Сложноподчиненные предложения
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме

Урок-зачет по теме "Сложноподчиненные предложения" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnopodchinennye_predlozheniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Урок-зачет по теме: «Сложноподчиненные предложения».

Подготовила – Суворова Е.А. -

учитель русского языка

и литературы школы №40.

Урок-зачет по теме: «Сложноподчиненные предложения».

Цель: формирование и закрепление умений:

  1. находить главное и придаточное предложения;
  2. определять место придаточного, средства его связи с главным;
  3. отличать придаточные места от других придаточных;
  4. правильно расставлять знаки препинания;
  5. составлять схемы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Поставить цель урока.

  1. Фронтальный опрос.
  1.  - Какие предложения называются сложноподчиненными? Их отличие от сложносочиненных?
  2.  - Какие вы знаете подчинительные союзы? (что, как, если, так как, чтобы, словно, ибо, хотя)
  3.  - Союзные слова? (относительные местоимения и наречия)
  4.  - В чем отличие союзных слов от союзов? ( с.с. – члены предложения, союзы – нет)

 - Определите синтаксическую роль слова который и объясните.

                                       человек                по чему

  1. Я видел человека, который шел по дороге по направлению к городу.

        с.с.

[  х  ],  (который…).

  1.  - В главном предложении часто бывают указательные слова? На что они указывают? Назовите их.

(указывают на то, что при нем имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание)

  1.  - В каких случаях указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами?

(если придаточное поясняет все главные составные союзы: потому что, так что, так как)

  1.  - Назовите двойные союзы?

(чем - тем, если – то, так как – то)

  1.  - Место придаточного предложения?

а) неизменно

б) можно менять

а) Мы пойдем в поход, (если будет хорошая погода)

а) Лес погрузился в мрак, так что даже в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего.

10.  - Сколько придаточных может быть в предложении? (несколько)

11.  - Самые широкие по значению группы сложноподчиненных предложений?

1) определительные

2) изъяснительные

3) обстоятельственные

12.  - На какой вопрос отвечают придаточные определительные и к какому слову относятся?

(Какой? К существительному или слову, заменяющему его)

13.  - Чем прикрепляются? (союз.сл. который, что, куда, где)

14.  - Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение, что делают?

(к существительному прибавляется указательное слово)

15.  - Место  придаточных определительных в предложении?

(всегда после существительных, к которому относятся)

Составьте по схеме предложение […сущ.], (который).

16.  - Какие придаточные близки к придаточным определительным?

(местоименно-определительные)

17.  - А они к какому слову относятся?

(к местоим. тот, каждый, весь – в значении сущ.)

18.  - Где они могут стоять?

(и до, и после)

19.  - На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

(на падежные)

20.  - К чему относятся?

(к членам предложения, которые имеют значение речи, мысли и чувства.

 - Это глаголы: сказал, ответил, утверждал, спросил. Прилагательное, наречие, существительное: рад, известно, ясно, жаль, разговор, сообщение.

 Пр.: Аристотель утверждал, что «источник и поэт различаются тем, что говорят о разном».

21.  - Как прикрепляются к пояснительному слову?

1) при помощи союзов что, как, будто, чтобы

2) союзных слов: кто

3)частицы ли употреб. в значении союза

22.  - Какие виды придаточных обстоятельственных вы знаете?

1)образа действия и степени

2) места

3)времени

4)условия

5)причины

6)цели

7)сравнения

8)уступки

9)следствия

23.  - Какие их них присоединяются при помощи союзных слов?

1)места

2)образа действия и степени

24.  - Придаточные образа действия         и степени могут быть однозначными и многозначными.

а) когда однозначные (союзными словами как, сколько, насколько)

б) многозначные (союзами что, чтобы, словно, точно, будто, как будто)

  1.  - Итак, сейчас мы повторили все то, что мы знаем на данном этапе о сложноподчиненных предложениях. А теперь применим эти знания на практике.

Выполняем текст №4. (объясняю)

  1. Итоги урока:

а) Оценки за работу на уроке;

б) Домашнее задание:  выписать из произведений художественной литературы предложения на изученные виды придаточных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....

Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"

Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями  СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект....

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...