Урок в 6 классе на метапредметной основе "Как рождаются звуки весны"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок в 6 классе на метапредметной основе "Как рождаются звуки весны". Комплексная работа с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_na_metapredmetnoy_osnove.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок на метапредметной основе:
«Как рождаются звуки весны…
Комплексная работа с текстом».
учитель русского языка и
литературы
МКОУ «СОШ
п.Восточный
Дергачевского района
Саратовской области»
Айтмухамбетова Р.Р.
Тема: «Как рождаются звуки весны… Комплексная работа с текстом»
Класс: 6
Предмет: русский язык и литература
Методический комментарий.
Интегрированные уроки русского языка и литературы решают на практике несколько задач: помогают учащимся понять язык, синтаксический строй текста, готовят их к лингвистическому анализу произведения, повышают интерес не только к литературе, но и к занятиям родным языком.
Можно спорить о том, как проводить такие уроки, какой материал подбирать для работы, но то, что такие уроки нужны – это бесспорно. На таких уроках ученики понимают, что русский язык – это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и они могут научиться владеть!
Интегрированный урок на метапредметной основе разработан с учётом требований новых стандартов, итоговой аттестации по русскому языку в 9 – 11 классах.
Как известно, в ходе обязательных экзаменов по русскому языку проверяются умения:
- извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении;
- определять средства выражения авторской позиции;
- определять принадлежность текста к определённому стилю и функционально-смысловому типу речи;
- создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Эти коммуникативные умения формируются в результате целенаправленной систематической работы с текстовым материалом, начиная с 5-го класса. Предлагаемый урок – один из вариантов комплексного анализа текста сходной проблематики, имеющего выход в практику творческой деятельности ученика.
Использование на уроках метапредметной основы, помогает детям создавать целостную картину мира. Рефлексия показывает, что такие уроки нравятся детям, развивают их.
Цели урока:
Обучающий аспект:
Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания личных глаголов, навыки языкового разбора.
Развивающий аспект:
Развивать речевые навыки и умения учащихся, чувство прекрасного, навык умения анализировать, находить и ставить проблему, искать пути её решения, делать выводы, совершенствовать наблюдательный опыт учащихся, зрительные, слуховые представления и умения, передавать свои наблюдения через звук и цвет.
Воспитательный аспект:
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Методы работы:
- частично-поисковый;
- наглядный;
- словесный;
- практический;
- фронтальная беседа;
- наблюдение.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.
Инновации: интегрированный урок на метапредметной основе.
Ключевые слова: текст, описание, художественные средства, глагол, весна, цвет, звук.
Оборудование: Плакат с формулировкой темы урока, эпиграфы, тексты отпечатанного рассказа И.С.Соколова- Микитова «Звуки весны», компьютер, видеопроектор, DVD – караоке, записи праздничного трезвона (колоколов), звуков птиц, леса; репродукции и фотографии с изображением весенней природы; портрет И.С.Соколова – Микитова.
Ход урока
- Самоопределение в деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Для вас сегодня необычно
Пройдет таинственный урок.
Но вы мне очень симпатичны,
И пусть урок пойдет вам впрок.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись, соприкоснулись ладошками и пожелали друг другу удачи, мне, гостям.
Девиз нашего урока: мы все преодолеем!
- Постановка учебной задачи:
Звучит музыкальная запись «Звуки леса».
Беседа:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о звуках).
- О каких звуках нам предстоит поговорить, если учесть время года? (о звуках весны).
- Где же их можно услышать? (в лесу, на реке, в поле, на лугу, на улице, в парке).
- Что такое звук? Что такое цвет? (дети дают свои определения).
- А как можно сформулировать тему нашего урока? (дети предлагают).
- Да, сегодня у нас необычный урок, который называется «Звуки весны».
Эпиграфами к нашему уроку будут слова М.Ивенсена:
Послушай: музыка вокруг.
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
и слова К.Г. Паустовского:
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
- Актуализация знаний.
- Когда мы идем по улице, то каждый день слышим много разных звуков. Вы, наверное, никогда не задумывались о том, что эти звуки – музыка вашего села, поселка.
- Вы, возможно, удивитесь, но у каждого населенного пункта своя мелодия, свой цвет.
- Что вы можете сказать о поселке Восточный? Что здесь можно услышать? (весёлый шум, пение птиц, смех детей, журчание ручьёв, песню жаворонка в небе).
- А вот что можно услышать ранним утром?
(Звучит музыкальная запись колоколов, затем пение птиц, грозы.)
