Урок -исследование "Улицы нашего детства"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Воронина Наталья Борисовна

Данный урок проводился в 8 классе  с целью формирования навыков исследовательской работы учащихся.

Цели:

образовательная - организовать обучение учащихся исследовательской деятельности на уроке русского языка через практическое решение лингвистических задач;

воспитательная – формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Формировались  следующие универсальные учебные действия:

регулятивные: планирование совместной работы в группах,

                          прогнозирование и корректировка результатов работы;

познавательные: нахождение необходимой информации,

                              преобразование ее из одной формы в другую;

коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний с учетом мнения группы.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, эвристический.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

     Деятельность учащихся на уроке носила поисковый характер. Они должны были не только найти нужный материал, но и проанализировать его в соответствии с поставленной перед ними задачей, найти ответ на поставленный вопрос, продумать способ подачи материала на уроке, сделать выводы, скорректировать их после публичного сообщения и ответов на вопросы.  Поиск научных знаний осуществлялся в течение 2-х уроков. Результаты были представлены в разной форме: в виде таблицы, диаграммы, текста. На уроке ученики имели возможность работать с компьютерной техникой, использовать интернет – ресурсы. Ряд источников, самых необходимых и редких, был представлен учителем.

     В результате урока ученики приобрели первоначальные навыки  проведения школьного научного исследования, получили опыт публичного выступления. Материалы урока в дальнейшем были собраны словарь-справочник «Годонимы Бежицкого района

г. Брянска», размещены в  виртуальном музее Брянского городского лицея №2 (http://brlic2museum.ru/) . Словарь стал основой для  создания и проведения фотовыставки «Старыйновый город. Бежица» в музее им. братьев Ткачевых.

    Данная технология развивает у учеников интеллектуальные умения: аналитическое  и логическое мышление. В ходе работы  формируются важнейшие речевые умения: говорение, чтение, письмо, совершенствуется умение работать с текстами разных стилей и типов речи. Но самое главное – знания ученики добывают самостоятельно, а следовательно они сохраняются гораздо дольше, чем те, которые получены в готовом виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-исследование32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Улицы нашего детства»

Цели:

образовательная - организовать обучение учащихся исследовательской деятельности на уроке русского языка через практическое решение лингвистических задач;

воспитательная – формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Формировать УУД:

регулятивные: планировать совместную работу в группах,

                          прогнозировать и корректировать результаты работы;

познавательные: находить необходимую информацию,

                              преобразовывать ее из одной формы в другую;

коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний с учетом мнения группы.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, эвристический.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Ход урока

1.Мотивационный этап. Просмотр фрагмента видеофильма «Старый город» об улице Комсомольской Бежицкого района города Брянска (название улицы не звучит).

      - О какой улице идет речь?

- Как вы это определили?

- Знакома вам данная информация?

- Интересно ли вам эта информация?

2.Целеполагание. Недавно вы получили домашнее задание: написать сочинение об улице, на которой вы живете. Многие не смогли рассказать о происхождении названия улиц. Но, может быть, это только вы столкнулась с этим затруднением? Группа ребят провела социологический опрос на улицах города. (Видеофрагмент об опросе жителей Бежицы).

- С какой проблемой столкнулись ученики во время прогулки по родной Бежице? ( Жители не знают, где находятся некоторые улицы, их старое название).

- Почему возникает эта проблема? (Нет популярного и доступного источника информации).

- Могут ли интернеткарты полностью разрешить данную проблему? (Нет, они не отражают исторические изменения названий).

3. Выдвижение гипотез.

-Что же необходимо, чтобы решить данную проблему?

( Ученики предлагают обратиться к изучению литературы, архивам, интернетисточникам, к знаниям старожилов).

- Будет ли собранная информация служить людям?

(Нет, ее надо проанализировать, систематизировать и найти способ  донести до людей).

-Сейчас вы назвали ряд этапов, по которым проводится научное         исследование. К ним нужно добавить еще несколько важных моментов. (См. приложение1)

Сегодня мы попытаемся провести научное исследование по предложенному заданию. Источники информации находятся на столе учителя.

4. Исследовательский этап. Работа в группах.

Задания.

 1 группа.  Именные улицы Брянска.

1.Найдите источники информации.

2.Выберите информацию, связанную с улицами Бежицы.

3. Проведите классификацию названий.

4. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.

2 группа. Улицы, названия которых связано с историческими событиями и знаменательными датами.

1.Найдите источники информации.

2. Выберите необходимую информацию.

3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.

3 группа. Улицы с географическими названиями.

1.Найдите источники информации.

2. Выберите необходимую информацию.

3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.

4 группа. Классификация номинаций.

1.Составьте классификацию улиц Бежицы по номинациям.

2.Проведите статистические исследования по перечню улиц, утвержденному Брянской городской администрацией. Использовать в работе данные 1-3 групп.

3.Создайте диаграмму, отражающую статистику.

5 группа. Изменение названий улиц.

