первое место поставлен критерий «Владение современными образовательными технологиями и методиками , эффективность их применения».
Я работаю в коррекционной школе. Думаю, что любой современный учитель должен шагать в ногу со временем и уметь применять вышеперечисленные технологии. Считаю, что использование современных образовательных технологий повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции нарушений психического развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ОВЗ имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний - умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Для организации эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в своей педагогической практике я использую личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение современных инновационных технологий:
здоровьесберегающие технологии (это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся : динамические паузы, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика ,гимнастика для глаз);
педагогику сотрудничества (работа в парах, группах); компетентностно – ориентированное обучение (индивидуальный и дифференцированный подход, разноуровневые задания); игровые технологии; развивающего обучения; информационно-коммуникационные; технология портфолио.
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, плодотворным. Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. В наше время много внимания уделяется использованию информационных технологий в школе. В своей деятельности я широко использую ИКТ. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ технологии целесообразно применять на всех этапах обучения: - при изложении нового материала
- в закреплении изложенного материала
- в системе контроля и проверки
- при повторении и систематизации знаний учащихся
- при самостоятельной работе
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
- Тренажёр
- Контроль за умениями и навыками учащихся
- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы, компьютерные технологии я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала (презентации, демонстрационный материал ),закреплении(тренинги), повторении(кроссворды), контроле знаний, умений и навыков(тестировании). Использование ИКТ в своей практике мне позволяет повысить качество усвоения материала, наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, формировать у детей элементы информационной культуры, прививать навыки работы с компьютерными программами. Что в свою очередь помогает решать практические задачи : формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас; помогает организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Кроме того, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Список литературы:
1. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).
2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".
6. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065–п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
интернет ресурсы:
2. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
3. http://www.zakonrf.info/konstitucia/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"
Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и литературы
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной рабо...
"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему
quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...
Статья "Использование на уроках русского языка и литературы форм обучения, активизирующих мыслительную деятельность учащихся"
В основе темы лежит актуальная проблема формирования всесторонне развитой личности в интеллектуальном и эмоциональном, теоретическом и практическом, волевом и нравственном аспекте....