Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Шрайбер Ольга Леонидовна

      Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.  Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sinkveyna_na_urokakh_literatury.docx34.21 КБ
Office presentation icon sinkveyn_konferentsiya.ppt625 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Синквейн как активный метод обучения.

Использование синквейна на уроках русского языка и литературы»

Учитель МОУ СОШ № 31

Шрайбер Ольга Леонидовна

      Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.  Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации?

      Главной задачей школьного литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. Нельзя не согласиться с мнением академика В.В. Прозорова, что литература должна развивать и совершенствовать такие жизненно необходимые функции мозга, как его творческие комбинаторные готовности, способность к фантазии, к богатому и сложному ассоциативному мышлению.

       Уроки-диспуты, защита проектов, уроки-конференции  помогают научить ребят не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой. Главное здесь - самостоятельность усилий учащихся, стремление выразить свое собственное мнение, а не искать подтверждения чужим мыслям.

     Особое внимание в связи с этим хотелось бы уделить такой форме работы, как составление синквейна. В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.

     Безусловно, грамотные учителя знакомы с синквейном и используют его в своей работе. Однако очень часто синквейн используется только в среднем звене как некая полуигровая форма работы по развитию речи. Даже в методической литературе дидактический синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

     Вместе с тем синквейн помогает научиться осмысленно использовать понятия и определять своё отношения к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Учит излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах. Может помочь обучающимся 11 класса  подготовиться к ЕГЭ по русскому языку (блок С – написание сочинения) и литературе, и успешно сдать его. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Он требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

     В связи с этим в своей педагогической деятельности я использую систему работы с синквейном на уроках русского языка и  литературы с 5-го (а в этом году и в 4-ом)  по 11-й класс.

    Уже в младших классах я знакомлю учеников с понятием синквейна, его структурой.

     Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. (слайд 2)

    Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

     Как строится синквейн? (слайды 3,4)

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово - существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная самим автором синквейна.

Пятая строка — одно слово - вывод, резюме, характеризующие суть предмета или объекта.

(слайд 5)

Классический (традиционный) синквейн составляется из 22 слогов и пяти строк. При этом количество слогов строго определено, и считается в каждой строчке отдельно. Слоги считать легко, как и при написании хокку их можно считать просто по количеству гласных букв в словах.

В первой строке классического синквейна должно быть 2 слога, во второй 4, в третьей 6, в четвертой 8, а в пятой снова 2. То есть каждая следующая строка немного длиннее предыдущей, а 5 строка это резюме всего синквейна. Графически расположение слогов

в 5-ти строках в традиционном синквейне можно изобразить так (2—4—6—8—2).

(слайд 6)

Обратный синквейн (Reverse cinquain) пишется с обратной последовательностью слогов (2—8—6—4—2).

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) – пишется обычный синквейн, а за ним сразу же пишется еще один, но уже обратный синквейн.

Синквейн - бабочка (Butterfly cinquain) — такой синквейн составляется в 9 строк, и 5-я строка первого синквейна служит первой строкой для второго обратного синквейна, таким образом написанный на бумаге такой синквейн похож на бабочку.

Корона синквейнов (Crown cinquain) – это пять обыкновенных классических синквейнов, которые пишутся на одну тему  и образуют собой небольшой рассказ.

Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) – из короны синквейнов делают еще шестой синквейн, просто взяв первую строчку из первого синквейна, вторую из второго и т.д.

     Четвероклассники с удовольствием пробуют писать стихи в форме синквейна, выкладывают на магнитной доске схему из отдельных фрагментов, заполняют готовый шаблон предложенными словами. (слайд 17)

      В 6–7 классах ученики могут работать с неполным синквейном для определения отсутствующей части. Например, задание “Угадай героя”: дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе данных других строк ее восстановить, то есть определить, о каком герое идет речь. Постепенно количество логических опор сокращается. Ученики учатся составлять индивидуальные и групповые синквейны по первой строке, сравнивать их и корректировать с целью совершенствования, составлять короткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).

      Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в литературном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. (слайд 8)

(слайд 9)

      В 9–10 классах составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, а его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом – словом – сочинением, дает возможность сконцентрировать внимание на самом важном. (слайды 10 -13) Эффективно использование синквейнов на уроках литературы и для подведения промежуточных итогов по пройденному произведению.

Использование синквейна при подготовке к ЕГЭ по литературе

     В 11 классе синквейн позволяет эффективно подготовиться к выполнению заданий КИМ ЕГЭ.

     Так, при обобщении материала по теме “Мысль семейная в русской литературе” класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свое задание на основе составления синквейна.

1) Составление синквейна с целью актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала

     Например, синквейн по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль” позволяет вспомнить самые существенные детали, образы, фразы, по-новому взглянуть на изученное ранее произведение, подготовить учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых русской литературой.

     Учащимся предлагается система заданий:

1. Прочтите афоризмы Стародума. Как они помогают понять авторскую позицию в комедии?

  • Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
  • В большом свете водятся премелкие души.
  • Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
  • …Невежда без души - зверь.
  • Наличные деньги – не наличные достоинства.
  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

2. Вспомните основные проблемы, рассмотренные в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.

3. Письменно ответьте на один из предложенных вопросов (5–10 предложений):

С1. Как Вы понимаете смысл названия комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”?

С2. Почему в комедии “Недоросль” Фонвизин особое внимание уделяет вопросам воспитания?

С3. Д.И. Фонвизин считал, что воспитание зависит от среды и условий формирования молодого человека. Как эта мысль развивалась в дальнейшем в русской классической литературе?

4. Для подготовки к ответу на вопрос составьте синквейн по комедии.

      Например, ученица 11 “А” класса Иванова Элина составила синквейн:

Митрофанушка

глупый несчастный

подчиняется бездельничает предает

“Не хочу учиться – хочу жениться!”

Недоросль

     На основе этого синквейна был дан развернутый ответ на вопрос “Как Вы понимаете смысл названия комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”?”

     Другие учащиеся предложили свои варианты синквейна, используя прилагательные “ленивый”, “подобный матери”, “равнодушный”, “безвольный”, “грубый”, “необразованный”, глаголы “не учится”, “грубит”, “не уважает”, афоризмы Стародума “Невежда без души зверь” и “Глупому сыну не в помощь богатство”. Следует отметить, что на базе одного синквейна можно написать развернутые ответы на все три предложенных вопроса.

2) Составление синквейна в процессе анализа фрагмента текста при выполнении заданий КИМ ЕГЭ

      Анализируя эпизод из романа Л.Н. Толстого “Война и мир”, учащиеся 11 класса составляют синквейн с опорой на приведенный в КИМах фрагмент текста и затем отвечают на один из предложенных вопросов:

С1. Какова роль данного эпизода в раскрытии характеров героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”?

С2. Какие качества героя подчеркивает автор в приведенном выше фрагменте?

С3. “Мысль семейная” - одна из самых важных в романе “Война и мир”. Кто из русских писателей поднимает вопрос семейного воспитания и в чем их позиция созвучна размышлениям Л.Н. Толстого?

     Анализируя эпизод “Князь Василий Курагин в салоне Шерер”, ученик 11 “А” класса Веслополов Игорь так охарактеризовал князя Василия: расчетливый, эгоистичный – ищет выгоду, самоустраняется, играет роль – “Мои дети – обуза моего существования” - бездуховность. Другие участники группы предложили прилагательные “бессердечный”, “равнодушный”, “корыстный”, “циничный”, фразы “Дети – это мой крест”. “Зачем родятся дети у людей, как Вы?”. В процессе обсуждения синквейнов ребята сделали верные выводы по предложенным вопросам, кратко их сформулировали, дали развернутые ответы с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3) Составление синквейна в процессе анализа самостоятельно прочитанного произведения

     Третья группа, готовясь к уроку, читала и анализировала рассказ В. Астафьева «Людочка». Им было предложено составить синквейн по рассказу, а затем ответить на один из предложенных вопросов:

С1. Как бы вы ответили на вопрос Виктора Астафьева, заданный в начале рассказа “Людочка”: “Зачем же история эта… живет во мне и жжет мое сердце?”