1.Найдите источники информации.

2. Выберите необходимую информацию.

3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения

6 группа. Народные названия улиц.

1. Найдите таблицу с народными названиями улиц, дополните ее.

2. Определите с помощью дополнительной информации лингвистическое явление.

3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.

5. Выступление учащихся с подготовленными сообщениями.

6. Проверка гипотез, построение выводов.

Результаты работы групп.

1.Ученики нашли принцип классификации и объяснения происхождения 344 названий улично-дорожной сети Бежицкого района г. Брянска классификация проводилась по номинациям:

  • наименования улиц, называющие исторические события, явления революции и советской эпохи;
  • наименование улиц, называющие знаменательные даты;
  • наименования, связанные с именами знаменитых земляков;
  • наименования, связанные с именами деятелей советской эпохи;
  • наименования, связанные с именами героев Великой Отечественной войны;
  • наименования, связанные с именами известных критиков, писателей и поэтов России, литературных героев;
  • наименования, связанные с именами известных ученых;
  • наименования, в названиях которых отражены географические названия;
  • наименования, связанные с характерными особенностями улиц;
  • названия уличных объектов, имеющих пространственную семантику, указывающих на стороны света и отношение к другим улицам;
  • наименования улиц, называющих городские объекты;
  • наименования, связанные с названиями людей по профессии, роду занятий, национальности, общественному положению;
  • наименование улиц, называющие предметы, вещества, материалы, связанные с производственной жизнью города, профессионализмы;
  • названия, связанные с описанием рельефа местности;
  • названия, связанные с православием.

II. Учащиеся сделали  выводы после анализа информации.

1. До революции 1917 года улицы поселка Бежица имели географические названия, многие из которых сохранились до сих пор (54 улицы). Подобный выбор связан с заселением данных мест. По одной из версий на строительство нового завода, вокруг которого возник поселок Бежица, шли люди из близлежащих городов и поселков, многие искали не только работу, но и прибежище.

2. 55 улиц – именные, названные в честь исторических, политических военных деятелей, деятелей науки и культуры. Достаточно много улиц (38) имеют названия, характеризующие их особенности. Среди них самые красивые и самые спорные названия: улица Жасминная, улица Рассветов, улица Кленовая, улица Розовая, улица Рябиновая, улица Славянская, улица Весенняя, улица Ясная, улица Васильковая, улица Ореховая.

 3.  В названиях улиц отражены исторические события; связанные с революцией 1917, построением социализма и коммунизма. Улицы для этого переименовывались, однако это явление не носило всеобщего характера.

 4.  Во вновь застраиваемых микрорайонах улицы отсутствуют: микрорайон «Автозаводец», микрорайон «Московский». Микрорайон «Отрадное» представляет собой одну улицу – Вокзальную.

5. Таблица с народной топонимикой появилась по инициативе местных жителей. Сбор данной информации – это отражение через топонимы особенностей народного восприятия объекта, а главное особенностей языка жителей данного района.

            В результате исследовательской работы был собран  небольшой словарь-справочник «Годонимы  Бежицкого района г. Брянска».

Приложения №1

Этапы научного исследования

  1. Знакомство с литературой.
  2. Выявление проблемы.
  3. Постановка проблемы.
  4. Формулировка гипотезы.
  5. Планирование работы.
  6. Сбор данных.
  7. Анализ и синтез собранных данных.
  8. Подготовка сообщения.

Приложение №2

Источники информации: книги «Именные улицы Брянска», С. Кизимова «Бежица», в «Брянской газете» (1997 г.) статья «Улицы и переулки Бежицы в1912 году», интернет-ресурсы, " Постановление 2011 г. об утверждении перечня наименований элементов
улично-дорожной сети города Брянска".

Приложение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной бал "Уплывает наше детство"

Сценарий выпускного бала в 11 классе....

Классный час на тему "Зачем, ты, война, наше детство украла?"

Рассказать обучающимся - подросткам о детях войны, их сверстниках, о подвигах совершенных ими во время Великой Отечественной войны....

Сценарий выпускного вечера в 11 классе "Наше детство, прощай".

Подробный сценарий выпускного вечера в 11 классе. 2014 год....

Космос нашего детства

Данный сценарий предназначен для проведения заключительного классного часа в любом выпускном классе общеобразовательной школы....

Краткосрочный проект совместно с родителями в младшей группе на тему: «Игры нашего детства»

Краткосрочный проект совместно с родителями  в младшей группе на тему: «Игры нашего детства»...

Проект" Сказки нашего детства"

Над проектом  работали учащиеся 2а и 5 б классов. Почему? Дети 5 класса – это дети второго отделения с большой потерей слуха, с ограниченным словарным запасом, речь которых содержит много а...

Семинар-практикум для детей и родителей "Игры нашего детства"

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важнейшее место в его жизни и является главным средством его воспитания.Цели и задачи данного занятия заключаются в просвещении родителей по во...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020