Описание природы. Зима. 6 класс. Урок в лесу.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Описание природы. Зима. (Урок в Лосином острове)
Цели:
1. Опираясь на художественные тексты, музыку, живопись ,личные наблюдения учащихся , подготовиться к написанию сочинения-описания.
2.Развивать умения логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление , закрепить употребление в речи имен прилагательных.
3. Прививать эстетический вкус, стремление ярко и образно выражать свои мысли , воспитывать любовь к родной природе.
1. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его в нашем лесу, в Лосином острове, где вы часто бываете сами, с родителями и на уроках физкультуры занимаетесь на лыжах. А у нас цель другая – мы готовимся к сочинению-описанию природы. Что это за время года – зима? Кто из вас родился зимой? Наверно, для вас это особенное время года? Отгадайте загадки о зиме.
Белый Тихон С неба спихан, Где пробегает - Ковром устилает. (Снег) Не в темницу, А в светлицу Запирает он девицу. До весны девице не открыть светлицы. (Мороз и река) | Без рук, без топорища Построен мостище. (Лёд) На дворе - горой, А в избе - водой. (Сугроб) И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней) | Отдыхают мужики, На них белы колпаки, Не шиты, не вязаны. (Деревья в снегу) В круглом окне Днём стекло разбито, К вечеру вставлено. (Прорубь) | Был простой, обычный дом, (Сосульки) |
Работать на уроке вы будете в группах. За лучший ответ группа получает наклейку на одежду. В конце урока определим самую творческую группу по количеству наклеек. У каждого из вас раздаточный материал, который понадобится вам на уроке. Итак…
-Какие цвета преобладают зимой?
-Какие звуки мы можем услышать в зимнем лесу?
-Какая часть речи будет преобладать при описании зимы? (прилагательные)
Это та самая часть речи, которую мы изучаем с вами.
-Давайте подберём прилагательные и существительные к слову «зима». Какая она? (холодная, снежная, сказочная, удивительная, жестокая).
-Какие слова из этого списка являются эпитетами?
-Что такое эпитет?
-А какие существительные вы подберете? (волшебница, чародейка, колдунья, фея)…
-На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться описывать это чудесное время года.
2. Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?
Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
- Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?
Изменчивый месяц февраль –
Он любит весну, и зимы ему жаль.
Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,
А в полдень он яркие звезды роняет.
И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль,
Улыбчиво-грустный февраль.
Лежат на снегу ярко-синие тени
От черных деревьев, и, став на колени,
Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,
Над снегом колдует для тех,
Кто под снегом во мгле.
И радость морозную вешняя точит печаль
В обманчивый месяц февраль.
3. Многие поэты и писатели признавались в своей любви к этому времени года. Послушайте стихотворение.
Зима
Петр Комаров
Как будто в берлоге медведица,
Река подо льдом залегла,
И солнце по-зимнему светится,
И в поле — морозная мгла.
Вся в инее — в сизом каракуле -
Березка стоит за мостом,
И пишет смешные каракули
Лисица пушистым хвостом.
-Какое настроение создаёт у вас этот поэтический пейзаж?
-Какие изобразительныо-выразительные средства помогли вам представить картину, которую нарисовал поэт?
-Найдите эпитеты.
-Метафоры, олицетворения, сравнения.
4. Попробуйте сами подобрать выразительные средства. Распространите предложения средствами художественной выразительности.
Была ночь. В лесу трещал мороз. Верхушки елей блестели и дымились.
5. А теперь сами побудьте немножко поэтами. Вставьте на месте пропусков подходящие эпитеты. (Предлагается 2 стихотворения в зависимости от уровня группы).
Вечер тихий и морозный... (А. Блок)
Вечер (тихий) и (морозный).
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в (серебристой)
(Белоснежной) тишине
Кто-то (чистый) и (пушистый)
На моем лежал окне.
Разукрасилась зима... (М. Пожаров)
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из (прозрачных) льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В (разноцветных) огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
- Лягте, (мягкие) снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай (хрустальных) роз
(Легкие) виденья,
(Хитрые) сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем (белым)
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны (волшебные) храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
Каждая группа читает своё стихотворение. Лучшая получает наклейку. Затем учитель читает авторское произведение.
6. Читает учитель:
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входи,
Тайны леса не буди.
Лучше - тоже по секрету-
Скажет музыка об этом.
Давайте послушаем музыку Георгия Васильевича Свиридова «Тройка». Это музыкальные иллюстрации к прочитанной нами повести А.С. Пушкина «Метель». Попробуем описать словами то, что мы услышали.
-Расскажите о настроении, которое хотел передать композитор, о том, что вы представили, когда слушали эту музыку? (Когда я слушаю «Тройку» Свиридова, я представляю…)
-Похож зимний пейзаж Свиридова на стихотворения, прочитанные сегодня? Да, зима может быть совсем разной.
7. Мы увидели, что и поэт, и композитор рисуют каждый своим языком такой зимний пейзаж, каким они его видят. Каждый по-своему. Но все они восхищаются этим временем года и признаются ему в любви.
Давайте и мы попытаемся создать свой зимний пейзаж, признаться в наших чувствах красавице-зиме. На каждом из ваших раздаточных листов есть примерный план. Понаблюдайте, прогуляйтесь по лесу сейчас (10 минут). Подумайте, что вы будете писать. Дома подготовьте черновик сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.
Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)
Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...
Урок русского языка. Тема: "Описание природы. Зима".
Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей...
План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"
План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...
Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс
Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой....
Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".
Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....