С2. Кто виновен в смерти Людочки?

С3. Что сближает позицию В.Астафьева с взглядами Л.Н.Толстого на воспитание молодого поколения?

      Например, ученица Чупрова Екатерина составила синквейн: Людочка – одинокая, терпеливая – страдает, помогает, нуждается (в сострадании) – “Никому до меня нет дела…” - самоубийство. Другие ученики, прочитавшие рассказ, подобрали слова “трудолюбивая”, “решительная”, “беззащитная”, “ранимая”, “ненужная”, “непонятая”, “истерзанная”, глаголы “уезжает”, “терпит”, “отчаивается”, “ищет выхода”, “повесилась”, ключевую фразу “Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему” и сделали страшный вывод – “одиночество”, “равнодушие”, “обреченность”, “отчаяние”, “смерть”. Синквейн помог одиннадцатиклассникам понять глубину трагедии совсем юной девочки, их ровесницы, выразить свои чувства, эмоции после прочтения рассказа и связать воедино три произведения, написанные в разные века. Обсуждение синквейнов в группе позволило участникам двух других групп познакомиться с рассказом В.Астафьева, который они после урока все прочитали и еще раз обсудили.

     После работы с синквейнами в группах учащиеся получили задание на дом – обобщить материалы урока и написать сочинение-рассуждение “Проблема воспитания молодого поколения в русской литературе 18-20 веков”.

     

     Могу назвать 4 причины, почему синквейн можно и нужно использовать в педагогической практике:
1. Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас.
2. Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.
3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.
4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым. Ведь если мы попросим ученика написать стихотворение, самое простенькое, самое обычное, получается далеко не у каждого. Синквейн же получается у всех.


    Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна.

  • Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
  • Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску - мотивацию.
  • Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Каждый ученик интересен своей уникальностью, и моя задача – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синквейн как активный метод обучения Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 31 Шрайбер Ольга Леонидовна

Слайд 2

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Синквейн - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет

Слайд 3

Признак (прилагательное) Признак (прилагательное) Действие ( глагол ) Тема (существительное) Предложение , состоящее из нескольких слов, - характеристика темы в целом. слово-резюме, вывод Действие ( глагол ) Действие ( глагол )

Слайд 4

Форма синквейна напоминает ёлочку 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 5

Классический ( традиционный ) синквейн составляется из 22 слогов и пяти строк . При этом количество слогов строго определено и считается в каждой строчке отдельно. В первой строке классического синквейна должно быть 2 слога, во второй 4, в третьей 6, в четвертой 8, а в пятой снова 2 (графически расположение слогов в 5-ти строках в традиционном синквейне можно изобразить так: 2—4—6—8—2). Ветер добродушно играет жизнями, снося корабли на скалы… Горе…

Слайд 6

Обратный синквейн ( Reverse cinquain ) пишется с обратной последовательностью слогов (2—8—6—4—2). Зеркальный синквейн ( Mirror cinquain ) – пишется обычный синквейн, а за ним сразу же пишется еще один, но уже обратный синквейн. Синквейн - бабочка ( Butterfly cinquain ) — такой синквейн составляется в 9 строк, и 5-я строка первого синквейна служит первой строкой для второго обратного синквейна, таким образом написанный на бумаге такой синквейн похож на бабочку. Корона синквейнов ( Crown cinquain ) – это пять обыкновенных классических синквейнов, которые пишутся на одну тему и образуют собой небольшой рассказ. Гирлянда синквейнов ( Garland cinquain ) – из короны синквейнов делают еще шестой синквейн, просто взяв первую строчку из первого синквейна, вторую из второго и т.д .

