Урок -исследование "Улицы нашего детства"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Данный урок проводился в 8 классе с целью формирования навыков исследовательской работы учащихся.
Цели:
образовательная - организовать обучение учащихся исследовательской деятельности на уроке русского языка через практическое решение лингвистических задач;
воспитательная – формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Формировались следующие универсальные учебные действия:
регулятивные: планирование совместной работы в группах,
прогнозирование и корректировка результатов работы;
познавательные: нахождение необходимой информации,
преобразование ее из одной формы в другую;
коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний с учетом мнения группы.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, эвристический.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Деятельность учащихся на уроке носила поисковый характер. Они должны были не только найти нужный материал, но и проанализировать его в соответствии с поставленной перед ними задачей, найти ответ на поставленный вопрос, продумать способ подачи материала на уроке, сделать выводы, скорректировать их после публичного сообщения и ответов на вопросы. Поиск научных знаний осуществлялся в течение 2-х уроков. Результаты были представлены в разной форме: в виде таблицы, диаграммы, текста. На уроке ученики имели возможность работать с компьютерной техникой, использовать интернет – ресурсы. Ряд источников, самых необходимых и редких, был представлен учителем.
В результате урока ученики приобрели первоначальные навыки проведения школьного научного исследования, получили опыт публичного выступления. Материалы урока в дальнейшем были собраны словарь-справочник «Годонимы Бежицкого района
г. Брянска», размещены в виртуальном музее Брянского городского лицея №2 (http://brlic2museum.ru/) . Словарь стал основой для создания и проведения фотовыставки «Старыйновый город. Бежица» в музее им. братьев Ткачевых.
Данная технология развивает у учеников интеллектуальные умения: аналитическое и логическое мышление. В ходе работы формируются важнейшие речевые умения: говорение, чтение, письмо, совершенствуется умение работать с текстами разных стилей и типов речи. Но самое главное – знания ученики добывают самостоятельно, а следовательно они сохраняются гораздо дольше, чем те, которые получены в готовом виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Улицы нашего детства»
Цели:
образовательная - организовать обучение учащихся исследовательской деятельности на уроке русского языка через практическое решение лингвистических задач;
воспитательная – формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Формировать УУД:
регулятивные: планировать совместную работу в группах,
прогнозировать и корректировать результаты работы;
познавательные: находить необходимую информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний с учетом мнения группы.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, эвристический.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Ход урока
1.Мотивационный этап. Просмотр фрагмента видеофильма «Старый город» об улице Комсомольской Бежицкого района города Брянска (название улицы не звучит).
- О какой улице идет речь?
- Как вы это определили?
- Знакома вам данная информация?
- Интересно ли вам эта информация?
2.Целеполагание. Недавно вы получили домашнее задание: написать сочинение об улице, на которой вы живете. Многие не смогли рассказать о происхождении названия улиц. Но, может быть, это только вы столкнулась с этим затруднением? Группа ребят провела социологический опрос на улицах города. (Видеофрагмент об опросе жителей Бежицы).
- С какой проблемой столкнулись ученики во время прогулки по родной Бежице? ( Жители не знают, где находятся некоторые улицы, их старое название).
- Почему возникает эта проблема? (Нет популярного и доступного источника информации).
- Могут ли интернеткарты полностью разрешить данную проблему? (Нет, они не отражают исторические изменения названий).
3. Выдвижение гипотез.
-Что же необходимо, чтобы решить данную проблему?
( Ученики предлагают обратиться к изучению литературы, архивам, интернетисточникам, к знаниям старожилов).
- Будет ли собранная информация служить людям?
(Нет, ее надо проанализировать, систематизировать и найти способ донести до людей).
-Сейчас вы назвали ряд этапов, по которым проводится научное исследование. К ним нужно добавить еще несколько важных моментов. (См. приложение1)
Сегодня мы попытаемся провести научное исследование по предложенному заданию. Источники информации находятся на столе учителя.
4. Исследовательский этап. Работа в группах.
Задания.
1 группа. Именные улицы Брянска.
1.Найдите источники информации.
2.Выберите информацию, связанную с улицами Бежицы.
3. Проведите классификацию названий.
4. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.
2 группа. Улицы, названия которых связано с историческими событиями и знаменательными датами.
1.Найдите источники информации.
2. Выберите необходимую информацию.
3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.
3 группа. Улицы с географическими названиями.
1.Найдите источники информации.
2. Выберите необходимую информацию.
3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.
4 группа. Классификация номинаций.
1.Составьте классификацию улиц Бежицы по номинациям.
2.Проведите статистические исследования по перечню улиц, утвержденному Брянской городской администрацией. Использовать в работе данные 1-3 групп.
3.Создайте диаграмму, отражающую статистику.
5 группа. Изменение названий улиц.
1.Найдите источники информации.
