Сложноподчиненные предложения
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме
Урок-зачет по теме "Сложноподчиненные предложения" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinennye_predlozheniya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Урок-зачет по теме: «Сложноподчиненные предложения».
Подготовила – Суворова Е.А. -
учитель русского языка
и литературы школы №40.
Урок-зачет по теме: «Сложноподчиненные предложения».
Цель: формирование и закрепление умений:
- находить главное и придаточное предложения;
- определять место придаточного, средства его связи с главным;
- отличать придаточные места от других придаточных;
- правильно расставлять знаки препинания;
- составлять схемы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Поставить цель урока.
- Фронтальный опрос.
- - Какие предложения называются сложноподчиненными? Их отличие от сложносочиненных?
- - Какие вы знаете подчинительные союзы? (что, как, если, так как, чтобы, словно, ибо, хотя)
- - Союзные слова? (относительные местоимения и наречия)
- - В чем отличие союзных слов от союзов? ( с.с. – члены предложения, союзы – нет)
- Определите синтаксическую роль слова который и объясните.
человек по чему
- Я видел человека, который шел по дороге по направлению к городу.
с.с.
[ х ], (который…).
- - В главном предложении часто бывают указательные слова? На что они указывают? Назовите их.
(указывают на то, что при нем имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание)
- - В каких случаях указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами?
(если придаточное поясняет все главные составные союзы: потому что, так что, так как)
- - Назовите двойные союзы?
(чем - тем, если – то, так как – то)
- - Место придаточного предложения?
а) неизменно
б) можно менять
а) Мы пойдем в поход, (если будет хорошая погода)
а) Лес погрузился в мрак, так что даже в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего.
10. - Сколько придаточных может быть в предложении? (несколько)
11. - Самые широкие по значению группы сложноподчиненных предложений?
1) определительные
2) изъяснительные
3) обстоятельственные
12. - На какой вопрос отвечают придаточные определительные и к какому слову относятся?
(Какой? К существительному или слову, заменяющему его)
13. - Чем прикрепляются? (союз.сл. который, что, куда, где)
14. - Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение, что делают?
(к существительному прибавляется указательное слово)
15. - Место придаточных определительных в предложении?
(всегда после существительных, к которому относятся)
Составьте по схеме предложение […сущ.], (который).
16. - Какие придаточные близки к придаточным определительным?
(местоименно-определительные)
17. - А они к какому слову относятся?
(к местоим. тот, каждый, весь – в значении сущ.)
18. - Где они могут стоять?
(и до, и после)
19. - На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
(на падежные)
20. - К чему относятся?
(к членам предложения, которые имеют значение речи, мысли и чувства.
- Это глаголы: сказал, ответил, утверждал, спросил. Прилагательное, наречие, существительное: рад, известно, ясно, жаль, разговор, сообщение.
Пр.: Аристотель утверждал, что «источник и поэт различаются тем, что говорят о разном».
21. - Как прикрепляются к пояснительному слову?
1) при помощи союзов что, как, будто, чтобы
2) союзных слов: кто
3)частицы ли употреб. в значении союза
22. - Какие виды придаточных обстоятельственных вы знаете?
1)образа действия и степени
2) места
3)времени
4)условия
5)причины
6)цели
7)сравнения
8)уступки
9)следствия
23. - Какие их них присоединяются при помощи союзных слов?
1)места
2)образа действия и степени
24. - Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными.
а) когда однозначные (союзными словами как, сколько, насколько)
б) многозначные (союзами что, чтобы, словно, точно, будто, как будто)
- - Итак, сейчас мы повторили все то, что мы знаем на данном этапе о сложноподчиненных предложениях. А теперь применим эти знания на практике.
Выполняем текст №4. (объясняю)
- Итоги урока:
а) Оценки за работу на уроке;
б) Домашнее задание: выписать из произведений художественной литературы предложения на изученные виды придаточных предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»
Презентация по русскому языку...
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)
Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....
Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"
Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект....
Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....
Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...