Слайд 7

Зима. Зима. 4 Г класс Снежная, пушистая. Красивая, белоснежная. Морозит, радует, развлекает. Морозит, восхищает, укрывает. У меня зимой день рождения! Мне очень нравится зима! Праздник. Время года. Глеб Шевченко Ира Прохорова Зима. Зима. Замечательная, восхитительная. Чудесная, блестящая. Щиплет щёки, веселит, восхищает. Восхищает, студит, замораживает. К нам пришла долгожданная зима. Суровая дальневосточная зима. Гололёд. Волшебница. Данил Войцехович Арина Попова Зима. Зима. Холодная, обворожительная. Красивая, белая. Околдовывает, радует, серебрится. Радует, морозит, поражает. Меня радует снежная зима! Любимое время года. Мороз. Новый год! Эллен Чолак Эльмира Меркулова

Слайд 8

При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент рефлексии мотивационного элемента в начале изучения темы

Слайд 9

Обломов 10 А класс Ленивый, душевный. Лежит, скучает, бездельничает. Его погубила обломовщина. Лишний человек. Любовь Базарова. Глубокая, страстная. Терзает, пытает, мучит. Кто не знал любви, тот всё равно что не жил. Испытание

Слайд 10

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» I – я группа II - я группа III - я группа Москва 30–х Иешуа Понтий годов Га Ноцри Пилат IV – я группа Творец (о Булгакове)

Слайд 11

М. Булгаков Терпеливый, Самозабвенный Писать, Верить, Любить Благородная завышенность требований к художнику, т.е. к себе самому . ГЕНИЙ (А. Ахматова)

Слайд 12

- Москва 30 – х (литературная); обывательская, пошлая; Доносят, предают, завидуют; Люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Бездарность.

Слайд 13

Творец. Настойчивый, замкнутый. Работать, страдать, любить. «Рукописи» настоящих творцов «не горят». Бессмертие.

Слайд 14

«Мысль семейная в русской литературе 18 – 20 веков» 1. Составление синквейна с целью актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала (например, по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») 2. Составление синквейна в процессе анализа фрагмента текста при выполнении заданий КИМ ЕГЭ (эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир») 3. Составление синквейна в процессе анализа самостоятельно прочитанного произведения (В. Астафьев «Людочка») 4. Написание сочинения-рассуждения «Проблема воспитания молодого поколения в русской литературе 18 – 20 веков».

Слайд 15

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением строчка 1 : тема (существительное) строчка 2 : определение (2 прилагательных) строчка 3 : действие (3 причастия) строчка 4 : ассоциации (4 существительных) строчка 5 : действие (3 причастия) строчка 6 : определение (2 прилагательных) строчка 7 : тема (существительное)

Слайд 16

Цветок Рождение Зеленый, яркий благоухающий, растущий, цветущий Жара, движение, солнце, пища Увядающий, замедленный, засохший Коричневый, старый Смерть Жидкость Прозрачная, холодная Освежающая, растворяющая, дающая жизнь Водоем, испарение, дождь, снег Струящаяся, замерзающая, текущая Густой, молочный Туман Вода

Слайд 17

Конференция Обобщение Интересная, полезная Встречаемся, делимся опытом, учимся «Единственный путь, ведущий к знанию,—это деятельность». Бернард Шоу Удовлетворение

Слайд 18

Удачи в творчестве! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы

Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...

Проектный метод с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Основные требования к использоваю метода проектов...

Статья: "Применение активных методов обучения на разных этапах урока русского языка".

Применение активных методов обучения на разных этапах урока русского языка....

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Личностно ориентированное обучение как средство   развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в  условиях...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует  активизации познавательной деятельности , что позволяет   уроки сделать  более интересными и продуктивными....