2. Выберите необходимую информацию.
3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения
6 группа. Народные названия улиц.
1. Найдите таблицу с народными названиями улиц, дополните ее.
2. Определите с помощью дополнительной информации лингвистическое явление.
3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.
5. Выступление учащихся с подготовленными сообщениями.
6. Проверка гипотез, построение выводов.
Результаты работы групп.
1.Ученики нашли принцип классификации и объяснения происхождения 344 названий улично-дорожной сети Бежицкого района г. Брянска классификация проводилась по номинациям:
- наименования улиц, называющие исторические события, явления революции и советской эпохи;
- наименование улиц, называющие знаменательные даты;
- наименования, связанные с именами знаменитых земляков;
- наименования, связанные с именами деятелей советской эпохи;
- наименования, связанные с именами героев Великой Отечественной войны;
- наименования, связанные с именами известных критиков, писателей и поэтов России, литературных героев;
- наименования, связанные с именами известных ученых;
- наименования, в названиях которых отражены географические названия;
- наименования, связанные с характерными особенностями улиц;
- названия уличных объектов, имеющих пространственную семантику, указывающих на стороны света и отношение к другим улицам;
- наименования улиц, называющих городские объекты;
- наименования, связанные с названиями людей по профессии, роду занятий, национальности, общественному положению;
- наименование улиц, называющие предметы, вещества, материалы, связанные с производственной жизнью города, профессионализмы;
- названия, связанные с описанием рельефа местности;
- названия, связанные с православием.
II. Учащиеся сделали выводы после анализа информации.
1. До революции 1917 года улицы поселка Бежица имели географические названия, многие из которых сохранились до сих пор (54 улицы). Подобный выбор связан с заселением данных мест. По одной из версий на строительство нового завода, вокруг которого возник поселок Бежица, шли люди из близлежащих городов и поселков, многие искали не только работу, но и прибежище.
2. 55 улиц – именные, названные в честь исторических, политических военных деятелей, деятелей науки и культуры. Достаточно много улиц (38) имеют названия, характеризующие их особенности. Среди них самые красивые и самые спорные названия: улица Жасминная, улица Рассветов, улица Кленовая, улица Розовая, улица Рябиновая, улица Славянская, улица Весенняя, улица Ясная, улица Васильковая, улица Ореховая.
3. В названиях улиц отражены исторические события; связанные с революцией 1917, построением социализма и коммунизма. Улицы для этого переименовывались, однако это явление не носило всеобщего характера.
4. Во вновь застраиваемых микрорайонах улицы отсутствуют: микрорайон «Автозаводец», микрорайон «Московский». Микрорайон «Отрадное» представляет собой одну улицу – Вокзальную.
5. Таблица с народной топонимикой появилась по инициативе местных жителей. Сбор данной информации – это отражение через топонимы особенностей народного восприятия объекта, а главное особенностей языка жителей данного района.
В результате исследовательской работы был собран небольшой словарь-справочник «Годонимы Бежицкого района г. Брянска».
Приложения №1
Этапы научного исследования
- Знакомство с литературой.
- Выявление проблемы.
- Постановка проблемы.
- Формулировка гипотезы.
- Планирование работы.
- Сбор данных.
- Анализ и синтез собранных данных.
- Подготовка сообщения.
Приложение №2
Источники информации: книги «Именные улицы Брянска», С. Кизимова «Бежица», в «Брянской газете» (1997 г.) статья «Улицы и переулки Бежицы в1912 году», интернет-ресурсы, " Постановление 2011 г. об утверждении перечня наименований элементов
улично-дорожной сети города Брянска".
Приложение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускной бал "Уплывает наше детство"
Сценарий выпускного бала в 11 классе....
Классный час на тему "Зачем, ты, война, наше детство украла?"
Рассказать обучающимся - подросткам о детях войны, их сверстниках, о подвигах совершенных ими во время Великой Отечественной войны....
Сценарий выпускного вечера в 11 классе "Наше детство, прощай".
Подробный сценарий выпускного вечера в 11 классе. 2014 год....
Космос нашего детства
Данный сценарий предназначен для проведения заключительного классного часа в любом выпускном классе общеобразовательной школы....
Краткосрочный проект совместно с родителями в младшей группе на тему: «Игры нашего детства»
Краткосрочный проект совместно с родителями в младшей группе на тему: «Игры нашего детства»...
Проект" Сказки нашего детства"
Над проектом работали учащиеся 2а и 5 б классов. Почему? Дети 5 класса – это дети второго отделения с большой потерей слуха, с ограниченным словарным запасом, речь которых содержит много а...
Семинар-практикум для детей и родителей "Игры нашего детства"
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важнейшее место в его жизни и является главным средством его воспитания.Цели и задачи данного занятия заключаются в просвещении родителей по во...
Комментарии
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020