- Что вы услышали? (звон колоколов, голоса птиц).
- Колокола – вестники начала нового светлого дня, а птицы – вестники прихода весны.
- Какое чувство вы испытали, когда слушали эти звуки? (успокоения, чистоты, лёгкости).
- Молодцы! Вы очень наблюдательны, внимательны, талантливы.
- А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное, как они рассказывают об этом?
- Сообщение целей урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Ивана Сергеевича Соколова – Микитова, который так и называется «Звуки весны».
Поработаем с этим текстом, а потом вы сами напишете сочинение – миниатюру.
- Сообщение учителя об авторе рассказа. Слайд №2
- У Ивана Сергеевича Соколова – Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах, о животных, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области, в семье лесничего. Рано узнал лес и полюбил его.
- Давайте вместе прочитаем рассказ И.С. Соколова – Микитова «Звуки весны».
- Работа с текстом.
(Чтение рассказа учителем на фоне музыкальной записи «Звуки природы».)
Слайд №3 - №11
Работа со словом «Симфония» Слайд №12
- О чем вас заставил задуматься рассказ?
Аутотренинг (на фоне музыки)
Давайте представим эту картину.
Закроем глаза. Представим, что мы находимся в предрассветный час в весеннем лесу. Веет легкий теплый ветерок. Высокие пышные деревья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждый листик, каждую веточку. Вдруг вы заметили яркий подснежник, а на его нежном листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила свои крылышки и полетела вдаль к голубому небу. И вы видите, как широко за лесом простирается поле, как сливается оно с голубизной неба… А вокруг поют птицы, перекликаясь между собой и желая всем доброго утра…
Открыли глаза.
- Итак, о чем рассказывается в тексте? Что такое текст?
- Что отражено в его заглавии? Что такое тема текста?
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение.
- К какому типу речи мы отнесем этот текст?
- Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание таким ярким?
Работа со словами «Эпитет», «Метафора». Слайд №13
- С чем автор сравнивает наступление утра? (с симфонией)
- Услышали ли вы симфонию утра?
- С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы звучания, звукоподражание)
- Прочитайте, как начинается симфония?
- Голоса каких птиц создают симфонию весны? (Запись на доске слева)
- А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых вы услышали музыку утра. Глаголы звучания и цвета. (Запись на доске справа)
- Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание.
- К какому времени относятся формы этих глаголов?
- Чего достигает автор, используя эту форму глаголов?
- Найдите глаголы, которые употреблены в переносном значении?
- Давайте посмотрим на слово «поют» со значением звука.
- Запишите его в транскрипции.
- Сколько букв и звуков? Почему не совпало?
- «Симфония». Чего больше? Звуков или букв?
- Найдите в слове «симфония» звук по паспорту: согласный, непарный, сонорный, твердый.
- «Нарастают» (Звуки нарастают) – морфемный анализ.
- Почему в корне «а»? Объясните правописание окончания глагола.
- Синтаксический разбор предложения:
Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли. (Орфограммы закрыты цветочками). Разбор, объяснение орфограмм, обозначение частей речи.
- Звуки весны связаны со своими цветами.
Игра – аукцион «Какого цвета весна?» (Победит тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее цвет, признаки весны).
- И у нас сегодня в классе преобладание этих цветов. Не правда ли?
Словом, в наш класс красавица – весна тоже заглянула!
- А какие звуки у весны? (капель, журчание ручьёв, шелест веток, листьев, крик и пение птиц)
- Вот какая у нас получилась весна: шумная, ревущая, поющая.
Да, такой колорит – сочетание различных цветов и звуков – помогает нам передать настроение весеннего дня.
Весна – от слова «веселый» (если посмотреть этимологию).
Давайте составим словарь настроений. Какое настроение у вас весной? (бодрое, жизнерадостное, приподнятое, праздничное, весёлое, восторженное, чувство удивления, изумления)
Само – и социоконструкции (для расширения словарного запаса)
- Помните наш девиз: мы все преодолеем!
- Ваши ассоциации со словом «весна»? ( Весна- это победа солнца, света. Весна – это победа воды, весенний разлив. Весна – это победа зелени.)
- А чем пахнет весна? (талым снегом, первой водой, цветами)
- Вот такое это необыкновенное время года - весна: все вокруг просыпается, пробуждается, оживает, стряхивает с себя остатки сна.
Вокруг нас - природа. И живем мы все вместе в одном большом, загадочном мире. Вам нравится этот мир? Тогда послушайте музыку и меня.
7. - Попробуйте создать небольшое описание весны с помощью назывных предложений, слушая стихотворение Андрея Дементьева «Музыка».
Приготовьтесь к работе.
Настройтесь на мир вокруг вас – мир прекрасный и бесконечно добрый.
(Стихотворение Андрея Дементьева «Музыка» читается на фоне музыкальной записи. Слайд № 14 - №19)
Послушайте симфонию весны.
Войдите в сад,
Когда он расцветает,
Где яблони,
Одетые цветами,
В задумчивость свою погружены.
Прислушайтесь…
Вот начинают скрипки
На мягких удивительных тонах.
О, как они загадочны и зыбки,
Те звуки,
Что рождаются в цветах!
А скрипачи…
Вон сколько их!
Взгляните…
Они смычками зачертили сад.
Мелодии, как золотые нити,
Над крыльями пчелиными дрожат.
Здесь все поет…
И ветви, словно флейты,
Неистово пронзают синеву…
Вы над моей фантазией не смейтесь.
Хотите, я вам «ля мажор» сорву?
1964г.
- А теперь прочитаем то, что у вас получилось.
(Дети читают свои сочинения).
- Написание сочинения – миниатюры (работа в группах).
- Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила.
Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то – в поле, кто-то – у реки. Напишите сочинение – миниатюру о том, какие звуки и цвета вы там услышали и увидели, вглядываясь в картину. (Задание выполняется, пока звучит музыка).
После того, как отзвучала мелодия, читаем несколько работ (см. приложения)
- Чье сочинение вам понравилось больше всего? Почему?
- Подведение итогов.
Вот и закончился наш весенний урок. Какие задачи ставили? Как их решили? Давайте будем внимательны ко всему тому, что нас окружает. Прислушивайтесь к удивительным звукам природы. Умейте разглядеть в поле – былинку, в лесу – веточку, блеск воды, луч заходящего солнца… Только любовью и вниманием мы сможем приблизить природу к себе. Давайте учиться тонко чувствовать и понимать прекрасное в природе.
Мы сегодня увидели весну в разном цвете, послушали звуки весны.
Я, в свою очередь, услышала и музыку ваших человеческих детских душ. Услышала, увидела, возрадовалась и поняла, что вы все очень талантливы.
Спасибо , за урок!
- Рефлексия.
На доске прикреплены смайлики, выберите тот ,который больше подходит под ваше весеннее настроение.
- Домашнее задание.
- Сегодня, когда вы после занятий выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки и цвета весны, но и запахи.
Чем пахнет весна? А дома напишите сочинение – миниатюру «Запахи весны».
Спасибо всем и удачи при работе дома.
Приложения к уроку:
Сочинение
Зимний солнечный день. Воздух тихий, прозрачный, голубой, тёплый. Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем золотистый, солнечный свет на тонких, стройных, статных белоствольных, задумчивых берёзках, пышных, колючих елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!
В центре картины пёстрые, весёлые, деловитые куры выискивают зёрнышки в талом, рыхлом снегу. Справа красуются островерхие, пушистые, вечнозелёные ели. Слева большой, бревенчатый, деревянный дом, с его крыши сползает огромная, белая-белая шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в солнечный зимний день.
Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками, как морская раковина.
Вдали виднеется большой, тёмный лес. Там ещё царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег белый-белый, как мел. Путём контраста художник подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.
Всем нравится эта чудесная, замечательная, прекрасная картина. Она создаёт весеннее, праздничное настроение. Художник хорошо показал конец долгой, суровой зимы.
Сочинение
Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: всё истомилось и ждёт тепла и света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень».
Сочинение в стихах к картине К.Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень».
Предвесенний лес уже шумит
О зелёных листьях: «Скоро! Скоро!»
Только в лапах елей он хранит
Ощущенье зимнего покоя.
Тени от берёз дрожат.
Стволы потеплели под лучами солнца.
И качается в ветвях весна
Песней ветра, новой, шумной, звонкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 5 класс " Весна - самое прекрасное время года!"
авторский план-конспект урока немецкого языка в 5 классе...
"Краски и звуки весны"
Открытый урок в 5 классе. Метод проекта на уроке музыки....
Разработка урока, 9 класс, "Звук. Характеристики звука"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка конспекта совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны»
Цель: Создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ. В конспекте описаны методы и приемы, обеспечивающие многократное повторение необходимого педагогу материала, ...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения
Метапредметный уроккак средство реализации метапредметных результатов обучения...